Обзор русской музыкальной культуры XX века.




Мы с вами переходим к изучению того пе­риода развития русской музыки, который при­нято называть советской музыкой. Советской, потому что она бытовала в Союзе Советских Социалистических Республик. Она ведет свою историю с Великой Октябрьской социалисти­ческой революции. Действительно, с этого дня началась новая веха в художественной жизни нашей страны. Прежде всего в корне измени­лась ее структура. Если раньше театры в Рос­сии были частными или императорскими, с 1918 г. все театры, музыкальные издательства, консерватории были переданы государству. В начале 20-х гг. были организованы первые го­сударственные филармонии (Филармония — концертная организация, пропагандирующая классическую и современную музыку среди широкого круга слушателей.), хоровые капеллы.

Эти коллективы сыграли огромную роль в при­общении народа к музыке. В этот период были созданы Государственный академический хор русской песни СССР, Русская хоровая капел­ла, Капелла имени Глинки, народный хор име­ни Пятницкого и множество других коллекти­вов.

В нашей стране была открыта целая сеть музыкальных школ, а также кружков, студий при дворцах пионеров, домах культуры. Это открыло широким слоям любителей музыки путь к музыкальному образованию, участию в художественной самодеятельности, к постиже­нию богатств классической музыки. Главной целью всего этого было приобщение к музыке простых людей из народа, тех, для кого рань­ше музыка была просто закрыта, кто о музы­кальном образовании мог только мечтать. В классах консерваторий, училищ и школ появи­лись студенты и учащиеся из рабоче-крестьян­ской среды. Мы можем сказать, что музыкаль­ная жизнь страны в 20-е гг. носила просвети­тельский характер.

Многие выдающиеся музыканты и артисты, начавшие свой творческий путь еще в дорево­люционные годы, стали активными строителя­ми новой культуры, Среди них композито­ры: Р. М. Глиэр, Н. Я. Мясковский, М. М. Иппо­литов-Иванов, профессора консерваторий, пиа­нисты: К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. Б. Голь­денвейзер. Так же интенсивно музыкальное об­разование развивалось в это время и в респуб­ликах Советского Союза.

Одной из отличительных черт советской культуры была ее массовость. Отсюда огромная популярность такого жанра, как массовая пес­ня.

Сразу после революции стало развиваться творчество советских композиторов. Уже к се­редине 20-х гг. заявили о себе воспитанные со­ветскими консерваториями композиторы, сре­ди которых Д. Шостакович, В. Шебалин, А. Давиденко, Д. Кабалевский, М. Коваль.

В 1925 г. группа студентов Московской кон­серватории объединилась в кружок «Прокол» (Производственный коллектив) во главе с А. Давиденко. «Проколовцы» стремились к созданию современной массовой музыки. Главное место в их творчестве заняли песни и хоры, пронизанные энергичными ритмами и интонациями.

Надо учитывать, что это было сложное и противоречивое время, когда в атмосфере идейной борьбы разных школ и направлений рождалась новая жизнь, новое искусство. Некоторые музыканты, входившие в Ассо­циацию современной музыки (ACM), считали, что, создавая новую пролетарскую культуру, надо отказаться от всего классического насле­дия, от народных истоков, и опираться на мо­дернистские течения. Почти в это же время была создана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Она ставила перед собой задачу сплочения молодых музыкантом, вышед­ших из рабочих и крестьян, и организации борьбы против влияния буржуазной идеологии на нашу музыку. И среди РАПМовцев были люди, отрицавшие классическое наследие. Они счита­ли, что оно не отвечает идеологии строителей социализма.

Но передовые деятели советской культуры понимали, что новое искусство можно постро­ить, только опираясь на богатейшее культур­ное наследие прошлого. Это привело к тому, что в апреле 1932 г. были ликвидированы различ­ные группировки и ассоциации, а вскоре была создана единая творческая организация — Союз советских композиторов. Этот союз помог тес­нее сплотить многонациональный отряд композиторов. Ведь еще одной важной чертой советской музыки является ее многонациональность. Все, о чем мы сейчас с вами говорим, и проявлялось во всех республиках Советского Союза. Эта организация внесла огромный вклад и развитие музыкальной культуры XX в. Один за дру­гим рождались музыкальные шедевры, завое­вывавшие признание во всем мире. Сложный мир переживаний современного человека, его мечты и надежды, его борьба с жизненными препятствиями и устремленность к светлому бу­дущему нашли отражение в симфонических про­изведениях Шостаковича, Мясковского, Шеба­лина, Мурадели, Хачатуряна, Лятошинского, Киладзе и др.

По всему миру прозвучали прославленные творения Прокофьева. Слушатели с интересом встретили оперы «Тихий Дон» Дзержинского, «В бурю» Хренникова, отражавшие события ре­волюционных лет. Тогда же, в 30-е гг., расцвел талант А. Хачатуряна. Композитор сумел дос­тичь в своей музыке слияния традиций европейской музыкальной культуры и народной му­зыки Востока.

 

В этот период на новый уровень поднялось развитие музыкальной культуры в союзных и автономных республиках, стали складываться национальные композиторские школы, которым оказывали помощь старейшие русские мастера. Большую роль в пропаганде достижений наци­ональных культур сыграли декады национального искусства, своеобразные фестивали, проводившиеся в Москве с 1936 г. На этих декадах были исполнены классические оперы П. Па­лиашвили, А. Спендиарова, Т. Тиграняна, Г. Брусиловского. На сцене Большого театра пели украинские кобзари, казахские акы­ны, армянские гусаны, грузинские многоголос­ные хоры.

Советские музыканты-исполнители — пиа­нисты, скрипачи, вокалисты, виолончелисты — завоевывали первые места на международных конкурсах в Париже, Вене, Варшаве, прослав­ляя советскую исполнительскую школу. Любо­вью слушателей пользовались выступления Д. Ойстраха, JI. Оборина, Э. Гилельса, Я. Флиера, Я. Зака, Р. Тамаркиной и др.

В общем, это было время, когда советская музыка завоевывала международное признание. Многие сочинения советских композиторов по­полнили золотой фонд мирового музыкального искусства. С триумфальным успехом исполня­лись во всем мире лучшие творения советских композиторов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: