Организационные структуры (ОС)
1. Иерархические (линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизионные).
2. Адаптивные (проектные, матричные, модульные, сетевые, виртуальные).
Характерные особенности иерархических структур:
а) жесткость иерархии;
б) развитые вертикальные связи;
в) жесткая формализация правил и процедур;
г) специализация деятельности;
д) централизация принятия решений;
е) формальные отношения.
1.1. Линейная структура управления – одна из простейших ОС, где присутствуют только вертикальные связи. Характерна для коллективов:
- с численностью от 30-300 работающих,
- вид деятельности – не многообразен.
Преимущества | Недостатки |
1. Единство и четкость распорядительства 2. Согласованность действий исполнителей 3. Простота управления (1 канал связи) 4. Четко выраженная ответственность 5. Оперативность в принятии решений 6. Личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности коллектива. | 1. Высокие требования к руководителю, который д.б. подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления. 2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. 3. Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами. 4. Затруднительные связи между инстанциями. 5. Концентрация власти в управляющей верхушке. |
Недостатки линейной структуры м.б. устранены функциональной структурой, где ИДЕЯ заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на конкретных специалистов. Специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (функциональные отделы).
Функциональное управление существует только наряду с линейным.
1.2. Линейно-функциональные (штабные) структуры управления – имеют самое широкое распространение, используется в средних компаниях – численность от 300-3000 чел.; разнообразные виды деятельности; большой объем производства.
Преимущества | Недостатки |
1. Высокая компетентность специалистов по функциям выполнения 2. Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 4. Уменьшение потребности специалистов широкого профиля | 1. Чрезмерная заинтересованность в решении целей и задач «своего» подразделения 2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей м-ду различными, функциональными службами 3. Появление тенденции чрезмерной централизации. 4. Длительная процедура принятия решений 5. Нарушение принципа единоначалия. |
Дивизионные структуры (от английского – «отделение») – это совокупность линейных, линейно-функциональных ОС, основанных на отделении автономных производственно-хозяйственных подразделений с предоставлением им производственной самостоятельности в получение прибыли. Имеют высший координирующий орган.
Выделяются по отраслевому признаку.
Достоинства:
1) Быстрая адаптация к изменениям внешней среды, больше внимания уделяется конкретному продукту, потребителю, региону;
2) Высшее руководство концентрирует внимание на стратегическом планировании;
3) Руководство отделениями приближено к проблемам рынка;
4) Развитие широты мышления, гибкости, предприимчивости у руководителя.
Недостатки:
1) Рост иерархичности (уровней управления);
2) Несовпадение целей автономных отделений общим целям организации;
3) Возможность возникновения меж отделенческих конфликтов;
4) Невысокая координация деятельности отделений;
5) Рост затрат на содержание управленческого аппарата;
6) Затруднения в контроле сверху донизу.
Адаптивные структуры
Характерные особенности:
1) Высокий уровень горизонтальной интеграции персонала;
2) Размытость иерархии; 3) Гибкость структуры власти;
4) Широкая специализация деятельности; 5) Временное закрепление функций;
6) Децентрализация принятия решений; 7) Неформальные отношения.
2.1. Матричная структура – наряду с линейно-функциональными подразделениями создаются временные (проектные группы) для осуществления конкретных проектов (задач).
В проектные группы выделяют специалистов из линейных и функциональных подразделений, которые подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям подразделений, где они работают постоянно.
Преимущества:
1) достижение большой гибкости, лучшее реагирование на изменение внешней среды.
2) интеграция различных видов деятельности в рамках реализуемых проектов.
3) вовлечение персонала в сферу творческой активности.
4) гибкость в распределении трудовых ресурсов.
5) сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления.
Недостатки:
1) сложность для практической реализации.
2) нарушается принцип единоначалия, что может привести к конфликтам.
3) большие затраты на содержание руководителей.
4) трудности с перспективами использования специалистов.
5) несвоевременное принятие управленческих решений.
6) структура не эффективна в кризисные периоды.
Сетевые и виртуальные структуры
Сетевая организация – это гибкая структура, объединяющая на основе
корпоративных соглашений малые и средние компании.
Традиционная иерархия замещается на структуры прямого сотрудничества, исчезают бюрократические отношения.
Контрольно-распорядительные функции менеджеров трансформируются в деятельность, связанную с лидерством: - подбор команды; обучение; организация совместной работы; представительство во внешней среде.
По мере развития информационных технологий, телекоммуникаций, «сетевые» структуры могут перейти в «виртуальные », которые делают принципиально не обязательным наличие менеджеров на рабочих местах. Концепция виртуальной организации создает новые возможности для бизнеса.