Если сказать в двух словах, то эта сказка о том, как русский народ делает БОЛЬШОЕ и важное дело. Теперь поговорим об этом подробнее.
Во-первых, на самом ли деле речь в сказке идет о большом и важном деле? В древности крестьяне жили тем, что обрабатывали землю и получали урожай. Обычно, крестьяне имели поле, где сеяли «хлеб», то есть рожь, овес, ячмень, а в южных районах пшеницу, и приусадебный участок или огород. Часто земля для посева даже не принадлежала крестьянину, а была собственностью помещика. В любом случае во все времена крестьяне должны были платить подать в виде части урожая. С оставшейся части надо было купить (обменять) какие-то предметы ремесла, часто из-за плохих погодных условий урожай был низким, и для питания семьи почти ничего не оставалось. Урожай с огорода был важной составляющей для выживания крестьянской семьи в буквальном смысле слова. Поэтому сбор урожая, как с поля, так и с огорода был большим и важным делом. Что касается репки, то картошка, как основной продукт питания с огорода, появился в России относительно недавно, он стал внедряться при Екатерине 2-й, а до этого основными русскими овощами были капуста и репа. Так, что в сказке в вытягивании репки заложен смысл важного и большого дела, как сбор урожая. Большая репка говорит не только о том, что вырос большой урожай, но и подсказывает, что само дело большой значимости, даже, если это и какое-то другое дело.
Мы привыкли, что в огороде главной является женщина, а в сказке репку посадил дед. Это еще раз подтверждает, что важное большое дело задумывает и организовывает самый знающий и опытный человек. В данном случае это дед, который посадил репку, сделал это со знанием дела, и репка выросла «большая пребольшая». В дальнейшем дед организовал и работу «по сбору урожая».
|
Начал дед тянуть репку один и, поняв, что один не справится, позвал бабку, то есть жену. Он позвал самого близкого человека. Мы тоже в жизни, когда видим, что дело нам одним не по силам, за помощью обращаемся в первую очередь к самым близким, верным и надежным людям: родным и самым хорошим друзьям. Даже в масштабах государства новый руководитель, который приходит к власти, приглашает в свою команду тех людей, кого он знает, кому доверяет, на кого может положиться, а не потому, что надо себя окружить сообщниками для того, чтобы разграбить страну.
Для большого дела всегда призывались и дети. Во-первых, потому, что раньше дети с достаточно раннего возраста по нашим меркам уже помогали родителям, так как в основном труд был ручной и лишний человек был всегда кстати. Во-вторых, взрослые в ходе совместного труда передавали свои знания и опыт. В сказке, для помощи бабка позвала внучку. Можно вспомнить, что во время войны, когда на большое дело, связанное с выживанием страны, поднялся весь народ, дети, наравне со взрослыми, работали в поле и у станков (Советский сериал «Вечный зов»).
Собака у людей ассоциируется, как друг человека. Поэтому внучка, когда все участники, увидели, что их усилий не хватает, позвала собаку Жучку. То есть для того, чтобы осилить большое дело, звали всех друзей, способных помочь, хоть чем-то.
Собака позвала кошку. В народе говорят «живут, как кошка с собакой», то есть постоянно ссорятся, но для большого дела стараются обиды забыть и включиться в совместную работу. Можно вспомнить советский мультфильм «Простоквашино», когда все объединились для того, чтобы вытащить машину из снега, включая кота и собаку, которые при совместном труде помирились. Здесь то, что собака позвала кошку, говорит о том, что сильный должен в такой ситуации сделать первый шаг к примирению.
|
Кошка позвала мышку, после чего, наконец, задача была решена и дело сделано. Мышка может здесь выражать две стороны нашего рассуждения. С одной стороны, мышка ассоциируется со случаем (мышка бежала, хвостиком вильнула…), то есть с провидением или с Богом. Не случайно, русские люди, начиная какое-либо дело, говорили «ну, с Богом». Когда дело было значимое, люди, как в данной сказке, брались за дело дружно, со знанием дела, под руководством опытного знающего «деда», то и Бог помогал в таких делах, например, тем, что посылал хорошую погоду. С другой стороны, мышка может показывать, что даже самая малая помощь может быть решающей и пренебрегать ей нельзя, высокомерно отказываясь от такой помощи. Если мы говорили, что кошка с собакой перестали ссориться и приняли участие в общем деле, то кошка мышку просто всегда пыталась сожрать, то есть это смертельные враги, и тем не менее, кошка позвала мышку, пошла на перемирие, так как видела, что без ее помощи не обойтись, а дело важнее даже смертельной вражды.
Для нашего маленького дела «Думай сам» сказка может тоже пригодиться, так как если мы все будем высказывать свои мысли, то будем обогащать друг друга новыми знаниями.
Еще один вывод по сказке: можно прочитать сказку в полстраницы, осмыслить ее и получить много знания, поменять некоторые нравственные принципы, а можно прочитать многостраничный «интересный» детектив или подобное чтиво, из которого взять нечего, но информационно отравиться вполне можно.
|
Еще один вывод по сказке: в небольшой сказке заложено много смыслов, которые надо увидеть и осмыслить, а можно ли осмыслить сотни таких блоков информации осмыслить, глядя телевизор, из которого эти блоки льются рекой? Конечно нет. Но информация в ТВ не случайная, там случайной информации нет, поэтому на подсознательном уровне человеку внедряются определенные установки, которые он начинает принимать как свои и руководствоваться ими. Когда взрослые читают сказки детям, то дети проникаются к ним доверием и начинают подражать героям из сказок и их алгоритму поведения. Поэтому запретите своим детям смотреть мультсериал «Маша и медведь». Но взрослые тоже слушают и смотрят по ТВ сказки (мы делаем новости), проникаются доверием к тем, кто эти сказки нам рассказывает, и начинают подражать героям этих сказок, их высказываниям и алгоритму поведения.
Давайте учиться думать самим.