Религия и семья
Процессы, идущие в современном обществе, не могут не затрагивать все его социальные институты и общности. Таким институтом и группой одновременно является семья. Процессы изменения структуры семьи, ее функций, ценностных предпочтений тесно включены в общий процесс социальных перемен в обществе. К факторам, воздействующим на семью и брак, относятся религия и Церковь.
К числу самых древних форм социальной жизни людей относится семья. Именно родственные связи были первоначальной формой организации общества. В условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рачках этой социальной структуры.
Можно предположить, что религия и семья столь тесно связаны между собой, что именно семья может быть понята как «естественный» носитель религии, как религиозное образование. Эта точка зрения была развита французским историком Н.Д. Фюстелем де Ку-ланжем (1830—1889) в работе «Древний город: Изучение религии, законов и институтов Греции и Рима» (1864 г.). Он одним из первых пришел к выводу, что религиозные представления являются элементом социальной среды, утверждая, что социальные институты древности (семья, городская община и т.д.) останутся загадкой, если мы не поймем религиозных верований соответствующей эпохи. На основании сравнения верований и законов Фюстель де Куланж пришел к выводу, что первобытная религия установила греческую и римскую семью, учредила брак и власть отца, обозначила степени родства и освятила право собственности и наследования.
Фюстель де Куланж говорит о том, что одной из исторически первых форм древней религии была так называемая «домашняя религия». Вся эта религия заключалась в недрах дома. Не было публичных отправлений религиозных обрядов; наоборот, все религиозные церемонии совершались только в тесном кругу семьи
|
В своем исследовании французский исследователь истории религии пришел к следующим выводам:
• религиозными центрами были первоначально не храмы, а жилища; всякий дом имел своих богов; всякий бог покровительствовал только одной семье и был богом только в одном доме; всякая семья создала себе своих богов;
• религия была основным началом древней семьи, она дала семье основные законы, установления;
• религия первых веков была исключительно домашней, таковой же была и мораль, кругозор нравственных чувств и привязанностей не переходил за тесный круг семьи;
• с ростом верований росли и формы общественной жизни; по мере того как люди начали чувствовать, что у них общие боги, они начали соединяться в более обширные группы, в которых действовали те же нормы, что были найдены и установлены в семье.
Примерно к таким же выводам о взаимоотношениях религии и семьи на ранних этапах человеческой истории пришел в своих исследованиях В.Р. Смит, исследуя древнеарабское общество в работе «Родственные отношения и брак в Древней Аравии» (1885 г.).
Р.Н. Белла, разработавший эволюционную теорию религии, пришел к выводу, что в ходе религиозной эволюции происходит постепенная «приватизация» религии, она все в большей степени становится делом сугубо частным, индивидуальным, интимным (эта же тенденция фиксируется и в теориях секуляризации). Религиозная практика и верования в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора. Возможно, поэтому сегодня многих привлекают именно религиозные ритуалы, связанные с событиями семейной жизни (бракосочетание, ритуальное оформление ее увеличения или уменьшения, религиозное воспитание детей и т.д.).
|
В деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей. Церковные деятели склонны в настоящее время рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традиционных формах.
Можно констатировать, что сегодня в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Данные социологических исследований подтверждают, что
· церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям;
· преобладают церковные мероприятия, связанные с семьей;
· среди прихожан большинство составляют женщин
Однако многие социологи сегодня указывают на тот факт, что взаимосвязь религии и семьи представляется не столь уж однозначной. Понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, и то, как повлияли эти изменения на отношения между ними. Для понимания таких изменений представляет интерес осуществленный Т. Парсонсом теоретический анализ отношений, связывающих семью ицерковь в современном обществе. Он исходит в своем анализе из того положения, что современная религия и семья, став в результате социальной дифференциации весьма специализированными структурами, утратили возможность выступать в качестве компетентных инстанций, организующих определенные сферы жизни тех или иных групп. Как семья, так и церковь в современном обществе оказывают влияние на индивидов не посредством «организаторской компетенции в определенных сферах жизни», а благодаря «мотивационному ангажементу» (семья) и «ценностному ангажементу» (церковь).
|
Утраченное значение «организующей силы» оба института компенсируют выполняемыми функциями поддержания общества в двух существенных для него процессах, связанных с «пограничными структурами» жизни индивида:
• в социализации индивида в духе данной культурной традиции (семья);
• в соотнесении человека с конечными условиями его существования («последней реальностью»), выходящими за пределы конкретных контекстов жизненного опыта, помогающих обрести смысл жизни и справиться с загадкой смерти (религия).
Однако Парсонс приходит к выводу, что в результате утраты прежних функций и значения между семьей и церковью в современном обществе возникает расхождение, которого не существовало прежде: современная семья не является больше той социальной единицей, которая имела сакральное значение и в пределах которой осуществлялась религиозная жизнь, религиозные ритуалы, «социальное тело» которых она составляла.
В большинстве обществ, поднявшихся над примитивным этапом эволюции, семья не является долговременным социальным институтом. В современном западном обществе происходит распад более крупных семейных единиц. Нуклеарная семья обособляется от более широких групп родственников. Функции, которые утрачивает семья (как кооперативное трудовое объединение, например), не являются все же для нее основополагающими. Остается главная ее функция — первичная социализация детей, и здесь семью не может заменить никакой другой институт современного общества. Однако при определенных условиях в выполнении семьей этой важнейшей социальной функции существенную роль может сыграть именно религия (религиозное воспитание детей).
В связи со сказанным социологов не может не интересовать институт семьи как важный канал формирования религиозной личности. Многие исследователи этой проблемы указывают, что религиозные впечатления, полученные ребенком в рамках семьи или через ее посредство, имеют для последующей религиозной жизни основополагающее значение (религиозная социализация). Известные английские специалисты в области психологии религии и социологии семьи М. Аргайл и Б. Бейт-Халлами считают, что религиозные установки родителей — один из наиболее важных факторов формирования религиозности новых поколений. Они приводят данные опросов студентов в США, в ходе которых те отметили, что наиболее сильное влияние на становление их религиозности оказали родители. О воздействии родителей на религиозные верования детей свидетельствует также тот факт, что большинство детей сохраняют конфессию родителей. Социологи отмечают, что большинство людей предпочитает вступать в брак с единоверцами. Так, в период с 1973 по 1978 г. в США 92,6% протестантов вступили в брак только с протестантами. Точно так же поступили 82% католиков и 88,2% евреев. Когда молодых людей спрашивают об их готовности вступить в брак с иноверцами, то они относятся к этому благосклонно, хотя на деле браки между представителями различных религиозных групп составляют лишь 6,4% (или немногим более) всех браков.
В современном российском обществе прослеживается тенденция к росту религиозной регламентации семейно-брачных отношений. Так, если в середине 80-х годов XX в. в рамках всех конфессий было обвенчано 79 840 брачных пар, то через десятилетие одной лишь Русской Православной Церковью было освящено 197 410 браков.
Данные социологических исследований еще раз подтверждают вывод о том, что, несмотря на происходящую секуляризацию семьи, как и других институтов общества, существует тесная связь между религиозным мировоззрением индивида и особенностями социализации в семье, поэтому вовсе не случайно церковь уделяет такое внимание проблемам семьи, брака, религиозным основам семейного воспитания.
Нормативные аспекты отношений религии и семьи в обществе
Раскрывая отношение религии к семье, нельзя не обратиться к свойственному тем или иным конфессиям пониманию семьи и поучениям, касающимся семейной жизни, т.е. нормативному аспекту отношения религии к семье.
Многие мировые религии (христианство, буддизм, ислам) должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с индифферентным отношением этих религий к общественной жизни в «миру» как проявлением основной религиозной установки неприятия мира. Первоначально отношение христианства к семье и браку было скорее негативным. Это во многом объясняется особенностями возникновения мировых религий как религий универсальных. Если иудаизм, из которого выросло христианство и с которым оно должно было размежеваться, основание семьи и рождение детей поднимал до религиозно-нравственного долга, то в раннем христианстве (проповедях Иисуса) звучит в основном негативное отношение к приверженности семье (см. Матф. XII, 46—50).
В посланиях ап. Павла уже нет осуждения обычной семейной жизни, но все же предпочтение отдается тем, кто может быть свободным от семейных уз: «неженатый заботится о Господнем; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». Поэтому монах, посвящая себя служению Богу, и дает обет безбрачия. Преобразования христианских представлений о семье и браке совершались довольно медленно и завершились тем, что христианство превратилось в главного глашатая обстоятельно разработанной морали семьи.
Брак — одно из семи церковных таинств, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья». В христианском браке происходит освящение союза мужчины и женщины для совместной жизни, создания семьи как малой домашней церкви, христианского воспитания детей. Таинство брака совершается в обряде венчания. В христианском браке муж и жена берут на себя определенные обязательства. Христианство тяготеет к спиритуализации брака и семьи, к углубленной трактовке личных отношений между супругами, между родителями и детьми. Брак можно назвать разновидностью теснейшего товарищества верующих.
Основные положения современного подхода Русской Православной Церкви к семье и браку изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Раздел X «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» посвящен вопросам личной, семейной и общественной нравственности. В нем говорится: «Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения. Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.
Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака... Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве... Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака.
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь».
Отдельную проблему составляет отношение христианства к контролю над деторождением. Известно, что раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения рождаемости. Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без всяких медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Об этом Русская Православная Церковь прямо заявляет в разделе XII «Проблемы биоэтики» «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», где указано: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству».
Подробно разработанные нормативные аспекты отношения к семье и браку существуют и в исламе.Ислам уделяет большое внимание семье. Женская религиозность рассматривается им как одна из основ, на которых держатся исламские ценности в обществе. Религиозная женщина, и прежде всего мать, хранительница исламских традиций в семье. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.
Ислам признает три вида брака: постоянный брак, временный брак (мута, или сига), брак с наложницами. В настоящее время практикуется, главным образом, постоянный брак. Разводы в мусульманских семьях крайне редки.
В сфере семейно-брачных отношений в исламе существует ряд запретов:
• мужчинам запрещено жениться на матери, родной сестре, теще, которые являются для него родственницами;
• мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира (неверного), ни за человека чужого Священного Писания (христианина или иудея);
• мусульманин же имеет право жениться на христианке и иудейке.
В «Основных положениях социальной программы российских мусульман» проблемам семьи и брака посвящен специальный раздел «Ислам и семья». В нем отмечается, что, несмотря на серьезные изменения в современном обществе, семья продолжает оставаться фундаментом здорового общества, одним из важнейших его социальных институтов. Российские мусульмане направляют свои усилия на укрепление семьи, поскольку семья передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. В ней познаются такие понятия, как супружеская любовь, отцовство и материнство, любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям.
В исламе регламентирована процедура заключения брака на основе брачного договора. Ислам устанавливает, что отношения между супругами не должны быть основаны на принуждении. Обязательная моногамия как институт внешнего принуждения сама по себе не может привести к возникновению любви и гармонии в браке и способствует неофициальной полигамии, при которой процветают многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не защищены.
Поэтому мусульмане считают допустимым многоженство с заключением брачного договора, устанавливающего права всех сторон, причем на первое место ставится ответственность мужчины за благо своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам. В большинстве мировых религий (например, христианстве, исламе) в качестве образца выступает патриархальная семейная система с выраженным приоритетом мужской роли. Это во многом является следствием закрепляемого религиозными нормами неравноправного положения женщины в обществе.
Религиозный институт на протяжении многих веков выступал непреклонным гарантом патриархального мироустройства. Социально-правовую дискриминацию женщин, освящаемую религиозными нормами, иногда связывают с ведущей ролью «мужского начала» в институционализации мировых религий. Например, в христианстве этому способствуют следующие представления.
1. «Мужской образ» Бога. В Ветхом Завете Бог не имеет пола, однако на протяжении всей своей истории Церковь возглавлялась мужчинами, они же выступали толкователями Священного Писания, при ссылках на Господа использовались исключительно местоимения мужского рода, христианская Троица состоит из «мужских образов» (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) и т.д. Все это привело к укоренению в общественном сознании того, что Бог — мужского рода.
2. История Божественной предопределенности подчиненного положения женщины. Основания к этому усматриваются в библейской истории о сотворении человека, в соответствии с которой первая женщина (Ева) была сотворена из ребра первого мужчины (Адама) для того, чтобы служить мужчине.
3. Две ипостаси женщины в христианской символике: Ева и Пресвятая Мария. В первой — олицетворение греховности, в другой — непорочность, вечная женственность.
4. Божественное доказательство более низкого социального статуса женщины по сравнению с мужчиной многие христианские апологеты видят в Посланиях ап. Павла. В подтверждение данного положения часто цитируются слова из Первого послания коринфянам, запрещающие женщине молиться с открытой головой, в то время как «муж не должен покрывать свою голову, потому что она есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужу, ибо не муж создан для жены, но жена для мужа; посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над ней...» (1 Кор. 11:8—10). Приводят и строки из Первого послания к Тимофею: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление...» (1 Тим. 2:11—14)
Данные положения во многом обусловили и неравноправное положение женщин в социальной организации Церкви. Провозглашенный в протестантизме догмат «о всеобщем священстве» допустил женщин к церковной иерархии. Вместе с тем число женщин-священников далеко не пропорционально их представительству в конфессиональной общине, они по-прежнему отсутствуют в высших эшелонах церковной власти.
Необходимо отметить, что в современных условиях некоторые реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство, принимая во внимание изменения, происходящие в современном обществе, прибегают в ряде случаев к новой интерпретации Священного Писания и христианских традиций в целях отказа от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.
Женский вопрос оказался одним из наиболее сложных и для реформаторов в исламе. Самое большее, на что они могут решиться, — это смягчение предписаний, касающихся узаконенного исламом многоженства, одностороннего мужского права на развод, обязательности ношения хиджаба (покрывала), символизирующего затворничество женщин, их зависимое положение.
Учения о семье и браке, нормы семейных отношений, семейные социальные роли, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают влияние на поведение приверженцев соответствующих конфессий и таким образом осуществляют функцию социального контроля в обществе.
Все это позволяет констатировать, что религия и в современном секуляризированном обществе оказывается одним из важных факторов, оказывающих влияние на развитие института семьи и брака. В каком направлении идет это влияние, какова динамика этого воздействия — эти вопросы требуют всестороннего изучения социологов.