Второй этап спортивного отбора. Отбор перспективных спортсменов для комплектования групп УТГ спортивных школ




Спортивный отбор и спортивная ориентация

Особенности этапов отбора

Таблица № 1

1. Возрастные ориентиры определения темпов биологического развития

 

Вариант темпа биологического развития   Период появления первых половых признаков (лет)
юноши девушки
Ранний   8 - 9
Средний 12 - 13 10 - 11
Поздний 15 и позже 13 и позже

 

Важно отметить и тот факт, что больших успехов на этапах спортивного совершенствования добиваются, как правило, дети с нормальным ходом биологического развития. У таких детей в возрасте 16 – 17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем организма, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или даже снижение морфофункциональных возможностей.

Именно различия в индивидуальных возможностях спортсменов приводят к тому, что достижение определенных результатов к каждому из них приходит по разному и в разное время, что в полной мере относится и к динамике прироста результатов.

Поэтому очень значительным для достижения максимально возможных спортивных результатов является рациональное проведение отборочных мероприятий на всех этапах спортивной подготовки.

 

2. Структура спортивного отбора: этапы, целевые установки, содержание, задачи.

 

Спортивный отбор – комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

 

Спортивный отбор неразрывно связан с этапами многолетней спортивной подготовки. Начинаясь в раннем школьном возрасте ориентацией детей на занятия спортом и заканчиваясь комплектованием сборных команд страны. Специалисты выделяют четыре основных этапа.

 

Таблица № 2

Логика этапов спортивного отбора в зависимости от структуры спортивной подготовки и возраста занимающихся

 

Этап и содержание спортивного отбора Этап спортивной подготовки Возраст занимающихся (лет)
  Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом Этап предварительной подготовки от 7-8 до 12-14
  Отбор перспективных спортсменов для комплектования групп УТГ спортивных школ Этап начальной спортивной специализации от 12-14 до 16-17
  Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских соревнованиях, комплектование групп СС Этап углубленной спортивной специализации от 14-15 до 16-17 лет
  Отбор контингента с прогнозируемым спортивным результатом на уровне международных достижений. Селекция для подготовки в составе сборных команд страны к Олимпийским играм и крупным международным соревнованиям Этап спортивного совершенствования 17-19 и старше

 

В ранних видах (или поздних: например, стрельба) спорта эти этапы сдвинуты приблизительно на 2-3 года.

 

Первый этап спортивного отбора. Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом

Цель этапа – комплектование групп НП.

Задачи этапа:

1) привлечение возможно большего числа одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям;

2) предварительный просмотр (росто-весовые параметры, тесты) детей и подростков;

3) организация начальной спортивной подготовки.

 

В группы НП ДЮСШ принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для каждого вида спорта и относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Возрастные границы для набираемых (отбираемых) в ДСШ устанавливаются в пределах 6-14 лет. Однако есть немало примеров, когда спортсмены, пришедшие в спорт в более старшем возрасте (17-20 лет и старше), достигали выдающихся спортивных результатов, включая победы на ЧМ и ОИ: Галина Кулакова (лыжи, 20 лет); Галина Степанская (конькобежка, 17 лет); Николай Горелов и Виктор Каминский (велоспорт, 17 и 19 лет); Ирина Страхова (л/а, с/х, 25 лет, а в 28 стала ЧМ); Павел Ивашко (400м, студентом 1 курса начал заниматься л/а и ЧМ в Пекине бежал в полу-финале).

Спортивная практика свидетельствует, что на 1 этапе еще не возможно выявить идеальный тип детей, сочетающий морфологические, биомеханические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

 

 

Второй этап спортивного отбора. Отбор перспективных спортсменов для комплектования групп УТГ спортивных школ

Второй этап спортивного отбора считают основным. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

Цель этапа – формирование УТГ спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап НП.

Задачи этапа:

1) (основная) разносторонняя оценка различных систем организма;

Здесь важным моментом является сопоставление паспортного и биологического возраста детей, психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности.

2) оценка темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение спортивного результата.

Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка.

3) углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

Основными методами отбора на данном этапе являються: антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования. Онипозволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в УТГ спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования. Дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты). Позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования. Позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами особенно возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п.

Социологические обследования. Выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Таблица № 3

Благоприятный (директивный) возраст начала занятий и начальной специализации (В.Н. Платонов, Ю.М. Портнов, В.Б. Шварц)

 

Вид спорта Директивный возраст начала занятий Специализация Средний спортивный стаж до МС (ю/д)
юноши девушки
Велосипедный спорт 14-16 14-16 14-15 8-10
Академическая гребля 15-17   16-17 8-8,5
Гребля на байдарках 13-16 13-16 15-16 6,8-7,3
Плавание 8-10 7-9 12-15  
Стрельба        
Легкая атлетика: 100-400м 12-14 12-14 15-16 7,6-7,7
Легкая атлетика: 800-1500м 14-16 14-16 16-17  
Легкая атлетика: 5000-10000м 16-18 16-17 18-19  
Легкая атлетика: Марафон 18-20 17-19 20-22  

 

Рассматривая вопрос о возрастных ориентирах для систематических занятий и начальной специализации в конкретном виде спорта, необходимо обратить пристальное внимание на следующие проблемы:

1. Существующая система отбора нерациональна, т.к. в большинстве случаев отбор происходит сразу для избранного вида спорта.

2. Раннее приобщение детей к интенсивным тренировочным нагрузкам (зарегистрированы рекорды в различных видах спорта для мальчиков и девочек в возрасте 6-10 лет: в поднятии штанги, количестве отжиманий и подтягивании, возраст самого младшего участника марафонского бега 19 лет). Сколь оправдана такая возрастная спешка, способствует ли это всестороннему физическому, психическому и двигательному развитию, удовлетворению интереса и потребностей молодого организма? Тенденция к снижению возраста начала систематических тренировок не нашла исследовательского и статистического подтверждения и является заблуждением людей, стремящихся к личному успеху всеми средствами.

3. Этот этап не может быть похожим на тренировки взрослых, так как имеет другие цели и задачи. Главная из них – построение мощного фундамента для будущей спортивной специализации, всестороннее двигательное развитие с обращением особого внимания на координационные способности.

 

Третий этап спортивного отбора. Отбор перспективных спортсменов для комплектования групп СС спортивных школ, просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских соревнованиях.

 

Отбор в группы СС проводится тренерами в течение последнего года занятий в УТГ.

Цель этапа – поиск перспективных спортсменов по итогам их тестирования и выступления на республиканских соревнованиях, зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР, формирование групп СС спортивных школ.

Задачи этапа:

1) сравнение предрасположенности кандидата с теоретически средней «моделью чемпиона»;

Но специалисты отмечают, что одинаковой композиции необходимых способностей не найти. Как показали исследования, у различных чемпионов в одном и том же виде спорта может проявляться совершенно разная структура ведущих способностей, связанная с возмещением недостатка одной способности высшим уровнем развития других.

2) всесторонний анализ предшествующих тренировок (определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: