ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.





 

Функция (лат.functio – исполнение) – это назначение и роль, которые выполняет институт, та польза, которую он приносит обществу.

Представители институциональной школы в социологии(С.Липсет, Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции:

1)воспроизводство членов общества. Главный институт, выполняющий эту функцию – семья, но к ней причастны и другие социальные институты (например, государство);

2)социализация – передача индивидам установленных в данном обществе норм, правил, образцов поведения и способов деятельности. Её реализуют институты семьи, образования, религии и др.;

3)производство и распределение. Обеспечиваются экономико-социальными институтами и органами власти;

4)функции управления и контроля. Осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.;

В другой системе координат на первое место ставится

--экономическая - как главная и основополагающая функция социальных институтов, обеспечивающая выживание общества. Но вместе с тем важны и функции воспроизводства людей, их воспитание, гарантирование стабильности и порядка, получение новых знаний и опыта и передача их новым поколениям и др.;

-функция социализации – воспитание людей, усвоение ими необходимых знаний, умений, навыков, норм и правил, по которым живет общество, освоение для этого социальных ролей;

-функция социального контроля - предупреждение, регулирование социальных противоречий и конфликтов, а также межличностных противоречий, создание условий для созидательной деятельности;

-функция регулирования властных отношений также направлена на стабилизацию существующей в обществе социальной структуры при помощи политических институтов, которые обеспечивают их воспроизводство и сохранение;

-функция коммуникации состоит в регулировании на основе принятых норм поведения, порядка и способов взаимного общения, регламентации методов передачи и обмена информацией, приветствия, обращения.

Ряд социальных институтов выполняет несколько функций одновременно. Например, семья выполняет функции воспроизводства человека, его социализации, социального контроля, коммуникации. В то же время, одна очень важная функция может выполняться несколькими институтами, например, функцию социализации подрастающего поколения выполняет не только семья (она в первую и главную очередь), но и школа, церковь, СМИ, государство.

С развитием общества функции социальных институтов могут перераспределяться частично или полностью от одних институтов к другим. Так, на ранних этапах существования института семьи, она выполняла производственно-экономическую функцию (внутрисемейное производство товаров и услуг). Производственная часть этой функции перестала быть всеобщей. Функция заботы о престарелых сохранилась ныне только частично, а в значительной степени перейдя к обществу и государству (благотворительные фонды, пенсии, хосписы и др.). Воспитанием наряду с семьей занимается школа и т.д.

Количество выполняемых отдельными институтами функций может значительно возрастать вместе с прогрессом общества. Так, в ранних государствах главной функцией было обеспечение внутренней и внешней безопасности, для чего взимались с населения материальные и финансовые средства. Современное государство, кроме сохранения этой задачи и взимания за это налогов, планирует и регулирует экономику, занимается широким спектром социальных проблем, среди которых социальное обеспечение и социальная помощь малоимущим, здравоохранение, образование, информация и идеологическая деятельность и др. Ранняя христианская церковь «катакомбного» периода имела задачей утешение страждущих и выработку высших моральных принципов на основе нового для того времени мировоззрения: равенства всех перед Богом, всеобщей любви, в том числе к врагам. В настоящее время она занимается и экономической деятельностью (монастырское хозяйство, магазины), издательской деятельностью, сохранением и передачей знаний (религиозные воскресные школы, семинарии и академии), а также стремится распространить образовательную деятельность на государственную общеобразовательную школу, филантропическая деятельность и т.д.

Функции социальных институтов могут быть:

-явными, если они записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом, не только вполне очевидны, но и декларированы. Такие функции более подконтрольны обществу, поскольку всегда провозглашены и опираются на старые традиции и процедуры (венчание в церкви или регистрация брака в ЗАГСе, армейская присяга, принятие законов о браке и семье или о воинской службе, здравоохранении, пенсиях и т.д.);

- латентными,если они не совпадают с заявленными целями и правилами, скрыты или остаются неосознанными для участников социального взаимодействия. Чаще всего латентные функции – непреднамеренный результат деятельности социальных институтов, но всегда это показатель потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и неформальная структуры существенно различаются. Примеры:

1) демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х гг. создало новые институты власти, заявило о стремлении улучшить жизнь народа, сделать всех собственниками национального богатства, создать в обществе цивилизованные отношения, воспитать у граждан уважение к закону.

Это явные (эксплицитные), заявленные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, в том числе появились такие её новые, ранее у нас неизвестные, формы как рэкет, рейдерский захват успешного бизнеса, подкуп криминалом правоохранительных органов и др., а уровень жизни у большей части населения упал. То, что получилось в реальности - это латентная характеристика усилий социальных институтов власти.

2)Религия имеет как явные функции, так и латентные, связанные с преувеличенным значением влияния традиций.

3)Латентные функции конфликтов заключаются в их воздействии на повышение сплоченности группы и т.д.

Социальные институты не всегда приносят обществу пользу. Если полследствия деятельности некоторых социальных институтов препятствуют другой социальной деятельности, оказывают негативное влияние на поддержание эффективной деятельности социальной системы, такое действие называют дисфункцией.И наоборот, деятельность социальных институтов рассматривается как функциональная, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Пример превращения функции в дисфункцию дает современная система российского образования. Институт образования призван обеспечивать экономику необходимым количеством специалистов высокого качества. Сегодня он не справляется со своей задачей - экономика не получает от него достаточного количества высокообразованных специалистов владеющих современными технологиями, и имеющих достаточной практической подготовки. Только за последние четверть века экономика недополучала сотни тысяч нужных ей специалистов, что привело и продолжает приводить к громадным экономическим потерям. Кроме того, поколения специалистов, подготовленные на старых традициях, занимают сейчас ключевые позиции в обществе и управляют страной тоже не всегда грамотно, не всегда с позиций современных требований. Урон же от непродуманных государственных решений вообще подсчету не поддается.

Каждое общество имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Чем более дифференцирована система социальных институтов и выше степень координации и субординации их деятельности, тем выше и качество жизни граждан. Следовательно, социальные институты – важнейшие элементы социальной структуры общества, координирующие множество индивидуальных действий людей.

В силу длительности возникновения и выращивания социальных институтов их необходимо беречь от социальных революций, во- время реформировать. Если же реформы в силу некомпетентности, корысти и безответственности его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых институтов на новые. В результате, вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые, которые очень редко выдерживают проверку временем. Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а значит будет настии громадные материальные затраты и людские потери.

 





Читайте также:
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.