Отношение «результаты—затраты» в общем случае называется эффективностью.




ЛЕКЦИЯ 3. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН

Критерии оценки эффективности руководства

Условия максимально эффективного управления.

 

 

Вопрос 1. Критерии оценки эффективности руководства

 

Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной ру­ководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произнести.

Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, и котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполни­телей. Результаты труда с экономической точки зрения проявляются как прибыль предприятия, качество и коли­чество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции.

 

Основным в экономической теории и хозяйственной практике является принцип соответствия затрат и резуль­татов. Затраты определяются по отношению к экономи­ческим результатам. Результаты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью и другими показателями.

Отношение «результаты—затраты» в общем случае называется эффективностью.

 

Д. Скотт Синк приводит такой набор критериев результативности:

· действенность определяется как степень достижения целей системы. Для производственных систем это означает прежде всего оценку качества продукции и выполнения плана поставок по количеству и сро­кам. Иначе говоря, речь идет об ответах на вопросы: что, сколько, когда?

· экономичность понимается как соотношение необходи­мого и фактического расхода ресурсов;

· качество — это соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;

· прибыльность — соответствие между доходами и сум­марными издержками. Это соотношение может быть выражено различными показателями, в том числе рентабельностью;

· внедрение новшеств в современных условиях является важнейшей характеристикой производственных сис­тем, определяющей перспективы на развитие.

 


Помимо указанных критериев, эф­фективность деятельности руководителя оценивается че­рез психологические критерии:

1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо «текучести» кадров;

2) мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);

3) авторитет руководителя в коллективе;

4) самооценка коллектива своей сплоченности, своей у спешности функционирования.

Критерии эффективности руководства представлены на схеме

Для повышения эффективности руководства, чтобы предприятие «процветало», руководителю необходимо осу­ществлять ряд мер, использовать ряд принципов.

В производственной сфере:

· выпуск продукции, пользующейся спросом;

· передовое современное оборудование, современные технологии для обеспечения высокого (качества и производительности;

· снижение себестоимости;

· автоматизация производства;

· квалифицированные кадры;

· контроль качества сырья и комплектующих узлов от поставщиков;

· разумная финансовая политика.

В организационной сфере:

· ясная организационная структура, адекватная особенностям предприятия; централизация в системе управления, принцип единоначалия;

· компетентные заместители, разумное делегирование полномочий;

· наличие службы маркетинга (анализ спроса продукции, сбыт, реклама);

· разумное и гибкое планирование (стратегический план, бизнес-план, текущие планы);

· перспективные разработки (патентно-поисковая, служба, научно-исследовательские разработки новой продукции, новых технологий);

· четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;

· четкое разделение труда;

· воспитание резерва управленческих кадров распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;

· обучение, повышение квалификации кадров;

· четкая информационная система и связь, компьютеризация базы управленческих данных;

· продуманная система контроля результатов деятельности (упреждающий и текущий контроль);

· научно обоснованные нормативы трудоемкости выполнения работ;

· коллегиальная форма принятия управленческих решений;

· поощрение инициативы низовых работников;

· строгая трудовая и производственная дисциплина, основанная на соглашении между фирмой и ее работниками;

· эффективное и гибкое стимулирование работников:

 

К мероприятиям эффективного стимулирования работников относятся:

1. Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда (зарплата, дивиденды по акциям в зависимости от прибыли предприятия, премии за высокие результаты труда).

2. Социальные льготы (жилье, медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.).

3. Обеспечение хороших условий и организации труда.

4. Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника (устная похвала, публичное чествование, в печати, кино, Доска почета).

5. Признание личной значимости сотрудника — уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным.

6. Возможность личностного роста, продвижение в карьере для сотрудников.

7. Требовательность к дисциплине и качеству труда. Обоснованность, справедливость наказания.

8. Конструктивность в разрешении конфликтных проблем.

9. Предоставление интересной работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей.

10. Ситуация соревнования, конкуренции.

11. Создание благоприятного психологического климата в коллективе; индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный гибкий стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива.

К правилам эффективного руководства, проверенным практическим опытом за рубежом и в нашей стране, можно отнести следующие:

· передача (делегирование) соответствующим структурам полномочий и ответственности за результаты использования предоставленной власти;

· планирование основных направлений работы с людьми;

· неуклонное стремление к достижению цели;

· четкость и ясность отдаваемых распоряжений;

· соотнесение возможностей исполнителей со сложностью поставленных задач;

· формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы;

· поощрение за лучшие показатели в работе и исключение карательных мер и санкций;

· гласность и открытость в работе (разумеется, при сохранении коммерческой тайны и других секретов фирмы);

· строгий контроль за психическим и психологическим состоянием сотрудников;

· материальная и моральная поддержка сотрудников в необходимых случаях;

· регулярные беседы руководителей с подчиненными и т. д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: