Логопедическая документация
Нормативный блок:
1. Должностная инструкция учителя-логопеда. (утверждается руководителем ДОУ; один экземпляр хранится у руководителя ОУ, второй у учителя-логопеда)
Инструкция по охране труда.
Программы коррекционного воспитания и обучения для детей с нарушениями речи.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах).
5. Паспорт логопедического кабинета: оборудование, дидактические пособия, игры, игрушки, методическая литература и пр.
Блок планирования:
1. Годовой план («фотография» должностных обязанностей учителя-логопеда). План составляется в сентябре. Общий план методической работы учителя-логопеда должен быть согласован с методистом ДОУ и отражен в годовом плане ДОУ. Разделы:
1. Диагностика (скрининг-диагностика, углубленная диагностика, анализ результатов, оформление речевых карт);
2. Коррекционная работа.Непосредственно образовательная
деятельность (фронтальная), кратность ее проведения, согласно программе);
Индивидуальная образовательная деятельность (по графику);
3. Консультативная работа. Логопед в течение года проводит работу с воспитателями и родителями. В связи с этим планируются:
• семинары для воспитателей, беседы и консультации;
• лекции, открытые логопедические занятия;
• консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);
• работа с родителями (индивидуальные беседы; привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформлению тематических выставок; проведение открытых занятий, родительских собраний; организация выпусков детей в присутствии родителей и пр.).
|
4. Организационно-методическая деятельность.Мероприятия по повышению квалификации логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений и т. д.) Семинары, открытые показы (во взаимосвязи с год. планом ДОУ, с указанием темы, сроков, категории участников); Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическими играми и наглядным материалом (конкретный перечень работ, 2-3 напр.)
2. Перспективный план коррекционной работы на учебный год ( для каждой возрастной группы) Составляется на каждую неделю месяца на весь год для каждой группы детей. Обязательно указывается лексическая тема недели. (Перспективное планирование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий); Пишется на основании программы и данных углубленного речевого обследования. Структура плана – по разделам программы.
3. Ежедневные календарные планы коррекционно-образовательной работы.
Развернутые планы фронтальных занятий, которые включают тему, цель, основные этапы занятия, используемый речевой и дидактический материал; фамилии детей, выделяемых для индивидуальной и подгрупповой работы;
Составляется на основании перспективного планирования и сетки логопедических занятий для каждой возрастной группы детей логопатов.
- план фронтальных занятий
- план подгрупповых занятий
Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения
Диагностический блок:
1. Речевые карты на каждого ребенка. Заполняются в начале учебного года на каждого ребенка; далее в середине учебного года описывается динамика речевого развития, а в конце результаты коррекционной работы за год. Обратить внимание на подробное заполнение пункта «Анамнез». Данные списываются с протокола МПК или амбулаторной карты ребенка. Желательно вписывать примеры детской речи (фабака – собака, мая стула – мой стул и т. д.)
|
2. К речевой карте прилагается индивидуальный план коррекционной работы на 1 год.
Списки детей, представляемые в ПМПК
Сводные диагностические таблицы, результаты мониторинга.
5. Отчет о результатах проведенной работы за год должен содержать информацию об эффективности логопедической работы и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.
Тетрадь обследования детей массовых групп
7. Протоколы заседаний психолого-медико-педагогичсеской комиссии;
Блок рабочей документации:
Циклограмма рабочего времени. В нее включаются все виды работ, предусмотренные должностной инструкцией.
График работы.
3. Тетрадь учета посещаемости детьми занятий;
3. Индивидуальные тетради дошкольников, где кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются отдельные методические приемы по вызыванию отсутствующих звуков, по развитию фонематического слуха и др. Рекомендуются упражнения по развитию внимания, памяти, познавательной деятельности. Логопед таким образом информирует родителей об особенностях нарушений у ребенка и стимулирует их участие в педагогическом процессе;
|
4. Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий и определяет специфические требования к отбору речевого материала в зависимости от этапа коррекции. Воспитатель отмечает особенности выполнения предлагаемых тренировочных упражнений и возникающие трудности у каждого ребенка;
Методический блок:
1. Портфолио. Портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителя с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.
Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетичный вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика). Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения. Собственный педагогический опыт.
- Рабочие программы,
- Публикации в СМИ, Интернет-ресурсах.
- Исследования,
- Презентации,
- Информационные банки с конспектами занятий, сценариями развлечений,
- Игры, пособия.
План самообразования учителя-логопеда.
СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.