Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства.




v На рубеже ХIХ-ХХ веков театр стоял перед необходимостью решительных преобразований. Новые пути в преддверии нового века возможности народа творческих сил представляли Станиславский, Немирович - Данченко, Чехов. Их сплочение привело к созданию нового театра. Возник он в 1898 году, в годы общественного подъема, предшествовавшего первой русской революции. С этими событиями театра связано возникновение и формирование системы Станиславского, это начало нового этапа в развитии теории театра.

Учение К.С. Станиславского о театре имеет глубокие исторические корни. Оно явилось итогом многовекового развития театрального искусства. Станиславский, преодолевая противоречия современной театральной практики и вскрыв ее закономерности, указал новый путь для дальнейшего развития сценического искусства. Систему Станиславский выстрадал в длительном творческом опыте, в неутомимых, напряженных исканиях. Ему понадобилась свыше четверти века, чтобы написать первую книгу, излагавшую основы нового сценического учения.

v Он много раз подчеркивал, что продолжал дело Щепкина, вбирая и перерабатывая все, что дали театру, реалистическое искусство в целом после Щепкина. Поэтому и «система» Станиславского не является плодом только его гения. Она представляет собой вершину определенных сценических традиций русского реалистического искусства, оставаясь верным заветам Добролюбова, Чернышевского, Пушкина, Гоголя, Островского, Щепкина, Чехова, Горького.

v «Я же должен сказать,- говорил Станиславский,- что так называемая моя система вовсе не моя, измышленная мною система, она взята из жизни, из наблюдений над творящими силами людей, которые могут понять, что жить в искусстве - это вовсе не значит искать высокого внешнего положения в нем, а значит отдать ему все свое самое высокое - любовь и благородство».

Станиславский наблюдал не только за актерами, он работал над собой, записывал свои мысли после спектакля и с годами многое понял, и нашел истинный путь к развитию сценического искусства, которое передал многим актерам, своего поколения и нашего поколения.

По существу, его метод - проникновение в сокровенное человека с помощью специально обновляемой и разрабатываемой артистической техники. Этому он учил своих актеров, которые «стремились вглядеться в «живые глаза» партнера, ощутить чужое «я» как некое сведение души»,

v Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяет пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрских работ.

v В основе лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.

v Ремесло по Станиславскому основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.

v Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

v Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

 

v С системой знакомили такие книги Станиславского, как «Моя жизнь в искусстве»(1938), режиссерский экземпляр «Чайки» (1938), «Художественные записи 1877-1892» (1939), режиссерский план «Отелло» (1945), «Работа актера над собой», часть 2,3 (1948, («Статьи, речи, беседы, письма» (1953), «Искусство актера и режиссера» (1944).

Но этими работами далеко еще не исчерпывается литературное наследство создателя системы, Станиславский рассматривает различные явления творческого процесса в неразрывной связи друг с другом, в живом процессе развития. Анализируя сложный путь создания сценического образа, он доказывает, что процессы переживания и воплощения «должны порождать, поддерживать и развивать друг друга». Это взаимосвязь различных сторон сценического творчества всюду подчеркивается Станиславским. «Система» производилась в области искусства и его психотехники. Она относилась не к отдельной эпохе и ее людям, а к органической природе всех людей артистического склада, всех национальностей и всех эпох. Станиславский и Немирович-Данченко противополагали тому искусство переживания. Сила его воздействия в том, что актер переживает - творит здесь, сейчас, при нас. При нас рождается живое чувство, обретая в этот миг образное начало. Неразрывно связанно и «подсознание». Истинное, сокровенное в человеке проявляется не только в сознательно регулируемом поведении, но и в тех случаях, когда он лишен возможности или не находит нужным контролировать проявление своих истинных чувств. Все живое и естественное в поведение человека (подлинное внимание, подлинное сочувствие, подлинный страх и т. д.) определяется процессами, протекающими ниже порога сознания. Неконтролируемые естественные эмоции (смех, слезы, агрессия, растерянность и проч.) говорят о человеке правду. Правда - в невольно вырвавшемся слове, жесте, интонации, взгляде, мимическом движении или же, наоборот, в том, как и что пытаются скрыть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: