ЛЕКЦИЯ 3. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН
Критерии оценки эффективности руководства
Условия максимально эффективного управления.
Вопрос 1. Критерии оценки эффективности руководства
Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произнести.
Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, и котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Результаты труда с экономической точки зрения проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции.
Основным в экономической теории и хозяйственной практике является принцип соответствия затрат и результатов. Затраты определяются по отношению к экономическим результатам. Результаты характеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью и другими показателями.
Отношение «результаты—затраты» в общем случае называется эффективностью.
Д. Скотт Синк приводит такой набор критериев результативности:
· действенность определяется как степень достижения целей системы. Для производственных систем это означает прежде всего оценку качества продукции и выполнения плана поставок по количеству и срокам. Иначе говоря, речь идет об ответах на вопросы: что, сколько, когда?
· экономичность понимается как соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
· качество — это соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;
|
· прибыльность — соответствие между доходами и суммарными издержками. Это соотношение может быть выражено различными показателями, в том числе рентабельностью;
· внедрение новшеств в современных условиях является важнейшей характеристикой производственных систем, определяющей перспективы на развитие.
Помимо указанных критериев, эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии:
1) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо «текучести» кадров;
2) мотивация членов коллектива (желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);
3) авторитет руководителя в коллективе;
4) самооценка коллектива своей сплоченности, своей у спешности функционирования.
Критерии эффективности руководства представлены на схеме
Для повышения эффективности руководства, чтобы предприятие «процветало», руководителю необходимо осуществлять ряд мер, использовать ряд принципов.
В производственной сфере:
· выпуск продукции, пользующейся спросом;
· передовое современное оборудование, современные технологии для обеспечения высокого (качества и производительности;
· снижение себестоимости;
· автоматизация производства;
· квалифицированные кадры;
· контроль качества сырья и комплектующих узлов от поставщиков;
|
· разумная финансовая политика.
В организационной сфере:
· ясная организационная структура, адекватная особенностям предприятия; централизация в системе управления, принцип единоначалия;
· компетентные заместители, разумное делегирование полномочий;
· наличие службы маркетинга (анализ спроса продукции, сбыт, реклама);
· разумное и гибкое планирование (стратегический план, бизнес-план, текущие планы);
· перспективные разработки (патентно-поисковая, служба, научно-исследовательские разработки новой продукции, новых технологий);
· четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
· четкое разделение труда;
· воспитание резерва управленческих кадров распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
· обучение, повышение квалификации кадров;
· четкая информационная система и связь, компьютеризация базы управленческих данных;
· продуманная система контроля результатов деятельности (упреждающий и текущий контроль);
· научно обоснованные нормативы трудоемкости выполнения работ;
· коллегиальная форма принятия управленческих решений;
· поощрение инициативы низовых работников;
· строгая трудовая и производственная дисциплина, основанная на соглашении между фирмой и ее работниками;
· эффективное и гибкое стимулирование работников:
К мероприятиям эффективного стимулирования работников относятся:
1. Справедливое материальное вознаграждение по результатам труда (зарплата, дивиденды по акциям в зависимости от прибыли предприятия, премии за высокие результаты труда).
|
2. Социальные льготы (жилье, медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.).
3. Обеспечение хороших условий и организации труда.
4. Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника (устная похвала, публичное чествование, в печати, кино, Доска почета).
5. Признание личной значимости сотрудника — уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным.
6. Возможность личностного роста, продвижение в карьере для сотрудников.
7. Требовательность к дисциплине и качеству труда. Обоснованность, справедливость наказания.
8. Конструктивность в разрешении конфликтных проблем.
9. Предоставление интересной работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей.
10. Ситуация соревнования, конкуренции.
11. Создание благоприятного психологического климата в коллективе; индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный гибкий стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива.
К правилам эффективного руководства, проверенным практическим опытом за рубежом и в нашей стране, можно отнести следующие:
· передача (делегирование) соответствующим структурам полномочий и ответственности за результаты использования предоставленной власти;
· планирование основных направлений работы с людьми;
· неуклонное стремление к достижению цели;
· четкость и ясность отдаваемых распоряжений;
· соотнесение возможностей исполнителей со сложностью поставленных задач;
· формирование деловой и доброжелательной атмосферы во всех подразделениях фирмы;
· поощрение за лучшие показатели в работе и исключение карательных мер и санкций;
· гласность и открытость в работе (разумеется, при сохранении коммерческой тайны и других секретов фирмы);
· строгий контроль за психическим и психологическим состоянием сотрудников;
· материальная и моральная поддержка сотрудников в необходимых случаях;
· регулярные беседы руководителей с подчиненными и т. д.