Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»




ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫРОМАНА

Основное содержание урока. Историческая правда и художественный

вымысел в романе. Особенности композиции романа. Фольклорные мотивы

в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории

Пугачёва». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на

отечественную историю.

Основные виды деятельности. Устный или письменный ответ на во-

прос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа

с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и

человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в

нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических

средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

Историческая правда и художественный вымысел в романе.

Форма семейных записок как выражение частного взгляда

На отечественную историю

Обсуждение статьи учебника «Исторический труд А. С. Пушки-

на»:

1. В чём своеобразие восприятия Пушкиным истории и историзма

его произведений?

(Пушкин воспринимал историю личностно, вписывая свою

жизнь и историю своих предков в историю России, стремился

постигать законы истории, чтобы быть активным участником

исторического процесса. Личностное восприятие истории обу-

словило форму романа, где жанр семейных записок соединяется

с историческим повествованием, рождая «семейную хронику».)

2. Прокомментируйте понятие пугачёвщина. В чём различие изо-

бражения крестьянской войны в «Истории Пугачёвского бунта»

и в «Капитанской дочке»?

(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкина интересовало само

восстание, отражение и оценка событий крестьянской войны в

народном сознании. В романе «Капитанская дочка» автор по-

казывает крестьянскую войну не «общим планом» (причины,

характер, движущие силы), а «крупным планом», выделяя

выразительные детали: реалистические (типические) портреты

вдохновителей восстания, особенности взаимоотношений его

участников. Швабрин перешёл на сторону восставших, но Пу-

гачёв ценит в людях не политическую позицию, а человеческие

качества, поэтому помогает Гринёву.)

3. В чём специфика изображения народного восстания в романе и в

«Истории Пугачёвского бунта»? С какой целью автор включает

в роман калмыцкую сказку об орле и вороне? Почему такая

сказка невозможна в «Истории Пугачёвского бунта»?

(В «Истории Пугачёвского бунта» изображение взрыва возму-

щённой народной стихии передаётся в строгой форме историче-

ского повествования; изображение восстания в аллегорической

форме народной сказки невозможно по законам жанра. В рома-

не автор прибегает к образному обобщению: народ стремится к

вольной и яркой жизни («хоть раз напиться живой кровью»),

но силы его стихийны, лишены чёткой политической сознатель-

ности; восставшими руководит социальный инстинкт, поэтому

«воля народа» вырывается из границ разумного, становится

разгулом, произволом, неуправляемой стихией («бураном в

степи»), которая захватывает в свой круговорот даже самого

Пугачёва, старающегося не думать о последствиях («а там что

Бог даст»).)

4. Как сочетаются историческая правда и художественный вы-

мысел в романе Пушкина? Почему в «Истории Пугачёвского

бунта» невозможен художественный вымысел?

(В «Истории Пугачёвского бунта» представлен богатый исто-

рический материал, собранный Пушкиным. В романе «Капи-

танская дочка» этот материал переосмыслен и обобщён по за-

конам реализма. Автор отбирает только самое существенное,

выразительное: рисует «золочёный дворец» Пугачёва, портреты

мятежников (в романе более десятка эпитетов, описывающих

глаза Пугачёва), индивидуализирует их речь, изображает реаль-

ные предметы быта, реальные детали поведения, погружаясь в

историческую эпоху. Но вымышленные автором персонажи по

общему историческому закону невольно включаются в ход исто-

рии, который заставляет действовать и делать выбор, встреча-

ются с реальными историческими лицами и остаются верными

кодексу чести (как Гринёв) или предают его (как Швабрин).

Судьба Шванвича, одного из прототипов Швабрина, как бы раз-

деляется на двух героев, чтобы показать проблему нравствен-

ного выбора, а Гринёв становится воплощением чести лучшей

части потомственного дворянства.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»

5. В чём разница в изображении Пугачёва в «Истории Пугачёв-

ского бунта» и в «Капитанской дочке»?

(В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв показан автором как

исторический персонаж, он часть крестьянского восстания. В

«Капитанской дочке» создан живой, противоречивый реалисти-

ческий образ человека, которому присущи как черты злодея,

так и черты гуманиста.)

6. Какую гуманистическую проблему решал Пушкин в историче-

скомтруде и в романе?

(В «Истории Пугачёвского бунта» автор хотел указать на необхо-

димость преобразований в России, а в «Капитанской дочке» —

на условия достижения единства нации, примирения социаль-

ных противоречий между классом дворян и крестьянством.

Основаниями для сближения дворянина Гринёва и мятежника

Пугачёва, по мысли Пушкина, должны стать человечность, вза-

имопонимание, уважение к личности других людей, народная

нравственность, проявление жалости к обездоленным и стра-

дающим.)

7. Какие выводы можно сделать, сравнивая образ автора в «Исто-

рии Пугачёвского бунта» с образом автора в «Капитанскойдоч-

ке»?

(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин — добросовестный

и проницательный историк; в «Капитанской дочке» — психо-

лог, философ, гуманист, литератор, основоположник русской

реалистической прозы.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: