Лекция № 6-7
ТЕМА: УЧЕНИЕ Б. Г. АНАНЬЕВА О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ.
План:
УЧЕНИЕ Г. А. АНАНЬЕВА О ЧЕЛОВЕКЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДА
ФУНКЦИИ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДА
1. Мы рассмотрим, как соотносятся такие понятия как "человек", "индивид", "субъект", "индивидуальность" и «личность».
Самое большое из них – Человек. Оно включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, есть ли они все у данного конкретного человека или нет. Т.е. обобщенный сборник качеств всех людей.
Мы все одновременно похожи друг с другом. Мы все принадлежим одному виду биологическому и одновременно мы очень разные. А вот то, насколько мы разные, показывает понятие индивид.
Индивид - это неделимость, целостность и особенность человека как биологического существа.
Индивид характеризует именно конкретного человека, именно его качества, включая биологические, генетические и обязательно те качества, которые отличают его от других людей.
Личность не входит полностью в понятие "индивид", а понятие "индивид" полностью не входит в понятие "личность". Они пересекаются.
Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.
Она проявляется в привычках, внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. На развитие индивидуальности заметно влияет его жизненный путь, обстоятельства жизни, биография.
Как же соотносятся понятия "личность" и "индивидуальность"? Очень хорошо это показано на схеме в учебнике Р.С.Немова «Психология». Соотношение этих 2-х понятий можно представить таким же образом, как и индивид - личность.
Субъект (от лат. подлежащее)– это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Главное в определении – подчеркивание в человеке его активности, свойства быть деятелем, что-то создавать. На сегодняшний день ученые считают, что субъект – это всегда личность, т.е. субъект больше понятия личности. Если человек действует, то есть надежда, что он станет личностью.
Всегда ли действующее существо – личность? Бывают такие ситуации, когда активность у человека большая, но не позволяет ему взаимодействовать с другими людьми, например: ребенок или психически неполноценный человек. Значит субъект значительно шире понятия личность, он может существовать без личностных качеств, а вот личность – нет. Личность всегда обладает свойствами субъекта.
Поэтому вполне правомерно и такое определение. Личность - это субъект относительно устойчивой системы межиндивидных отношений.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДА
Характеризуя индивида, Б. Г. Ананьева выделяет в его структуре два класса свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические. Эти свойства составляют самую непосредственную, феноменальную картину человеческого поведения в реальной жизни.
Свойства субъекта - совокупность деятельностей и меры их продуктивности.
Основная форма развития субъекта - история производственной деятельности человека,история формирования его профессиональной деятельности. Результатом развития субъекта является психическая зрелость HOMO SAPIENS
Рис. I. Схема общей структуры человека и развития его свойств (Психология. Учебник. Под ред. А. А. Крылова, 1998)
Класс возрастных свойств составляют все свойства индивида, характеризующие его развитие в ходе онтогенеза, а группу половых – те индивидные свойства, в которых отражаются специфические особенности пола. Иными словами возрас-тно-половые свойства – это все свойства индивида, в которых отражаются возрастные и половые особенности его развития. Выделение возрастно-половых свойств в качестве отдельного класса означает необходимость изучения конституциональных, неиродинамических и психодинамических свойств с учетом возраста и пола. Такой учет позволяет получить микровозрастные и половые характеристики изучаемых свойств, что весьма важно для их диагностики и оценки уровня развития.