Н.В. ДОЛГОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
Учебно-методическое пособие
Рязань 2017
УДК ББК Д64 | 002.704.2(075.8) 76.004я73 Д64 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» в соответствии с планом изданий на 2017 год. Рецензенты: Н.А. Агапова, д-р филос. наук, проф. (Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина); А.А. Мысовских, гл. ред. газеты «Аргументы и факты – Рязань» Долгова Н.В. Профессиональная этика журналиста: учебно-методическое пособие / Долгова Н.В.; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2017. – 95 с. ISBN978-5-88006-990-3 Учебно-методическое пособие посвящено анализу системы этических принципов, норм поведения журналиста и механизмов этической саморегуляции в журналистском сообществе. Рассматриваются профессионально-этические отношения и коллизии в журналистской деятельности федерального и регионального уровней (в том числе в работе новых медиа). В пособие включены справочные материалы, творческие и научно-исследовательские задания для освоения дисциплин «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)» и «Деонтология журналистики». журналистика, профессиональная этика, профессиональные ценности журналиста, аксиология журналистики, деонтология журналистики, профессионально-этические принципы и нормы, кодекс профессионального поведения журналиста, этика СМИ, корпоративная этика, редакционная политика. УДК 002.704.2(075.8) ББК 76.004я73 | |||
ISBN 978-5-88006-990-3 | © © | Долгова Н.В., 2017 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 2017 | ||
ВВЕДЕНИЕ
Пособие «Профессиональная этика журналиста» предназначено для учебно-методического обеспечения учебных дисциплин «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)» и «Деонтология журналистики». Пособие поможетизучениисовокупности этических принципов, норм поведения и механизмов этической саморегуляции, принятых в журналистском профессиональном сообществе, их истории и современного состояния.
Целью дисциплины «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)», таким образом, является формирование компетенций, позволяющих журналисту выстроить систему профессионально-этических ценностей, выработать представления о миссии журналистики, определить нормы и критерии профессионального поведения. Для успешного освоения учебного материала необходимо знать, уметь и владеть знаниями, формируемыми в результате изучения таких дисциплин, как «Философия», «Этика и эстетика», «Корпоративная культура журналиста», «Правовые основы журналистики (включая «Международное гуманитарное право и СМИ»).
В результате освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)» у обучающихся (бакалавров) должны быть сформированы следующие компетенции
в соответствии с ФГОС ВО 42.03.02 «Журналистика»:
ОПК-1: способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции средств массовой информации(СМИ), понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности;
ОПК-3: способность понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
ОПК-8: способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике.
В рамках сформированных компетенций обучающийся должен:
знать:
- фундаментальные гуманистические ценности, имеющие значение для сохранения и развития современной цивилизации;
- моральные и правовые нормы, регулирующие социальное взаимодействие;
- российские и международные этические нормы, а также и другие механизмы этического саморегулирования журналистов;
- этапы развития профессиональной этики в журналистике и особенности развития профессиональной журналисткой этики в разных странах в разные периоды;
уметь:
- принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
- толерантно относитьсяк другой культуре, соблюдать этические принципы и нормы в конкретных материалах СМИ;
- выявлять отступления от этических принципов и норм в конкретных материалах СМИ;
владеть:
- представлениями о морально-правовых нормах,о значении нравственных обязанностей,о значении этических регуляторов в журналистской деятельности;
- навыками социального взаимодействия на основе принятых
в журналистском сообществе моральных принципов и норм;
- навыками анализа коллизионных этических ситуаций, инициированных материалами СМИ.
Освоение компетенций, формируемых дисциплиной «Профессиональная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)», необходимо для последующего изучения дисциплины «Деонтология журналистики» магистерской программы «Общественно-политическая журналистика», направления подготовки 42.04.02 «Журналистика». Целью изучения дисциплины является формирование профессиональных компетенций, позволяющих будущему журналисту выработать систему деонтологических принципов, норм и правил поведения, на основании которых следует осуществлять взаимодействие с социумом.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся (магистров) следующих компетенций:
ОК-2: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
ОПК-2: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-6: готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- методологические основы этики долженствования, ее историю,
а также научные подходы в современных ее трактовках;
уметь:
- выявлять причины деонтологических проблем, возникающих
в повседневной практике журналиста;
- осуществлять всестороннюю, социально детерминированную характеристику данных проблем и намечать возможные пути их разрешения;
владеть:
- терминологическим аппаратом деонтологии в целом и деонтологии журналистики, а также навыками ее научного осмысления.
Пособие состоит из введения, восьми глав, заключения, глоссария и списка рекомендуемой литературы.
Каждый раздел включает краткий теоретический материал по дисциплинам, контрольные вопросы, вопросы для обсуждения на практических занятиях, научно-исследовательские задания, способствующие выработке навыков научно-исследовательской работы, творческие задания, направленные на создание журналистских материалов в разных жанрах, задания для самостоятельного изучения.
Выполнение творческих и научно-исследовательских заданий является обязательными. Их можно рекомендовать как небольшой группе учащихся с последующей проверкой материала, так и одному студенту с представлением результатов своей работы на практических занятиях. Данная деятельность повышает профессиональный уровень осмысления этического компонента журналистской профессии.
Задания для самостоятельного изучения носят рекомендательный характер.
Все разделы содержат систематические отсылки к материалам дисциплин, изученных ранее.
Глава 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Этика – дисциплина философского цикла, область знаний, изучающая специфику, происхождение и социальную роль морали и нравственности.
Мораль –распространенные и общепринятые в социуме представления о добре и зле, хорошем и плохом.
Объектом научного осмысления в этике, таким образом, являются критерии добра и зла, система нравственных ценностей и проблемы должного, смысла жизни человека. Под этикой понимается также система нравственных регуляторов, принятых какой-либо социальной группой. Целями этической системы независимо от времени ее возникновения и социокультурных обстоятельств являются освоение человеком ценностей, принятие их в качестве основополагающих в своей жизни, а также их научное и нормативно-методологическое осмысление.
Таким образом, история этики как науки насчитывает более 2500 лет и тесно связана с развитием философской мысли: почти каждая философская теория или система взглядов предлагала свое ви́дение основных этических проблем.
Первые этические системы разрабатывались в античной Греции такими философами, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель.
Структура этического корпуса сложна и многопланова, что обусловлено предметной направленностью, спектром изучаемых вопросов и концептуальных оснований. Так, история построения этических систем доказывает, что можно обращаться к учению о ценностях (аксиологии) или к учению о должном (деонтологии). Аксиологический подход направляет исследовательское внимание на сущность и систему ценностей (т.е. значимость и пользу явлений или предметов) в конкретной социокультурной ситуации. Аксиология изучает влияние той или иной системы ценностей на общественное сознание. В деонтологии рассматриваются нравственные требования, в основе формирования которых лежат понятия долга и должного. Как правило, представления о должном выглядят как строго обязательные требования.
В корпус этических специализаций входят теоретическая, нормативная и практическая, т.е. прикладная этика.
Предметом изучения теоретической этики являются происхождение и развитие морали, ее социальная роль и функции в обществе. Теоретическая этика систематизирует концепции научного осмысления морали, разработки по физиологическим основам и общественным функциями морали в синхронии и диахронии, разрабатывает методологию и терминологический аппарат этики как науки.
Нормативная этика осмысливает нравственные регуляторы (принципы, правила, нормы) поведения человека, его поступков и позиций, которые, базируясь на нравственных убеждениях, являются частью морального сознания. Спектр исследовательских направлений в этике весьма обширен: дескриптивная этика (описание и систематизация нравственных феноменов, нравственных отношений), генеалогия морали (изучение происхождения нравственных норм и ценностей), социология морали (выявление связей морали с социальными факторами), психология морали и т.д.
В рамках практической (прикладной) этики осмыслению подлежит реализация моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в условиях морального выбора. Прикладная этика является практическим применением теории и формирует состав насущных этических вопросов в рамках определенного вида деятельности (медицинской, педагогической, юридической, научной и т.д.). Прикладная этика может по праву считаться своего рода эмпирической базой этической науки: она доказывает, что произошел отход от абстрактного, умозрительного способа построения этического «здания» к практико-ориен-тированным решениям социальных коллизий, имеющих отношение к конкретным людям. В разделы прикладной этики входят военная, медицинская, политическая, деловая, научная, профессиональная и т.д. этика.
В последние 50 лет наблюдаются развитие разновидностей прикладной этики, а также возникновение новых практико-ориентированных этических сфер: социальной этики, биоэтики, этики бизнеса и т.д.
Профессиональная этика как раздел прикладной этики развивается сейчас почти во всех сферах профессиональной деятельности и включает систему профессионально-этических принципов и норм, которые вырабатываются представителями данного профессионального сообщества. Профессиональная этика охватывает те виды профессиональной деятельности, которые тесно связаны с человеком в условиях его трудовой деятельности: «Профессиональная этика с периода ее зарождения не только регулировала отношения людей в сфере труда, но и определяла общественную значимость работника, ставя ее в зависимость от уровня знаний, умения трудиться, нравственного облика человека… Содержание профессиональной этики и ее роль в жизни общества исторически отражали уровень цивилизационного развития общества, позволяли судить о степени его жизнеспособности и возможностях его социального прогресса»[1].
Профессиональная этика вырабатывается сообществом, объединенным конкретной профессией. Профессия – трудовая деятельность, характеризующая ее субъекта компетенциями (знаниями, умениями и навыками), которые формируются в процессе обучения и трудового опыта. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Каждый вид профессиональной этики обусловлен профессиональной деятельностью, имеет специфические особенности в реализации норм и принципов морали. Выработка профессиональным сообществом этических принципов и правил закономерно ведет к обязательному их выполнению специалистами конкретных профессий.
Принципы профессиональной этики – общие установки, обобщения, которые основываются на общечеловеческих нормах и признаются людьми, занятыми в профессиональной деятельности, в качестве необходимых. Руководствуясь принципами профессиональной этики, специалисты демонстрируют профессиональную сплоченность, солидарность, единое понимание должного, следуют ценностям, имеющим не идеалистический, а онтологический (т.е. сущностный) статус. Данные обобщения входятв правила поведения представителей профессии, поведенческий и речевой декорум, что свидетельствует о переходе к новому уровню в сфере профессиональной морали.
Как правило, методологическое осмысление профессиональной этики и возникновение научных теорий о нейотставали от ее спорадических проявлений в рамках той или иной профессиональной деятельности. Тем не менее именно они заложили основу для выработки профессиональных моральных норм,т.е. предписаний или правил, в которых представлены руководящие начала,эталоны, образцы поведения профессионала. Так, принципы и нормы профессиональной этики легли в основу механизмов этического саморегулировния: моральных кодексов, деклараций, хартий и т.д. Примером одного их древних видов профессиональной этики – врачебной – является клятва Гиппократа. Этические документы имеют, как правило, кодификационный характер. Ситуации, с которыми специалист сталкивался в повседневной практике, отношения, в которые он вступал, определили необходимость в их этическом регулировании, приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играют объективные биологические и социальные факторы. Так, например, к некоторым профессиям предъявляются повышенные этические требования в связи с особым влиянием на численно большие группы общественности. К ним относятся профессии, в сферу которых входят забота о сохранении человеческой жизни, воспитание подрастающего поколения, формирование общественного сознания. В этих видах профессиональной деятельности присутствует в высокойстепенизависимость людей от действий специалиста. Последствия его решений и поступков влияют на судьбы людей или человечества в целом. Это можно наблюдать в тех профессиональных этиках, которые принято считать традиционными, – педагогической, медицинской, юридической, этике ученого и в новых видах, появление или актуализация которых связана
с возрастанием роли «человеческого фактора» (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Создание системы профессиональной этики является результатом деятельности профессиональногосознания, которое «выступает в единстве трех составляющих – самопознание и познание мира в ходе профессиональной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к себе и миру и саморегулирование профессиональной деятельности»[2]. Профессиональное сознание, как утверждает Г.В. Лазутина, – «это возникающаяв структуре общественного сознания, проекция трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда»[3].
Необходимо учитывать социальный аспект профессионального сознания, которое как форма общественного сознания является системой идеалов, представлений о профессии, общественных требований, которые к ней предъявляются.
Структура профессионального сознания сложна и в определенной степени иерархична. В ней, как правило, выделяют индивидуальный (личностный) и групповой (надличностный) компоненты.
Личностный компонент профессионального сознания представлен системой взглядов, чувств, индивидуальных убеждений, которые формируют у работника своего рода профессиональную рефлексию и представление о собственной роли в профессии, индивидуальную «миссию», так как профессия влияет на формирование не только профессиональных компетенций, но и качеств личности. Ее нравственный облик немыслим без профессионализма и добросовестного отношения к труду.
Надличностный компонент профессионального сознания включает традиции, которые возникали и упрочивались в профессиональной среде, нормы повседневного профессионального поведения, которые в конце концов стали носить письменный, кодифицированный характер. Это происходило в процессе накопления и систематизации опыта, после конкретизации общих моральных установок, в рамках которой и формируются нормы и правила поведения. Таким образом, развитие профессиональной этики предусматривает тесную связь исполненияпрофессионалом своих функциональных обязанностей с кодификацией, т.е. с письменным закреплением и соблюдением правил. Систематическая разработка и внесение изменений в этические документы, активная деятельность профессиональных сообществ и ориентация в работе на интересы общественности являются свидетельством «зрелости» профессиональной морали.
Профессионализм считается востребованной характеристикой любого работника, поэтому с профессиональной этикой тесно связана корпоративная этика. Она изучает формы нравственного регулирования работников (служащих, сотрудников и т.д.) как членов организации, имеющей юридический статус. Деятельность сотрудников регулируется нормативно-правовыми документами. Но для ее эффективности организация нуждается в продуманной и развитой системе ценностей, ориентиров и стремлений сотрудников. В связи с этим актуальными являются проработка миссии и ви́дения предприятия, поиск единого «командного» мировоззрения и ценностных установок, выстраивание корпоративной идентичности. Корпоративная этика служит общим целям профессиональной деятельности, объединяя рядовых сотрудников, предпринимателей и наемных работников, руководство и подчиненных.
Профессиональная этика не является раз и навсегда созданной, универсальной и статичной системой, так как она весьма чувствительна к изменениям, происходящим в обществе и накладывающим отпечаток на род деятельности. Во-первых, качественные изменения в профессии требуют новых подходов к профессионально-этическому регулированию. Например, в журналистике функционирование новых медиа постепенно приводит к необходимости создания новых этических кодексов. Во-вторых, специалисты, выполняя свою работу, вступают в различные профессиональные отношения, в процессе которых нередко возникают профессионально-этические конфликты или коллизии. Профессиональные отношения – это система взаимодействий между представителями профессии, а также между представителями профессии и другими людьми (сообществами) или же некими реалиями. Профессионально-этические конфликты – это противоречия, возникающие в рамках профессиональной деятельности. Рассмотрение и разрешение профессионально-эти-ческих конфликтов входит также в сферу профессиональной этики.
Профессиональная этика оказывает позитивное воспитательное
и просветительское влияние. Сегодня развитие этики направлено на создание условий для достижения толерантности в обществе, гармонического развития человека и общества. Уровень и состояние профессиональной морали свидетельствуют о степени развития нравственного самосознания сотрудника профессиональной группы и социума в целом. Как правило, профессиональная этика, обеспечивая теоретические и прикладные исследования в сфере «оснований профессиональной деятельности», вводится в учебные планы образовательных программ большинства направлений подготовки.
Контрольные вопросы
1. Этика как наука. Состав, объект и виды этики.
2. Этапы развития этики. Вклад философов и ученых в развитие этики как науки.
3. Аксиологический и деонтологический компоненты этики.
4. Прикладная этика и ее виды.
5. Понятие профессиональной этики. Профессиональная этика как наука и практико-ориентированная область знаний.
6. Социальная обусловленность профессиональной этики.
7. Понятие профессии.
8. Сущность и структура профессионального сознания.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
1. Что такое нормативная этика? Дайте сравнительную характеристику нормативной и прикладной этики.
2. Укажите виды прикладной этики. Объясните, чем обусловлено их возникновение.
3. Приведите известные вам определения профессиональной этики.
4. Укажите специфические характеристики и виды профессиональной этики.
5. Что регулирует профессиональная этика?
6. Что такое профессия?
7. В связи с чем профессиональное сообщество нуждается в этическом регулировании?
8. В чем проявляется кодификационный характер профессиональной этики? Чем это обусловлено?
9. Дайте определение профессиональному сознанию.
10. Как происходят самопознание и познание окружающего мира
в профессиональной деятельности?
Творческие здания
1. Познакомьтесь с одной из современных этических теорий.Найдите информацию о жизни и деятельности ее автора. На основании изученного материала составьте вопросы для интервью с автором.
2. Напишите проблемную статью о роли и функциональных характеристикахпрофессиональной этики журналиста в настоящее время.
3. Сверстайте макет слогана, в котором будут отражены этические принципы: а) врача; б) инженера; в) бизнесмена; г) бухгалтера; д) журналиста.
4. Найдите в «ВКонтакте» паблики профессиональных сообществ и охарактеризуйте этические начала в их контенте.
5. Напишите эссе «Почему я выбрал(а) профессию журналиста».
6. Создайте проект телепередачи под рабочим названием «Критерии профессионализма в журналистской среде».
7. Составьте анкету на тему «Необходимость этического регулирования преподавательской работы в школе». Проанкетируйте педагога, учащегося, родителя и сравните ответы.
8. Сверстайте литературно-критическую статью, в которой были бы отражены система взглядов и убеждений российских журналистов: а) XVIII века, б) началаXIX века, в) 70–80-х годовXIX века. Статью дополните необходимым иллюстративным материалом.