Грид (англ. grid — решётка, сеть) — это система, которая, во-первых, распределяет ресурсы, не находящиеся под единым центром управления, во-вторых, использует общие протоколы и интерфейсы, в-третьих, обеспечивает нужный уровень обслуживания
Грид - это система, которая координирует распределенные ресурсы посредством стандартных, открытых, универсальных протоколов и интерфейсов для обеспечения нетривиального качества обслуживания.
Основная задача «грид» - согласованное распределение ресурсов:[1] и решение задач в условиях динамических, многопрофильных виртуальных организаций [2]
Исследования и разработки в сообществе грид привели к разработке протоколов, сервисов и инструментария, направленного именно на те проблемы, которые возникают при попытке создания масштабируемых ВО. Эти технологии включают в себя: решения по безопасности, поддерживающие управление сертификацией и политиками безопасности, когда вычисления производятся несколькими организациями;
*Протоколы управления ресурсами и сервисами, поддерживающие безопасный удаленный доступ к вычислительным ресурсам и ресурсам данных, а также перераспределение различных ресурсов;
*Протоколы запроса информации и сервисы, обеспечивающие настройку и мониторинг состояния ресурсов, организаций и сервисов;
*Сервисы обработки данных, обеспечивающие поиск и передачу наборов данных между системами хранения данных и приложениями.
В настоящий время выделяют три основных типа GRID-систем:
1.GRID на основе использования добровольно предоставляемого свободного ресурса персональных компьютеров (добровольная GRID);
2.Научная GRID — хорошо распараллеливаемые приложения программируются специальным образом (например, с использованием Globus Toolkit);
3.GRID на основе выделения вычислительных ресурсов по требованию (Enterprise GRID или коммерческая GRID) — обычные коммерческие приложения работают на виртуальном компьютере, который, в свою очередь, состоит из нескольких физических компьютеров, объединённых с помощью GRID-технологий.
Грид-технологии (Grid) позволяют создать географически распределенные вычислительные инфраструктуры, которые объединяют разнородные ресурсы и реализуют возможность коллективного доступа к этим ресурсам[3]. Принципиальной новизной этих технологий является объединение ресурсов путем создания компьютерной инфраструктуры нового типа, обеспечивающей глобальную интеграцию информационных и вычислительных ресурсов на основе сетевых технологий и специального программного обеспечения промежуточного уровня (middleware), а также набора стандартизованных сервисов (служб) для обеспечения надежного совместного доступа к географически распределенным информационным и вычислительным ресурсам: отдельным компьютерам, кластерам, хранилищам информации и сетям. Основными направлениями развития грид-технологий являются: вычислительный грид, грид для интенсивной обработки данных и семантический грид для оперирования данными из различных баз данных.
Для построения полностью функциональной грид-системы необходимо программное обеспечение промежуточного уровня (middleware)[4], построенное на базе существующих инструментальных средств и предоставляющее высокоуровневые сервисы задачам и пользователям. Создание и реализация грид-технологий является сложной научной и практической проблемой, находящейся на стыке большого количества научно-технических направлений.
|
|
20) Глобальная информационная система GPS Глонасс.
GPS (англ. Global Positioning System — система глобального позиционирования, читается Джи Пи Эс) — спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84. Позволяет в любом месте Земли (исключая приполярные области), почти при любой погоде, а также в околоземном космическом пространстве определять местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США, при этом в настоящее время доступна для использования для гражданских целей — нужен только навигатор или другой аппарат (например, смартфон) с GPS-приёмником.
Основной принцип использования системы — определение местоположения путём измерения моментов времени приёма синхронизированного сигнала от навигационных спутников антенной потребителя. В околоземном пространстве развернута сеть искусственных спутников Земли (ИСЗ), равномерно “покрывающих” всю земную поверхность (Рис.1). Орбиты ИСЗ вычисляются с очень высокой точностью, поэтому в любой момент времени известны координаты каждого спутника. Радиопередатчики спутников непрерывно излучают сигналы в направлении Земли. Эти сигналы принимаются GPS-приемником, находящемся в некоторой точке земной поверхности, координаты которой нужно определить. Поэтому в состав аппаратуры ИСЗ и приемника входят эталонные часы (стандарты частоты), причем точность спутникового эталона времени исключительно высока (долговременная относительная стабильность частоты обеспечивается на уровне 10-13- 10-15 за сутки). Бортовые часы всех ИСЗ синхронизированы и привязаны к так называемому “системному времени”. Эталон времени GPS- приемника менее точен, чтобы чрезмерно не повышать его стоимость. Этот эталон должен обеспечивать только кратковременную стабильность частоты - в течение процедуры измерений.
Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации, разработка которой началась в СССР. Одна из двух функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации[1].
|
21) Федеральная информационная система ЕСГЭМ
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
* мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
* мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;
* мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;
* социально-гигиенический мониторинг;
* обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
государственного мониторинга атмосферного воздуха;
государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
государственного мониторинга земель;
государственного мониторинга объектов животного мира;
государственного лесопатологического мониторинга;
государственного мониторинга состояния недр;
государственного мониторинга водных объектов;
государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
22)Федеральная информационная система ЕГАСКРО.
Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО) – это система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории РФ, а также прогноза в этой области (находится в стадии создания, функционирует частично). Целями создания ЕГАСКРО являются:
*совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории РФ для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в области обеспечения радиационной безопасности;
*оперативное обеспечение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, федерального управления и надзора в области радиационной безопасности и населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и прогнозах последствий ее ухудшения;
*информационное обеспечение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в части контроля радиационной обстановки и обеспечения радиационной безопасности населения;
*информационная поддержка и выработка рекомендаций для принятия решений органами федерального и территориального управления и надзора по обеспечению радиационной безопасности населения страны и защите окружающей среды.
Задачами ЕГАСКРО являются:
*контроль техногенных источников поступления радионуклидов в окружающую среду и параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах;
*измерение параметров радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и среды обитания человека;
*идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера и масштабов;
*сбор, первичная обработка и передача данных измерений параметров радиационной обстановки, необходимых для определения краткосрочной и долгосрочной динамики, оперативного выявления фактов ее ухудшения;
*оперативное представление данных объективного анализа и прогноза радиационной обстановки на территории страны и в отдельных ее регионах с использованием современных методов и средств отображения данных;
*обобщение и анализ данных о накопленных и прогнозируемых дозах;
*ведение проблемно ориентированной распределенной сети баз данных, включая документирование, архивацию получаемой входной информации и результатов ее комплексной обработки;
*выработка рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления для принятия решений по соблюдению норм и правил радиационной безопасности и защите населения и окружающей среды в аварийных ситуациях;
*обеспечение беспрепятственного информационного обмена внутри ЕГАСКРО, а также с взаимодействующими государственными и международными организациями.
Система обеспечивает:
*контроль за количеством и составом радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду от радиационно-опасных объектов;
*измерение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и определение радионуклидного состава загрязнения;
*определение с достоверностью не ниже 0,8 источников радиоактивного загрязнения при установлении фактов ухудшения радиационной обстановки;
*непрерывный контроль параметров радиационной обстановки в стационарных пунктах наблюдения;
*контроль параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах с целью определения состояния нормального или аварийного в радиационном отношении функционирования объекта;
*оперативный анализ и предварительный прогноз радиационной обстановки в зоне аварии, оценку дозовых нагрузок на население за время, не превышающее одного часа после получения информации об аварии, последующую выдачу уточненных анализов радиационной обстановки и прогнозов ее развития через каждые три часа;
*оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных масс;
*выработку рекомендаций по снижению опасных воздействий и преодолению последствий аварии за время, не превышающее двенадцати часов;
*получение данных о природных факторах, оказывающих влияние на формирование радиационной обстановки.
24) ГИС Google earth
Google Планета Земля (англ. Google Earth) — проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые (или в некоторых точках аэрофото-) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.
Возможности программы
*Google Earth автоматически загружает из интернета необходимые пользователю изображения и другие данные, сохраняет их в памяти компьютера и на жёстком диске для дальнейшего использования. Скачанные данные сохраняются на диске, и при последующих запусках программы закачиваются только новые данные, что позволяет существенно экономить трафик.
*Для визуализации изображения используется трёхмерная модель всего земного шара (с учётом высоты над уровнем моря), которая отображается на экране при помощи интерфейсов DirectX или OpenGL. Именно в трёхмерности ландшафтов поверхности Земли и состоит главное отличие программы Google Earth от её предшественника Google Maps. Пользователь может легко перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры».
*Практически вся поверхность суши покрыта изображениями, полученными от компании DigitalGlobe и имеющими разрешение 15 м на пиксель. Есть отдельные участки поверхности (как правило, покрывающие столицы и некоторые крупные города большинства стран мира), имеющие более подробное разрешение. Например, Москва снята с разрешением 0,6 м/пк, а многие города США — c разрешением 0,15 м/пк. Данные высот рельефа имеют разрешение порядка 30 метров по горизонтали на территории США, порядка 90 метров на остальной территории и точность по вертикали вплоть до одного метра
*Также имеется огромное количество дополнительных данных, которые можно подключить по желанию пользователя. Например, названия населённых пунктов, водоёмов, аэропортов, дороги, ж/д, и др. информация. Кроме этого, для многих городов имеется более подробная информация — названия улиц, магазины, заправки, гостиницы, и т. д
*Пользователи могут создавать свои собственные метки и накладывать свои изображения поверх спутниковых
*В программе есть слой «3D Здания», с трёхмерными моделями, добавляемыми разработчиками или самими пользователями посредством сервиса 3D Warehouse. *Имеется функция измерения расстояний.
32) Официальные сайты органов гос власти РФ осуществляющих управление техносферной безопасностью
Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации, понимается единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое с учетом разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.
Особое положение в системе управления занимают контрольно-надзорные полномочия федеральных служб, так как именно они составляют основное содержание деятельности данного вида органов исполнительной власти.
Федеральные службы как федеральные органы исполнительной государственной власти в сфере надзора и контроля вправе проводить:
*исследования, испытания, экспертизы, анализ первичной информации;
*выдавать разрешения, лицензии;
*осуществлять мониторинг в определенной отрасли;
*государственную регистрацию прав, объектов и юридических фактов;
*В настоящее время полномочиями по осуществлению федерального надзора за промышленной безопасностью наделена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Согласно Положению о Ростехнадзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
*органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
*специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
*органом государственного горного надзора;
*органом государственного энергетического надзора.
*Контроль и надзор в области промышленной безопасности осуществляют центральный аппарат Ростехнадзора и его территориальные органы (межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, межрегиональные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора).