Обучение техническим приемам и их совершенствование




Технический прием в хоккее, как и в других спортивных играх, есть двигательное действие, степень владения которым характеризуется двигательным умением и двигательным навыком. В этой связи процесс обучения техническим приемам и совершенствования в них тесно взаимосвязан с закономерностями формирования двигательных умений и навыков (см. гл. 5).

Успешность обучения во многом зависит от степени готовности обучаемых к овладению техническими приемами. Различают физическую, моторную и психическую готовность.

Недостаточная физическая готовность снижает эффективность освоения технических приемов. Например, успешное овладение приемами бега на коньках требует определенного уровня развития силы мышц и подготовки суставных связок ног.

С моторной готовностью связана быстрота овладения техническим приемом, которая определяется координацией движений и двигательным опытом. Их недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой с введением в нее соответствующих подводящих упражнений, более доступных обучаемым.

Психическая готовность определяется степенью мотивации к освоению технических приемов, как наиболее важной предпосылкой достижения конечной цели, устойчивостью интересов к занятию данным видом спорта, уровнем развития таких психических функций и качеств, как внимание и восприятие, настойчивость, решительность, смелость, инициативность.

В процессе обучения двигательным действиям принято выделять три этапа, которые соответствуют определенным стадиям формирования двигательного навыка и различаются по педагогическим задачам, а также по содержанию средств и методов:

1) этап начального разучивания технического приема;

2) этап углубленного разучивания технического приема;

3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования технического приема.

Этап начального разучивания. Основная задача этого этапа сводится к созданию представления у занимающихся об изучаемом техническом приеме и овладению его структурой. Изучение приема обычно начинают с создания общего представления о нем путем сообщения знаний, формирования зрительного, логического и кинестезического образа выполнения приема. Прежде всего следует раскрыть сущность приема, его значимость в игровой деятельности, целесообразность и эффективность использования.

Формируя зрительный образ выполнения технического приема, целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией наглядных пособий: кинокольцовок, видеозаписи и др. Логическому осмыслению структуры приема с акцентом на выполнение его отдельных фаз и их последовательность помогает разумное сочетание объясне­ния и показа, а также сопровождение показа приема словесным комментарием. Натуральный показ должен быть образцовым, а объяснений четким и лаконичным.

Формирование кинестезического образа изучаемого приема осуществляется путем его опробования, т. е. практического прочувствования отдельных фаз движения или движения в целом. Таким образом, для формирования общего представления об изучаемом приеме в процессе обучения используются словесные и демонстрационные методы и метод упражнений.

Овладение основой техники приема осуществляется с помощью метода упражнений, путем многократного выполнения отдельных фаз и приема в целом в упрощенных условиях. Сложный прием целесообразно изучать по частям, предварительно расчленив его на отдельные фазы (части), выделив в них главные и второстепенные. Овладев каждой из них в отдельности, следует переходить к выполнению укрупненных частей и приема в целом.

На этапе начального разучивания приема, особенно при недостаточном двигательном опыте у обучаемых, появляются неточности в движениях и заметные отклонения от требований правильного его выполнения: нарушается структура движения, появляются ненужные детали, скованность в движении, движения выполняются на пониженной скорости.

Некоторые из этих неточностей и отклонений связаны с закономерностями начального этапа формирования двигательного навыка и вполне допустимы. Наряду с этим возможны ошибки, обусловленные погрешностями в методике обучения и неблагоприятными условиями. В их числе могут быть:

недостатки в физической подготовке обучаемых и отсутствие у них необходимого двигательного опыта;

недостаточное понимание занимающимися структуры движений и двигательной задачи;

неудовлетворительный контроль и самоконтроль в выполнении приема;

неблагоприятные условия при выполнении приема (низкого качества инвентарь, плохой лед и др.);

пониженная восприимчивость обучаемых из-за наступившего утомления.

При обучении техническим приемам важно придерживаться оптимального количества повторений упражнений и соответствующих интервалов отдыха. Снижение качества выполнения приема — сигнал к прекращению его выполнения. Интервал отдыха между повторениями должен обеспечивать восстановление обучаемых, однако его продолжительность должна быть в таких пределах, чтобы следующее повторение приходилось на достаточно высокий уровень функционирования различных систем организма, при оптимальной возбудимости ЦНС. Большие перерывы между занятиями ведут к частичному угасанию условнорефлекторных связей, лежащих в основе формирования двигательных умений и навыков. Поэтому занятия по обучению техническим приемам нужно проводить чаще, но с небольшой на­грузкой.

Этап углубленного разучивания. Главная задача обучения на данном этапе — добиться правильного выполнения приема, в том числе в усложненных условиях, т. е. сформировать двигательное умение.

На этом этапе путем многократного повторения приема уточняют технику движения по временным, пространственным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых, усваивают должный ритм движения, добиваются свободного и слитного выполнения приема как в стандартных, так и в усложненных условиях. Все это достигается с помощью группы словесных и демонстрационных методов, метода стандартно-повторного упражнения, а также игрового и соревновательных методов.

После того как выполнение приема в стандартных условиях стало совершенным, условия усложняют, вводят различные сочетания и их варианты. Например, прием выполняется на месте и в движении, в сочетании с другими приемами, из различных исходных положений, на высокой, но контролируемой скорости, с включением незначительных противодействий. Эффективность обучения на данном этапе заметно повышается при должной организации контроля и самоконтроля в процессе выполнения движения. Для этого целесообразно применение различных приборов срочной информации и тренажерных устройств. Усвоение технического приема зависит от режима выполнения упражнений, соотношения нагрузки и отдыха, величины проявлений скоростных и силовых качеств. Длительное выполнение приема в полную силу нецелесообразно, так как приводит к ошибкам в технике.

По мере освоения приема дозировка упражнений может уве­личиваться. Однако выполнение упражнений на фоне значительного утомления нецелесообразно, так как нередко приводит к ошибкам. Упражнения лучше выполнять серийно — 3—4 серии с интервалом отдыха между ними 3—5 мин. Количество повторений в серии будет зависеть от сложности технического приема, от энергозатрат на его выполнение, от степени его освоенности.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Основная задача обучения на данном этапе сводится к формированию прочного двигательного навыка, обеспечивающего надежное выполнение технического приема в быстро меняющихся условиях игровой (соревновательной) деятельности. Для этого необходимо добиться:

автоматизированности выполнения приема;

выполнения приема свободно, экономично и надежно;

умения выполнить прием на высокой скорости;

необходимого уровня стабильности и вариативности при выполнении приема.

Автоматизированность, легкость, экономичность при выполнении приема достигается за счет совершенствования управляющей системы путем многократных повторений приема в различных сочетаниях и условиях, с периодическим выключением зрительного анализатора и переключением внимания на другие действия. Способствует этому и решение других задач, в том числе тактических, при ослабленном контроле со стороны сознания, направленном главным образом на наиболее важные фазы движения, на легкость и экономичность выполнения приема, на избавление от излишней закрепощенности.

Надежность и вариативность выполнения технического приема обеспечиваются многократным его повторением в сложных условиях, при появлении больших величин физических и психических напряжений, при действии различных сбивающих факторов, а именно активного противодействия соперника;

усложнения условий (ограничение пространства и времени, внезапное изменение игровой ситуации), наступившего утомления, излишнего волнения и др.

В современном хоккее особое значение имеет умение выполнять технические приемы на высокой скорости. Для этого практикуют ступенчатое увеличение так называемых контролируемых скоростей, доводя их до возможного максимума и формируя устойчивый навык выполнения приема на высокой скорости.

На данном этапе наряду с методами стандартно-повторного упражнения широко используют методы вариативно-переменного упражнения, игровой, соревновательный и сопряженного воздействия.

Игровой и соревновательный методы спососбствуют повышению устойчивости двигательного навыка в условиях противоборства с соперником, психологической напряженности, внезапно меняющейся игровой ситуации.

Метод сопряженного воздействия позволяет совершенствовать технический прием и одновременно направленно воздействовать на повышение уровня физической и тактической подготовленности.

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования технических приемов в связи с выполнением приемов в усложненных условиях и переключением внимания на другие объекты возможно появление ошибок: излишняя закрепощенность, незначительное нарушение структуры движения. Чтобы исправить ошибки, надо внимательно проанализировать движения. Контрастным сопоставлением нужного варианта с выполняемым можно выявить непригодные элементы движения. Концентрируя на них внимание в процессе повторения приема в несколько упрощенных условиях, следует добиться правильного его выполнения, после чего можно снова переходить на выполнение приема в усложненных условиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: