Задачи исследования представлены на слайде.




Доклад

Здравствуйте, уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию представляется магистерская диссертация на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

(Актуальность на первом слайде начать) Поиск педагогических условий, методов развития творческого мышления студентов-хореографов в процессе подготовки в средних учебных заведениях является актуальным вопросом потому, что, приобретая квалификацию «Руководитель любительского хореографического коллектива, преподаватель», выпускники колледжа должны осуществлять постановочную деятельность в любительских творческих коллективах. Навыки, необходимые для постановочной деятельности основаны на качестве усвоения знаний. Однако даже студенты, успевающие по профильным дисциплинам, испытывают трудности в создании оригинальных образов, интересных рисунков, целостной логично выстроенной драматургии танца, поиске пластических решений для создания хореографического текста на дисциплине «Композиция и постановка танца». Природа постановочной деятельности имеет творческий характер, творческое мышление активизируется в постановочной деятельности. Однако его развитию в должном объеме не уделяется внимания в образовательном процессе.

СЛАЙД 2 На следующем слайде представлена степень разработанности проблемы. Вопрос творческого мышления рассматривают в своих работах западные и отечественные психологи, ряд трудов посвящены специфике мышления и способностей хореографа, культурологическим аспектам семиотики, вопросу развития творческого потенциала студентов-хореографов в процессе обучения, а так же исследованию педагогических технологий и инновационных образовательных подходов. (Все фамилии на слайде, не зачитывать)

На основе проведенного теоретического и практического анализа современного состояния вопроса развития творческого мышления студентов-хореографов, научной разработанности проблематики нами выявлены следующие противоречия:

СЛАЙД 3(первое противоречие) – между активной интеграцией различных областей знаний в педагогику хореографии и неопределенностью самого понятия «творческое мышление хореографа» (в контексте способностей, креативности, творческого потенциала и т.д.);

СЛАЙД 4(второе противоречие) – между комплексом задач постановочной деятельности в процессе изучения дисциплины «Композиция и постановка танца» и недостаточной разработанностью технологий развития творческого мышления в рамках образовательного процесса.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: необходимость создания и обоснования методики развития творческого мышления студентов хореографической специализации в колледже искусств средствами постановочной деятельности.

СЛАЙД 5 (задачи..) В исследовании была поставлена цель: разработать методику развития творческого мышления студентов хореографической специализации в колледжах искусств.

Педагогический процесс подготовки студентов в колледжах искусств определен как объект исследования.

Предмет исследования: развитие творческого мышления учащихся колледжей искусств средствами постановочной деятельности.

Задачи исследования представлены на слайде.

СЛАЙД 6(методы и база..) На следующем слайде представлены методы исследования и его база.Ход и результаты исследования были представлены и обсуждались на научно-практических семинарах ТГУ имени Г.Р. Державина, методических совещаниях предметно-цикловой комиссии «Хореографическое творчество» «Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых», ХVI (16-й) Международной научно-практической Internet-конференции: Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста; в Психолого-педагогическом журнале «Гаудеамус»; во всероссийском образовательном Internet-издании «Педпроспект». Материалы исследования внедрены в образовательный процесс в рамках дисциплины «Композиция и постановка танца» в ГАПОУ «Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых» г. Рязань, для студентов 1 и 2 курсов обучения в количестве 10 человек.

СЛАЙД 7 На следующем слайде представлена научно-теоретическая и практическая значимость. В первой главе магистерской диссертации рассматриваются теоретические основания развития творческого мышления студентов-хореографов средствами постановочной деятельности.

СЛАЙД 8 (творческое мышление …) В первом параграфе творческое мышление рассматривается как предмет научных исследований.

В рамках нашего исследования мы определили творческое мышление студента-хореографа как – интегральный психологический феномен, обуславливающий активную форму отражения действительности, возникающую во время учебной творческой деятельности, в процессе которой происходит творческое созидание, возникают новообразования в результате которых рождается качественно новый продукт хореографической деятельности.

СЛАЙД 9 Во втором параграфе определена сущность и структура творческого мышления студентов-хореографов. Схема структуры творческого мышления представлена на слайде. Следует отметить, что специфику творческого мышления определяют виды мышления (в нашем случае): образное, пространственное и кинестезическое, интегрированные между собой. Если относительно первых двух видов мышления имеется достаточное количество исследований, то кинестезическое мышление представлено лишь в нескольких монографиях. По нашему мнению, этот вид мышления представляет особый интерес, т.к. данное мышление обуславливает взаимосвязь чувственного импульса, трансформируя его в движение человеческого тела, являясь основой импровизации. Наше исследование в вопросе специфики творческого мышления ориентировано на интегральную концепцию Н.И. Чернецкой. Сама же структура творческого мышления определена нами на основе деятельностно-процессуального подхода, согласно которому творческое мышление в сущности является деятельностным актом.

СЛАЙД 10 В третьем параграфе обоснована возможность рассматривать постановочную деятельность как средство развития творческого мышления студентов. Данный тезис основан на сходстве этапов постановки танца с творческим процессом, обозначенным Г.Уоллесом. Что позволяет как в целом постановочную деятельность, так и этапы постановки танца рассматривать в качестве творческих задач, выступающих средством развития, а не только обучения.

СЛАЙД 11 (критерии и показатели) Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления студентов-хореографов средствами постановочной деятельности в колледже искусств.

На слайде представлены критерии и показатели творческого мышления. Следует отметить, что из-за неопределенности самого понятия «творческое мышления» выбор критериев и показателей является дискуссионным. Трудности вызвали так же методы диагностики некоторых показателей, для которых стандартизированных методик не представлено в научной литературе. Так для показателей кинестетическое мышление, ассоциативность музыкальная и ассоциативность основных средств выразительности за основу был взят и адаптирован в рамках исследования стандартизированный короткий вариант субтеста Е.П. Торренса «Закончи фигуру», разработанный для определения образной креативности. Вопрос диагностики этих показателей, по нашему мнению, требует дальнейшего исследования.

СЛАЙД 12 (уровни и диаграмма) В ходе исследования были выделены три уровня развития творческого мышления. Результаты диагностики студентов по показателям и критериям представлены на диаграмме.

СЛАЙД 13(педагогические условия) Выделенные нами критерии, показатели и уровни позволили выявить педагогические условия развития творческого мышления студентов:

· обеспечение теоретической подготовки студентов-хореографов к реализации постановочной деятельности;

· расширение диапазона творческих проявлений студента-хореографа с целью повышения его личностной творческой активности и самостоятельности в процессе постановочной деятельности;

· активизация механизмов развития ассоциативности творческого мышления, рефлексии, направленности личности на творческий процесс.

СЛАЙД 14 (программа с задачами) В ходе проведения опытно-экспериментальной работы вторым этапом явилось подготовка и внедрение рабочей программы «Композиция и постановка танца», которая рассчитана на 2 года обучения. Объем часов и задачи программы представлены на слайде. Данная программа, ориентированная на развитие творческого мышления студентов-хореографов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС и может использоваться в процессе обучения.

СЛАЙД 15 (внедрены…) На следующем слайде представлены комплексы упражнений и заданий, использованные для выполнения задач исследования. Некоторые упражнения ориентированы на простые операции мышления, память, например вопросы для самоконтроля. Ряд упражнений активизируют дополнительно эмоции, восприятие, такие как просмотр видеопримеров хореографических образцов. Выполнение творческих заданий способствует интеграции видов мышления, обогащает память художественными образами, задействуя воображение и все остальные личностные и процессуальные компоненты творческого мышления. Особый эмоциональный отклик в ходе внедрения программы вызвали упражнения на импровизацию, способствуя эмоциональному раскрепощению, развитию кинестезического мышления и упражнения на развитие ассоциативности творческого мышления.

Слайд 16 (уровень развития видов творческого мышления) На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика показателей уровня развития творческого мышления. Как мы видим на слайдах, положительная динамика отмечена в отношении всех показателей по критерию «Уровень развития видов творческого мышления».

СЛАЙД 17 (направленность…) критерию направленность личности студента-хореографа (комиссия смотрит на плюсики и проценты в табличке)

СЛАЙД 18 (образная оригинальность…) критерию образная оригинальность элементов композиции танца (комиссия смотрит на плюсики и проценты в табличке)

СЛАЙД 19 (диагностика…) Диагностика уровня развития творческого мышления на заключительном этапе показала следующие результаты. высокий уровень – 10%, средний уровень – 80%, низкий уровень – 10%. Данные представлены на Диаграмме. При статистической обработке данных достоверность эффективности внедрения программы была определена на уровне 99 % при сравнении результатов констатирующего и заключительного этапа эксперимента.

Исходя из результатов проведенного исследования, стоит сделать вывод о том, что выделенные нами условия развития творческого мышления студентов-хореографов, разработанная и внедренная в образовательный процесс ГАПОУ «Рязанский музыкальный колледж им. Г. И А. Пироговых» методика развития творческого мышления, а так же программа по дисциплине «Композиция и постановка танца» принесли положительные результаты. Можно констатировать повышение уровня, т.е. развитие творческого мышления учащихся средствами постановочной деятельности, что и являлось целью нашего исследования.

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: