Нормативные аспекты отношений религии и семьи в обществе




Религия и семья

Процессы, идущие в современном обществе, не могут не затраги­вать все его социальные институты и общности. Таким институтом и группой одновременно является семья. Процессы изменения струк­туры семьи, ее функций, ценностных предпочтений тесно включены в общий процесс социальных перемен в обществе. К факторам, воз­действующим на семью и брак, относятся религия и Церковь.

К числу самых древних форм социальной жизни людей отно­сится семья. Именно родственные связи были первоначальной формой организации общества. В условиях неразвитой социаль­ной дифференциации религиозные действия совершались в рач­ках этой социальной структуры.

Можно предположить, что религия и семья столь тесно связаны между собой, что именно семья может быть понята как «естественный» носитель религии, как религиозное образование. Эта точка зрения была развита французским историком Н.Д. Фюстелем де Ку-ланжем (1830—1889) в работе «Древний город: Изучение религии, законов и институтов Греции и Рима» (1864 г.). Он одним из пер­вых пришел к выводу, что религиозные представления являются элементом социальной среды, утверждая, что социальные институ­ты древности (семья, городская община и т.д.) останутся загадкой, если мы не поймем религиозных верований соответствующей эпо­хи. На основании сравнения верований и законов Фюстель де Куланж пришел к выводу, что первобытная религия установила грече­скую и римскую семью, учредила брак и власть отца, обозначила степени родства и освятила право собственности и наследования.

Фюстель де Куланж говорит о том, что одной из исторически первых форм древней религии была так называемая «домашняя ре­лигия». Вся эта религия заключалась в недрах дома. Не было пуб­личных отправлений религиозных обрядов; наоборот, все религи­озные церемонии совершались только в тесном кругу семьи

В своем исследовании французский исследователь истории ре­лигии пришел к следующим выводам:

• религиозными центрами были первоначально не храмы, а жилища; всякий дом имел своих богов; всякий бог покровительствовал только одной семье и был богом только в одном доме; всякая семья создала себе своих богов;

• религия была основным началом древней семьи, она дала се­мье основные законы, установления;

• религия первых веков была исключительно домашней, таковой же была и мораль, кругозор нравственных чувств и при­вязанностей не переходил за тесный круг семьи;

• с ростом верований росли и формы общественной жизни; по мере того как люди начали чувствовать, что у них общие боги, они начали соединяться в более обширные группы, в которых действовали те же нормы, что были найдены и уста­новлены в семье.

Примерно к таким же выводам о взаимоотношениях религии и семьи на ранних этапах человеческой истории пришел в своих ис­следованиях В.Р. Смит, исследуя древнеарабское общество в работе «Родственные отношения и брак в Древней Аравии» (1885 г.).

Р.Н. Белла, разработавший эволюционную теорию религии, пришел к выводу, что в ходе религиозной эволюции происходит постепенная «приватизация» религии, она все в большей степени становится делом сугубо частным, индивидуальным, интимным (эта же тенденция фиксируется и в теориях секуляризации). Религиоз­ная практика и верования в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора. Возможно, поэтому се­годня многих привлекают именно религиозные ритуалы, связанные с событиями семейной жизни (бракосочетание, ритуальное оформ­ление ее увеличения или уменьшения, религиозное воспитание де­тей и т.д.).

В деятельности современной христианской церкви значитель­ную долю составляет именно то, что связано с семьей. Церковные деятели склонны в настоящее время рассматривать семью как главную и нерушимую базу организованной религии в ее традици­онных формах.

Можно констатировать, что сегодня в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Данные социо­логических исследований подтверждают, что

· церковная деятельность в большей степени обращена к жен­щинам и детям;

· преобладают церковные мероприятия, связанные с семьей;

· среди прихожан большинство составляют женщин

Однако многие социологи сегодня указывают на тот факт, что взаимосвязь религии и семьи представляется не столь уж однознач­ной. Понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, и то, как повлияли эти изменения на отношения между ними. Для понимания таких изменений представляет интерес осуществленный Т. Парсонсом теоретический анализ отношений, связывающих семью ицерковь в современном обществе. Он исходит в своем анализе из того положения, что современная религия и семья, став в результате социальной дифференциации весьма специализиро­ванными структурами, утратили возможность выступать в качестве компетентных инстанций, организующих определенные сферы жиз­ни тех или иных групп. Как семья, так и церковь в современном об­ществе оказывают влияние на индивидов не посредством «организа­торской компетенции в определенных сферах жизни», а благодаря «мотивационному ангажементу» (семья) и «ценностному ангажемен­ту» (церковь).

Утраченное значение «организующей силы» оба института ком­пенсируют выполняемыми функциями поддержания общества в двух существенных для него процессах, связанных с «пограничны­ми структурами» жизни индивида:

• в социализации индивида в духе данной культурной традиции (семья);

• в соотнесении человека с конечными условиями его существова­ния («последней реальностью»), выходящими за пределы конкретных контекстов жизненного опыта, помогающих обрести смысл жизни и справиться с загадкой смерти (религия).

Однако Парсонс приходит к выводу, что в результате утраты прежних функций и значения между семьей и церковью в совре­менном обществе возникает расхождение, которого не существова­ло прежде: современная семья не является больше той социальной единицей, которая имела сакральное значение и в пределах которой осуществлялась религиозная жизнь, религиозные ритуалы, «социальное тело» которых она составляла.

В большинстве обществ, поднявшихся над примитивным эта­пом эволюции, семья не является долговременным социальным ин­ститутом. В современном западном обществе происходит распад более крупных семейных единиц. Нуклеарная семья обособляется от более широких групп родственников. Функции, которые утрачи­вает семья (как кооперативное трудовое объединение, например), не являются все же для нее основополагающими. Остается главная ее функция — первичная социализация детей, и здесь семью не мо­жет заменить никакой другой институт современного общества. Однако при определенных условиях в выполнении семьей этой важнейшей социальной функции существенную роль может сыграть именно религия (религиозное воспитание детей).

В связи со сказанным социологов не может не интересовать ин­ститут семьи как важный канал формирования религиозной лич­ности. Многие исследователи этой проблемы указывают, что рели­гиозные впечатления, полученные ребенком в рамках семьи или через ее посредство, имеют для последующей религиозной жизни основополагающее значение (религиозная социализация). Известные английские специалисты в области психологии религии и социоло­гии семьи М. Аргайл и Б. Бейт-Халлами считают, что религиозные установки родителей — один из наиболее важных факторов форми­рования религиозности новых поколений. Они приводят данные оп­росов студентов в США, в ходе которых те отметили, что наиболее сильное влияние на становление их религиозности оказали родите­ли. О воздействии родителей на религиозные верования детей сви­детельствует также тот факт, что большинство детей сохраняют конфессию родителей. Социологи отмечают, что большинство лю­дей предпочитает вступать в брак с единоверцами. Так, в период с 1973 по 1978 г. в США 92,6% протестантов вступили в брак только с протестантами. Точно так же поступили 82% католиков и 88,2% евреев. Когда молодых людей спрашивают об их готовности всту­пить в брак с иноверцами, то они относятся к этому благосклонно, хотя на деле браки между представителями различных религиозных групп составляют лишь 6,4% (или немногим более) всех браков.

В современном российском обществе прослеживается тенден­ция к росту религиозной регламентации семейно-брачных отно­шений. Так, если в середине 80-х годов XX в. в рамках всех кон­фессий было обвенчано 79 840 брачных пар, то через десятилетие одной лишь Русской Православной Церковью было освящено 197 410 браков.

Данные социологических исследований еще раз подтверждают вывод о том, что, несмотря на происходящую секуляризацию семьи, как и других институтов общества, существует тесная связь между религиозным мировоззрением индивида и особенностями социали­зации в семье, поэтому вовсе не случайно церковь уделяет такое внимание проблемам семьи, брака, религиозным основам семейно­го воспитания.

 

Нормативные аспекты отношений религии и семьи в обществе

 

Раскрывая отношение религии к семье, нельзя не обратиться к свойственному тем или иным конфессиям пониманию семьи и по­учениям, касающимся семейной жизни, т.е. нормативному аспекту отношения религии к семье.

Многие мировые религии (христианство, буддизм, ислам) должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с индиф­ферентным отношением этих религий к общественной жизни в «миру» как проявлением основной религиозной установки неприятия мира. Первоначально отношение христианства к семье и браку было скорее негативным. Это во многом объясняется особенностями возникновения мировых религий как религий универсальных. Если иудаизм, из которого выросло христианство и с которым оно долж­но было размежеваться, основание семьи и рождение детей подни­мал до религиозно-нравственного долга, то в раннем христианстве (проповедях Иисуса) звучит в основном негативное отношение к приверженности семье (см. Матф. XII, 46—50).

В посланиях ап. Павла уже нет осуждения обычной семейной жизни, но все же предпочтение отдается тем, кто может быть сво­бодным от семейных уз: «неженатый заботится о Господнем; а же­натый заботится о мирском, как угодить жене». Поэтому монах, по­свящая себя служению Богу, и дает обет безбрачия. Преобразования христианских представлений о семье и браке совершались довольно медленно и завершились тем, что христианство превратилось в главного глашатая обстоятельно разработанной морали семьи.

Брак — одно из семи церковных таинств, в которых «под ви­димым образом сообщается верующим невидимая благодать Бо­жья». В христианском браке происходит освящение союза мужчины и женщины для совместной жизни, создания семьи как малой до­машней церкви, христианского воспитания детей. Таинство брака совершается в обряде венчания. В христианском браке муж и жена берут на себя определенные обязательства. Христианство тяготеет к спиритуализации брака и семьи, к углубленной трактовке личных отношений между супругами, между родителями и детьми. Брак можно назвать разновидностью теснейшего товарищества верующих.

Основные положения современного подхода Русской Право­славной Церкви к семье и браку изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Раздел X «Основ соци­альной концепции Русской Православной Церкви» посвящен вопро­сам личной, семейной и общественной нравственности. В нем гово­рится: «Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уни­чижал брачные отношения. Для христиан брак стал не просто юри­дическим договором, средством продолжения рода и удовлетворе­ния временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, со­ставляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака... Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключен­ные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находя­щимися в блудном сожительстве... Церковь настаивает на пожизнен­ной верности супругов и нерасторжимости православного брака.

Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных свя­зей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития де­тей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпеча­ток на всю их последующую жизнь».

Отдельную проблему составляет отношение христианства к кон­тролю над деторождением. Известно, что раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторожде­нии. Для христианства всех времен принципиальный подход к во­просам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ог­раничения рождаемости. Христианство всегда критически относи­лось к использованию контрацептивов и любых методов предохра­нения. Прерывание беременности на любых сроках без всяких ме­дицинских оснований рассматривается как смертный грех. Об этом Русская Православная Церковь прямо заявляет в разделе XII «Про­блемы биоэтики» «Основ социальной концепции Русской Право­славной Церкви», где указано: «С древнейших времен Церковь рас­сматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяж­кий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству».

Подробно разработанные нормативные аспек­ты отношения к семье и браку существуют и в исламе.Ислам уделяет большое внимание семье. Женская религиозность рассматривается им как одна из ос­нов, на которых держатся исламские ценности в обществе. Религи­озная женщина, и прежде всего мать, хранительница исламских традиций в семье. Ислам негативно относится к безбрачию и мо­нашеству.

Ислам признает три вида брака: постоянный брак, временный брак (мута, или сига), брак с наложницами. В настоящее время практикуется, главным образом, постоянный брак. Разводы в му­сульманских семьях крайне редки.

В сфере семейно-брачных отношений в исламе существует ряд запретов:

• мужчинам запрещено жениться на матери, родной сестре, теще, которые являются для него родственницами;

• мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира (неверного), ни за человека чужого Священного Писания (христианина или иудея);

• мусульманин же имеет право жениться на христианке и иу­дейке.

В «Основных положениях социальной программы российских мусульман» проблемам семьи и брака посвящен специальный раз­дел «Ислам и семья». В нем отмечается, что, несмотря на серьезные изменения в современном обществе, семья продолжает оставаться фундаментом здорового общества, одним из важнейших его соци­альных институтов. Российские мусульмане направляют свои усилия на укрепление семьи, поскольку семья передает детям социаль­ные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. В ней познаются такие понятия, как супружеская любовь, отцовство и материнство, любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям.

В исламе регламентирована процедура заключения брака на ос­нове брачного договора. Ислам устанавливает, что отношения меж­ду супругами не должны быть основаны на принуждении. Обяза­тельная моногамия как институт внешнего принуждения сама по себе не может привести к возникновению любви и гармонии в бра­ке и способствует неофициальной полигамии, при которой процве­тают многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не защищены.

Поэтому мусульмане считают допустимым многоженство с за­ключением брачного договора, устанавливающего права всех сто­рон, причем на первое место ставится ответственность мужчины за благо своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам. В большинстве мировых религий (например, христианстве, исламе) в качестве образца выступает патриархальная семейная система с выраженным приоритетом мужской роли. Это во многом является следствием закрепляемого религиозными нормами неравноправного положения женщины в обществе.

Религиозный институт на протя­жении многих веков выступал непреклонным гарантом патриар­хального мироустройства. Социально-правовую дискриминацию женщин, освящаемую религиозными нормами, иногда связывают с ведущей ролью «мужского начала» в институционализации мировых религий. Например, в христианстве этому способствуют следующие представления.

1. «Мужской образ» Бога. В Ветхом Завете Бог не имеет пола, однако на протяжении всей своей истории Церковь возглавлялась мужчинами, они же выступали толкователями Священного Писа­ния, при ссылках на Господа использовались исключительно ме­стоимения мужского рода, христианская Троица состоит из «муж­ских образов» (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) и т.д. Все это привело к укоренению в общественном сознании того, что Бог — мужского рода.

2. История Божественной предопределенности подчиненного положения женщины. Основания к этому усматриваются в библей­ской истории о сотворении человека, в соответствии с которой первая женщина (Ева) была сотворена из ребра первого мужчины (Адама) для того, чтобы служить мужчине.

3. Две ипостаси женщины в христианской символике: Ева и Пресвятая Мария. В первой — олицетворение греховности, в дру­гой — непорочность, вечная женственность.

4. Божественное доказательство более низкого социального ста­туса женщины по сравнению с мужчиной многие христианские апологеты видят в Посланиях ап. Павла. В подтверждение данного положения часто цитируются слова из Первого послания коринфя­нам, запрещающие женщине молиться с открытой головой, в то время как «муж не должен покрывать свою голову, потому что она есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужу, ибо не муж соз­дан для жены, но жена для мужа; посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над ней...» (1 Кор. 11:8—10). Приводят и строки из Первого послания к Тимофею: «Жена да учится в без­молвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление...» (1 Тим. 2:11—14)

Данные положения во многом обусловили и неравноправное положение женщин в социальной организации Церкви. Провоз­глашенный в протестантизме догмат «о всеобщем священстве» до­пустил женщин к церковной иерархии. Вместе с тем число жен­щин-священников далеко не пропорционально их представительст­ву в конфессиональной общине, они по-прежнему отсутствуют в высших эшелонах церковной власти.

Необходимо отметить, что в современных условиях некоторые реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство, при­нимая во внимание изменения, происходящие в современном об­ществе, прибегают в ряде случаев к новой интерпретации Священ­ного Писания и христианских традиций в целях отказа от устано­вок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.

Женский вопрос оказался одним из наиболее сложных и для реформаторов в исламе. Самое большее, на что они могут решить­ся, — это смягчение предписаний, касающихся узаконенного ис­ламом многоженства, одностороннего мужского права на развод, обязательности ношения хиджаба (покрывала), символизирующего затворничество женщин, их зависимое положение.

Учения о семье и браке, нормы семейных отношений, семейные социальные роли, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают влияние на поведение приверженцев соответствующих кон­фессий и таким образом осуществляют функцию социального кон­троля в обществе.

Все это позволяет констатировать, что религия и в современ­ном секуляризированном обществе оказывается одним из важных факторов, оказывающих влияние на развитие института семьи и брака. В каком направлении идет это влияние, какова динамика этого воздействия — эти вопросы требуют всестороннего изучения социологов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: