Проблема гармоничного взаимодействия социально-исторических изменений и социальной устойчивости является одной из самых актуальных проблем современности. Социальные изменения реализуются непрерывно и в каждой страте человеческого сообщества. Эпоха революционных технических открытий меняет мир в его социальных, экономических и культурных измерениях. Новейшие средства передвижения, коммуникации, компьютер, интернет и другие новаторские технологии обусловили значимые социальные трансформации, которыми охвачена почти вся планета.
Радикальные и системные изменения произошли в нашей стране. Они случились так быстро, и так стихийно, что требуют особого отношения к проблеме социальных изменений, их движущим силам, источникам, типологизации и последствиям. Сам термин «социальные изменения» в данном контексте очень корректен, поскольку, в отличие от термина «социальное развитие» носит индифферентный, а не оценочный характер.
Развитие предполагает совершенно определенный тип происходящего в сторону улучшения, усовершенствования. В реальности существует масса другого вида событий – кризисы, переходные этапы, развитие, появление и исчезновение, зарождение, и так далее. Это перемены, которые не имеют никакой векторной направленности ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. Они происходят во всех сферах общества – экономике, политике, культуре, военной, технологической сфере комплексно и почти одновременно, но нас, конечно, интересует прежде всего социальная сфера. Это означает, что более пристальному рассмотрению подлежат изменения в социальной структуре, социальных институтах и организациях, в стратификации и социальных отношениях. В них можно дифференцировать определенные уровни, в которых происходят перемены:
|
- высокий, глобальный, в котором изменения фиксируются на уровне континентов и стран. Например, глобальный экономический кризис повлиял на многие стороны жизни огромного количества стран - таковыми являются миграции, пандемии, всеобщее потепление климата и т.д.;
-средний уровень - изменения в социальных институтах и организациях. Примером могут служить перемены в области российской системы образования с введением новых форм контроля знаний и принципов поступления в вузы. На институциональном и организационном уровне можно отследить изменения и в системе отечественного здравоохранения - введением новых принципов медицинского страхования и оказания профессиональных услуг;
-уровень малых, средних и больших социальных групп -появление олигархических, предпринимательских и фермерских групп, исчезновение традиционного пролетариата и т.д.).
-последний уровень, который можно выделить - изменения в межличностных отношениях, например, изменение статуса и роли женщины в семье и государстве.
С определенной степенью уверенности можно говорить только о самых общих типах социальных изменений. В частности эволюционные - небольшие, постепенные, протяженные во времени и пространстве, устойчивые и постоянные тенденции в увеличении или уменьшении, усложнении или упрощении элементов различных социальных систем. Эволюционному характеру изменений подвержены все сферы жизнедеятельности общества, все виды человеческих сообществ, экономические, политические, организационные структуры, системы ценностей и т.д. Эволюционные изменения носят накопительный характер. Со временем количественное состояние накопления каких-то новых элементов, свойств переходит в новое качественное состояние социальной системы. Этот тип социальных изменений хорошо иллюстрирует влияние накопления знаний в области биологии на прогресс социальных отношений. На некотором историческом экскурсе можно увидеть как сам кумулятивный процесс имеет такие составляющие как инновации (появление новых элементов в процессе познания и интерпретации новых знаний) и отбор (процесс через который новые знания либо осваиваются и становятся частью социальных отношений, либо отторгаются).
|
С тех пор как человек стал выделять себя из окружающей его среды, осознавать себя, он стал аккумулировать знания о живых организмах. Однако тысячи лет эти знания не имели форму науки, а были лишь предтечей науки биологии. Наши предки всегда пытались понять причину боли, ослабить ее, лечить себя и облегчить страдания умирающих, но делали это посредством ритуалов или заклинаний, а объективные знания о живой природе и строении живого организма, могли получить только в процессе приготовления пищи или во время жертвоприношений. Очень небольшая когорта избранных имела реалистические представления, например, о строении человека, поскольку еще за две тысячи лет до нашей эры в Дремнем Египте были написан правила, регулирующие медицинские аспекты в бальзамировании мумий. Но абсолютное большинство людей жило во власти авторитетов и настроений демонов, тотемов, богов и полубогов. Весь естественный мир, в их представлении, был подчинен сверхъестественному началу. Так, болезни у греков объяснялись уколами стрел разгневанного Аполлона и вылечиться можно было через жертвоприношения и восхваления богу. Но около 6 века до нашей эры в Ионии на Эгейском побережье философы, в частности Фалес, стали утверждать, что каждое событие имеет реалистичную причину и все можно объяснить, поскольку «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть». Фалес – родоначальник направления демифологизации мира и основатель стихийно-материалистической милетской школы.
|
Уверенность в том, что Вселенная может быть понята рассудком, положила начало философии рационализма. В 6 веке до нашей эры начался период рационализма и в биологии, поскольку соматику животного стали изучать для описания давно виденного. Алкмеон первым описал нервы глаза, узкую трубочку, соединяющую среднее ухо с глоткой и строение растущего внутри яйца цыпленка. Но самое знаменитое имя, связанное с истоками биологии – Гиппократ (460-370 гг. до н.э.). Стараниями Гиппократа было сформулировано очень важное положение о здоровом теле: здоровым является тело, в котором все органы и системы работают в гармонии, если гармония отсутствует – человек болен. Задача врача – понимать что такое порядок для организма, видеть изъяны в его работе и корректировать их. Гиппократ основал медицинскую школу, которая просуществовала очень долго и оставила существующую до сих пор традицию «клятвы Гиппократа». Так называемая клятва Гиппократа ему и не принадлежала, она была создана на несколько столетий позже. Известному врачевателю принадлежит одна из старейших и известнейших работ по эпилепсии. Описание причин эпилептических припадков без божественной ее интерпретации – яркий пример проявления рационализма в биологии. Именно он сформировал отношение к тому, что если причина болезни неизвестна и лечение неопределенно, то это не повод приписывать ей божественное или какое-то другое сверхъестественное начало.
Персонификация расцвета греческой науки и биологии в частности, связана с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Он проявил себя почти во всех сферах знаний, от философии, литературы, физики, политики до биологии. Его биологические работы и по прошествии многих лет остаются авторитетными. Он стал основателем естественной истории, описывая внешний вид и типичные действия живых созданий. Сгруппировав различных животных в категории, он признавал, что это не очень простая систематизация. С одной стороны, она должна идти по увеличению сложности:
- неодушевленный мир почвы, моря и воздуха, который просто существует;
- мир растений над ним, который не только существует, но и размножается. Они могут быть менее сложными и более сложными;
- мир животных, которые не только существуют, размножаются, но и двигаются. Их можно дифференцировать на тех, кто имеет красную кровь и не имеет;
- и мир человека на вершине.
С другой стороны, ученый впервые выстроил так называемую «лестницу жизни» и указывал, что в ней нет резких ступеней. Но при этом никогда не высказывал мысль о том, что одна форма жизни может со временем перейти в другую более сложную и совершенную. Это мысль, в которой заключается смысл современной теории эволюции. Но Аристотель не был эволюционистом, хотя его «лестница жизни» открывает путь к эволюционной теории.
Греческая культура нашла свое продолжение в одной из эллинистических столиц – Александрии. Птоломеи (потомки одного из сподвижников Александра Македонского) основали и поддерживали Музей – аналог современных университетов, благодаря которому были сделаны многие открытия в области математики, географии, физики, астрономии. Биология считалась менее престижной из них, но и она оставила в истории два имени – Герофилус и его ученик Эрасистрат (около 250 г. до н.э.). Учитель дифференцировал чувствительные и моторные нервы, вены и артерии; описал печень и селезенку, сетчатку глаза и первый отдел тонких кишок; яичники и простатову железу в мужском организме. Эрасистрат описал полушария человеческого мозга, увидел его отличительный объем от животного мозга и связал извилины с интеллектом. Но на этом прогресс в рациональной биологии александрийской школы закончился. Их интересы концентрировались на риторике, этике и все более уходили от естественной философии, рационального изучения природы. Биология пострадала от того, что считалось аморальным и противозаконным рассечение человеческого тела. У многих народов, в частности у евреев, а затем и у всех христиан изучение анатомии человеческого тела считалось святотатством, потому что оно было создано, по их мнению, по образу Бога.
