ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Число глаголов
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний о единственном и множественном числе глаголов, правильно употреблять их в речи.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: вопросы на которые отвечает глаголы в единственном и множественном числах;
уметь: различать глаголы единственного числа от глаголов множественного числа; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; находить глаголы в тексте.
Личностные: формировать положительное отношение к учению; учить самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте себе продуктивной работы на уроке. | Приветствуют. | Р.: самоорганизация |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, эвристическая беседа | 5 мин. | Морфологический и фонетический разборы Красивый цветок- морф. разбор Цветут- фон. разбор Исправь ошибки там, где необходимо. Заиц, лигушки, малина, облоко, картины. Слова какой части речи записали? На какие 2 группы их можно разделить? Подчеркните существительные мн. числа. Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит. Что можете сказать об этих словах? Что вызывает затруднение? Как можем исправить? От чего это зависит? О каких глаголах будем говорить? | Цветок- сущ., что? 1)н.ф.- цветок 2)нариц. 3)неодуш. 4)м.р. 5)и.п. 6)ед.ч. 7)подлежащее Цветут- 2сл., 6б, 6зв. ц-[ц]- согл., зв., неп., т. в[в´]- согл., зв., п., м. е[э]- гл., безуд. т[т]- согл., глух., п., т. у[у]- гл., уд. т[т]- согл., глух., п., т. Заяц, лягушки, малина, яблоко, картины Это имена существительные Ед.ч. и мн.ч. Глаголы Не подходят глаголы Изменить глагол | Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 2 мин. | Исходя из последнего вопроса, сформулируйте тему нашего урока. Поставьте цели урока. | «Число глаголов» · Закрепить нахождение числа глаголов; · Закрепить умения изменять глаголы по числам. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа Практический: Письменное упр. с грам. заданием Наглядный: учебная презентация Практический: Письменное упр. с грам. заданием | 24 мин. | Фронтальная работа ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИСТАН.ОБУЧЕНИЯ: Расскажите правило. У вас на столах лежа карточки. Вам нужно подчеркнуть глаголы и указать их число. Утром лес наполняется разными звуками. Стучат дятлы, птицы перекликаются разными голосам. Вот пчёлка жужжит над цветком. Мы осторожно идём по тропинке, стараемся не нарушить жизнь леса. А как ты относишься к природе? Упр. 192 стр.110 Спишите упражнение, укажите число глаголов, объясните написание выделенных орфограмм. Глаголы, которые передают цвета окружающих предметов | Глаголы в ед.ч. обозначают действие 1 предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал?, глаголы во мн.ч. обозначают действие 2 и более предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделают? что делали? Наполняется-ед.ч., стучат-мн.ч., перекликаются-мн.ч., жужжит-ед.ч., идем-мн.ч., стараемся-мн.ч., относишься-ед.ч. Алеет-ед.ч., светлеет-ед.ч., яснеет-ед.ч., белеют-мн.ч., зеленеют-мн.ч, потемнели-мн.ч., посинел-ед.ч. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением- алеет(алый), светлеет(светлый), яснеет(ясный), белеют(белый), зеленеют(зеленый, зелень), потемнели(темный), посинел(синий) Алеет, светлеет, белеют, зеленеют, потемнели, посинел. Край-1 слог, 4б., 4зв. к[к]- согл., глух., парн., т. р[р]- согл., зв., неп., т. а[а]- гл., уд. й[й]- согл., зв., неп., м. Светлеетвоздух,яснеетнебо, белеюттучки, зеленеют поля На реке- сущ. (что?) 1)н.ф- река 2)нариц. 3)неодуш. 4)ж.р. 5)в П.п. 6)в ед.ч. 7)второст.член предл. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания. |
Динамическая пауза Отдыхают глазки (движения глазами вверх-вниз, в лево – в право, круговые движения) Отдыхает тело. Встать,потянуться, согнуться, разогнуться, присесть, полетать, улыбнуться, сесть. | ||||
Практический: письмо по памяти | Упр. 193 стр.110 Записываем по памяти. Укажите число глаголов. Объясните название стихотворения | Название объясняет сказочное начало весны. Ударились- мн.ч., начался- ед.ч. ледоход | ||
VII. Включение в систему знаний Практический: письменное упр. с грам. заданием Наглядный: учебная презентация | 5 мин. | Употребите глаголы, которые даны в скобках в нужном числе Теплый дождь (ворвались/ ворвался) в лес, Долго (топали/ топал) по тропинке, В частый ельничек (пролегли/ пролег) (Прошумели/ прошумел) в густой осинке. В кустах (защебетал/ защебетали) птицы. В лесной глуши (прокуковала/ прокуковали) кукушки. На болоте (зашуршал/ зашуршали) камыши. Под елкой (проснулись/ проснулся) еж и (прислушался/ прислушались) | Теплый дождь ворвался в лес, Долго топал по тропинке, В частный ельничек пролег Прошумел в густой осинке. В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковали кукушки. На болоте зашуршали камыши. Под елкой проснулся еж и прислушался. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 2 мин. | Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке? Какие цели мы ставили? Достигли мы их? Кто сможет повторить нам правило по модели, которую мы составили? Молодцы! | «Число глаголов» · Закрепить нахождение числа глаголов; Закрепить умения изменять глаголы по числам. Повторяют правило по модели. | П.: анализирование результатов своего труда Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словесный: слово учителя | 1 мин. | Откройте дневники, записывайте домашнее задание. Стр. 111 упражнение 194. Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию? Ребята, поднимите зеленый карандаш, кому понравилась собственная работа на уроке. Поднимите красный карандаш, кому не понравилась работа. Молодцы! Урок окончен! | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Самооценивают. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Карточка №1
Употребите глаголы, которые даны в скобках в нужном числе
Теплый дождь (ворвались/ ворвался) в лес,
Долго (топали/ топал) по тропинке,
В частый ельничек (пролегли/ пролег)
(Прошумели/ прошумел) в густой осинке.
В кустах (защебетал/ защебетали) птицы.
В лесной глуши (прокуковала/ прокуковали) кукушки.
На болоте (зашуршал/ зашуршали) камыши.
Под елкой (проснулись/ проснулся) еж и (прислушался/ прислушались)
Неопределенная форма глагола
(начальная форма глагола)