ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫРОМАНА
Основное содержание урока. Историческая правда и художественный
вымысел в романе. Особенности композиции романа. Фольклорные мотивы
в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории
Пугачёва». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на
отечественную историю.
Основные виды деятельности. Устный или письменный ответ на во-
прос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа
с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и
человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в
нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических
средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.
Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда
На отечественную историю
Обсуждение статьи учебника «Исторический труд А. С. Пушки-
на»:
1. В чём своеобразие восприятия Пушкиным истории и историзма
его произведений?
(Пушкин воспринимал историю личностно, вписывая свою
жизнь и историю своих предков в историю России, стремился
постигать законы истории, чтобы быть активным участником
исторического процесса. Личностное восприятие истории обу-
словило форму романа, где жанр семейных записок соединяется
с историческим повествованием, рождая «семейную хронику».)
2. Прокомментируйте понятие пугачёвщина. В чём различие изо-
бражения крестьянской войны в «Истории Пугачёвского бунта»
и в «Капитанской дочке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкина интересовало само
восстание, отражение и оценка событий крестьянской войны в
народном сознании. В романе «Капитанская дочка» автор по-
казывает крестьянскую войну не «общим планом» (причины,
характер, движущие силы), а «крупным планом», выделяя
выразительные детали: реалистические (типические) портреты
вдохновителей восстания, особенности взаимоотношений его
участников. Швабрин перешёл на сторону восставших, но Пу-
гачёв ценит в людях не политическую позицию, а человеческие
качества, поэтому помогает Гринёву.)
3. В чём специфика изображения народного восстания в романе и в
«Истории Пугачёвского бунта»? С какой целью автор включает
в роман калмыцкую сказку об орле и вороне? Почему такая
сказка невозможна в «Истории Пугачёвского бунта»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» изображение взрыва возму-
щённой народной стихии передаётся в строгой форме историче-
ского повествования; изображение восстания в аллегорической
форме народной сказки невозможно по законам жанра. В рома-
не автор прибегает к образному обобщению: народ стремится к
вольной и яркой жизни («хоть раз напиться живой кровью»),
но силы его стихийны, лишены чёткой политической сознатель-
ности; восставшими руководит социальный инстинкт, поэтому
«воля народа» вырывается из границ разумного, становится
разгулом, произволом, неуправляемой стихией («бураном в
степи»), которая захватывает в свой круговорот даже самого
Пугачёва, старающегося не думать о последствиях («а там что
Бог даст»).)
4. Как сочетаются историческая правда и художественный вы-
мысел в романе Пушкина? Почему в «Истории Пугачёвского
бунта» невозможен художественный вымысел?
(В «Истории Пугачёвского бунта» представлен богатый исто-
рический материал, собранный Пушкиным. В романе «Капи-
танская дочка» этот материал переосмыслен и обобщён по за-
конам реализма. Автор отбирает только самое существенное,
выразительное: рисует «золочёный дворец» Пугачёва, портреты
мятежников (в романе более десятка эпитетов, описывающих
глаза Пугачёва), индивидуализирует их речь, изображает реаль-
ные предметы быта, реальные детали поведения, погружаясь в
историческую эпоху. Но вымышленные автором персонажи по
общему историческому закону невольно включаются в ход исто-
рии, который заставляет действовать и делать выбор, встреча-
ются с реальными историческими лицами и остаются верными
кодексу чести (как Гринёв) или предают его (как Швабрин).
Судьба Шванвича, одного из прототипов Швабрина, как бы раз-
деляется на двух героев, чтобы показать проблему нравствен-
ного выбора, а Гринёв становится воплощением чести лучшей
части потомственного дворянства.
Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»
5. В чём разница в изображении Пугачёва в «Истории Пугачёв-
ского бунта» и в «Капитанской дочке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв показан автором как
исторический персонаж, он часть крестьянского восстания. В
«Капитанской дочке» создан живой, противоречивый реалисти-
ческий образ человека, которому присущи как черты злодея,
так и черты гуманиста.)
6. Какую гуманистическую проблему решал Пушкин в историче-
скомтруде и в романе?
(В «Истории Пугачёвского бунта» автор хотел указать на необхо-
димость преобразований в России, а в «Капитанской дочке» —
на условия достижения единства нации, примирения социаль-
ных противоречий между классом дворян и крестьянством.
Основаниями для сближения дворянина Гринёва и мятежника
Пугачёва, по мысли Пушкина, должны стать человечность, вза-
имопонимание, уважение к личности других людей, народная
нравственность, проявление жалости к обездоленным и стра-
дающим.)
7. Какие выводы можно сделать, сравнивая образ автора в «Исто-
рии Пугачёвского бунта» с образом автора в «Капитанскойдоч-
ке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин — добросовестный
и проницательный историк; в «Капитанской дочке» — психо-
лог, философ, гуманист, литератор, основоположник русской
реалистической прозы.)