Время господства Рима над средиземноморьем - это время застоя в развитии биологии, поскольку столетиями сохранялись открытия прошлого, но не было значительного продвижения вперед. Около 30 года до нашей эры Авл Корнелий Цельс собрал в медицинский курс соответствующие греческие знания и за это остался признанным и знаменитым на многие годы. В 60-е годы до нашей эры греческий врач Диоскоридус описал 600 видов растений с их лекарственными свойствами и тем самым заложил основы фармакологии, В этом же столетии Гай Плиний Секунд в тридцати семи томах энциклопедии собрал все знания античных авторов в области естественной истории. Правда, Плиний описывая различные виды животных и растений акцентировано выделял и отслеживал функции каждого из них в связи с человеком – как еду или опасность, лекарство, отраву и т.д., в крайнем случае, как моральный урок. Последним объективным биологом античного мира был греческий врач Гален (130-200 гг. до н.э.). В прошлом хирург на гладиаторской арене, он изучал внутреннее строение организма собак, баранов, обезьян, в которых стремился угадать анатомию человека. Религия лишала всех ученых и его лично возможности изучать человеческое тело само по себе, но Гален, проводя аналогию с животной анатомией, разрабатывал теоретические основы функционирования человеческих органов и систем. При этом искренняя вера в единого Бога позволяла ему находить знаки Божьего промысла везде и в его деятельности в том числе. Такой стереотип поведения соответствовал раннему христианству и способствовал его популярности.
Когда христианство стала доминирующей религией, дальнейшее развитие науки оказалось под угрозой. И все же некоторые ученые решались на то чтобы хотя бы сохранить мировые научные достижения. Возможно, средневековье и совсем убило ба науку, если бы не арабы с их новой молодой религией – исламом. В военном и культурном отношении они были огромной опасностью для христианской Европы, но интеллектуально – благом. Арабы нашли и перевели на арабский работы Аристотеля и Галена, изучили и сделали их своим знанием. Кроме того, подарили миру своего мусульманского биолога – врача Ибн Сину. Он больше известен в латинской интерпретации его имени как Авиценна. Принадлежащие ему многочисленные работы были основаны на медицинских теориях Гиппократа и Цельса. В это же время христианские армии вторглись в Сицилию и Испанию, а к концу 11 века крестоносцы стали проникать на Ближний Восток. Европейские ученые стали активно переводить с арабского и осваивать мусульманские учения. Так Жерар де Кремона (1114-1187) в отвоеванной Испании, где уже до него работали мусульманские ученые, перевел Гиппократа, Аристотеля, Галена на латынь. Этот этап развития науки и социальных отношений стал началом возобновления науки.
Практика анатомирования была возобновлена в позднее Средневековье в Италии. Она пользовалась дурной славой, но медицинская и судебная потребность делала ее необходимой частью жизни. Именно в этот период появились авторитетные медицинские школы в Салерно и Болонье. Некоторые нелепые социальные традиции (например, «мастеровые» - те кто делал унизительные работы по анатомированию, а значит имели объективные знания по анатомии - не имели права противоречить преподавателям) заставляли из года в год и из десятилетие в десятилетие переписывать одни и те же ошибки. Так, снова и снова «находились» галеновские признаки и сочленения животных у человека, хотя их практически не было и «мастеровые» это видели. И только в 1316 году в медицинской школе Болоньи итальянский анатом Мондино де Луцци написал первую книгу, полностью посвященную анатомии. Эта книга не в полной мере была медицинской, в ней было много социальных или даже политических моментов, поскольку у него не хватило смелости на некоторые вещи: определенная часть его описаний основаны были скорее на сведения авторитетных для его времени книг, чем на его собственные объективные наблюдения.
На изучение биологии в Италии оказала влияние эпоха Возрождения. Попытки художников изобразить трехмерное пространство приводили к необходимости изучать законы перспективы, а для того чтобы сделать тело человека зрительно более реалистичным – потребовались знания контуров кожи, мышц, сухожилий и даже строение костей. История эпохи Возрождения оставила нам имя Леонардо да Винчи (1452-1519), который рассекая тела животных и человека, изучал их, идеально иллюстрировал рисунками, находил и изображал реальное сходство. Он первым описал принципиальное сходство костей конечности человека и лошади, несмотря на их визуальное различие. Заложив основу гомологии – науки объединившей в связанные группы внешне отличающихся животных, способствовал формированию основ теории эволюции. Особый интерес вызывали у него птицы, анатомические возможности которых позволяли им летать, как впрочем, и растения, которые он педантично зарисовывал. И все-таки при всей своей гениальности да Винчи не совершил прорыва в изучении живых организмов, поскольку противостояние церкви было слишком велико.
В эпоху великих географических открытий (15-16 вв.)для ученых открылся огромный и неизученный мир животных и растений Азии, Африки и Америки. Анализ новых данных изменил и смешал ряд непреложных, казалось бы, канонов. Так, итальянский ботаник Просперо Альпини (1553-1617) догадался, что финиковые пальмы бывают мужские и женские, хотя древние греки знали это и писали об этом. Альпини первым описал для европейцев кофейные растения. В целом, Европа выходила из темного межвременья средневековья и достигала уровня древнегреческой науки и биологии в частности. Шагом вперед по отношению к античной науке была научная деятельность швейцарского врача Теофраста фон Гогенгейма (1493-1541). Из своих дальних путешествий он привез большое количество неизвестных Европе лекарств, за что снискал большое уважение современников. Он увлекался перенятой у арабов алхимией, но не с корыстной целью получать золото, а для помощи врачам в лечении болезней. С этой же целью он изучал минеральные источники и стал ярым противником ботанической медицины, которой следовали античные ученые. Он ненавидел античных врачей, очевидно, потому что перерос их. В подтверждении этого Гогенгейм стал высокомерно называть себя Парацельсом – «лучший, чем Цельс». Его ярое сопротивление основам уже ортодоксального к тому времени мышления, подрывало власть греческой науки над европейцами и позволяло открывать новые страницы естественной и социальной истории. Новую эру в развитии человечества, несомненно, открыл в 1543 году польский астроном Николай Коперник. Коперник, как и Гогенгейм, нанес сокрушительный удар по греческой точке зрения на живой мир и Вселенную. В том же году была опубликована столь же революционная, но уже в области биологии книга «О структуре человеческого тела» бельгийского анатома Андреаса Везалия. Он снова ввел в практику анатомические вскрытия человека. В результате фиксации личных наблюдений был опубликован самый объективный труд в этом направлении. Его популярности стало способствовать уже существовавшее в это время книгопечатание и сотни экземпляров с отличными иллюстрациями стали интеллектуальным достоянием Европы. Его личная жизнь после публикации этой книги сложилась несчастливо, но прогресс в естественной и социальной истории человечества стал продвигаться семимильными шагами.
Наступившие семнадцатый и восемнадцатые века стали периодом попыток классификации различных форм жизни на Земле. К 18 веку были описаны десятки видов животных и растений и начался длительный и сложный период их систематизации. Эту работу начал английский натуралист Джон Рэй, ее продолжили Карлом фон Линней и Жан Батист де Ламарк. Ученым, открывшим миру эволюционный механизм, стал Чарлз Дарвин. К тому времени был совершен прорыв в химии, геологии, было положено начало биохимии, в техническом оснащении появился и совершенствовался микроскоп.