Глава 3. Прохождение государственной службы в РФ




3.1 Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт.

Согласно пункту 1 ст. 21 Федерального Закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным названным Федеральным законом. [9]

Квалификационными требованиями в соответствии со ст. 12 указанного ФЗ являются требования к:

1) уровню профессионального образования;

2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности;

3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная служба очень специфична по своей природе, она строго регламентирована многими нормативными и разъяснительными актами. Кроме того, развитие общества усложняет процесс принятия решения, что обязывает иметь высокий уровень знаний при разрешении управленческих задач.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.[10]

Например, при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится, а при назначении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может не проводиться.

Также, в указанном законе содержатся ограничения, это статья 16 и основания для отказа в приеме или прохождении службы, это статья 17. Сама же процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.[11]

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

При заключении служебного контракта особое внимание уделяется существенным условиям, указанным в статье 24 Федерального Закона №79-ФЗ. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Служебный контракт заключается на основе приказа (распоряжения) государственного органа о назначении на должность гражданской службы.[12] Это отличает его договора трудовых отношений, при которых приказ о приеме на работу издается на основании заключенного трудового договора, что говорит ч. 1 ст. 68 ТК РФ.

3.2 Прохождение государственной службы.

Прохождение государственной службы государственным служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений.

Прохождение государственной службы государственным служащим заполняется определёнными юридически значимыми действиями:

1. Исполнение служащим должностных полномочий – составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией.

2. Продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов – определяется как неотъемлемый элемент прохождения службы.

Можно выделить следующие основные меры продвижения по службе:

1) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);

2) присвоение очередного квалификационного разряда в установленном порядке, с надбавкой к зарплате;

3) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации;

4) присвоение почётных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к зарплате;

5) пребывание в одном классе (звании, ранге) не долее 3-х (6-ти,
10-ти) лет в соответствии с условиями должности;

6) другие меры, которые будут установлены высшими органами государственной власти.

Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 утверждено
Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». Это Положение определяет порядок присвоения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, для которых они не установлены.

Согласно этого положения федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности соответствующей группы, присваиваются квалификационные разряды в следующем порядке: действительного государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса, государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса -
Президентом РФ по представлению соответствующего руководителя федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа образованного в соответствии с Конституцией
РФ; советника РФ 1, 2, и 3 класса, советника государственной службы 1, 2, и 3 класса, референта государственной службы 1, 2, и 3 класса - руководителем государственного органа в соответствии и нормативными актами РФ.

Присвоение очередных квалификационных разрядов федеральным государственным служащим производится на основании результатов государственного квалификационного экзамена или аттестации.

При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд, присвоенный федеральному государственному служащему сохраняется.

3. Прохождения аттестации – делается для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица.

Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива.
Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. При необходимости аттестация может быть назначена для конкретного служащего и ранее этого срока. В решении аттестационной комиссии делает одно из следующий заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует.[13]

3.3 Порядок оставления государственной службы.

Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленном правовыми актами. Действующее законодательство различает основания прекращения служебных отношений.

Основанием прекращения государственной службы может является инициатива государственного служащего и инициатива руководителя государственного органа.

Основанием прекращения службы по инициативе служащего является заявление:

1) об увольнении от должности;

2) об увольнении в связи с уходом на пенсию;

3) об увольнением в связи с зачислением на учёбу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру;

4) об увольнению по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

5) о переводе на другую должность;

6) с просьбой об отставке.

Прекращение государственной службы по инициативе руководителя государственного органа предусмотрено п.2 ст.25 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Порядок оставления должности оформляется документально
(решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа.
Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчётность служащего, передача имущества и т.д.

При оставлении должности руководителем органа (организации) производится приём-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство, являясь органом политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Нормальную работу государства невозможно представить без государственных служащих. От них напрямую зависит функционирование государства. Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. Именно поэтому, в формирование любого государства, государственная служба является стартовым организационным средством, посредством которой государство выполняет свои цели и задачи.

В курсовой работе было дано понятие государственной службы в РФ, подробно рассмотрена система государственной службы, которая имеет следующий вид:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

А также, она делится на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Помимо этого, в курсовой работе давалось понятие государственному служащему, и рассматривались их виды, а именно:

1) руководители;

2) помощники (советники);

3) специалисты;

4) обеспечивающие специалисты.

На основании статей 14-17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ был произведен детальный анализ правового статуса гражданского служащего, а также с учетом статей 17-25.1 рассмотрено прохождение государственной службы и служебный контракт.

Таким образом, в работе дано понятие государственной службе в РФ, рассмотрены ее виды и принципы, дано понятие государственным служащим и рассмотрены их виды, а также выделены этапы прохождения государственной службы, а следовательно, все поставленные цели выполнены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг: с последними изменениями на 2016 год. – Москва: Эксмо, 2016. – 64 с. – (Актуальное законодательство).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Принят Государственной Думой 21. 12. 2001. // Российская газета", N 256, 31.12.2001.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004.

4. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета, N 104, 31.05.2003.

5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. - 03.02.2005.

6. Указ Президента РФ от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. - 18.02.2005.

7. Указ Президента РФ от 03.03.2007 №269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" // Российская газета. - 07.03.2007.

Учебная литература:

1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В.; Под ред. Л.Л. Попова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 447 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Административное право Российской Федерации. Краткий курс: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А.В. Мелехина. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. — 490 с. — (Краткий курс).

3. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 2 е изд., перераб. и доп.—М: Норма: ИНФРА М, 2017. — 704 с.

4. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013 – 921 с.

5. Глущенко П., Жильский Н., Кайнов В., Куртяк И. Административное право. СПб.: Питер, 2011. — 272 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

6. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / Л.Л. Попов и др.; Под ред. Л.Л. Попова - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 320 с.

7. Кононов П.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш. Административное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 759 с.

8. Майков П. М. О своде законов Российской империи. / [соч. П. М. Майкова]. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1905. - 276 с.

9. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации / под ред. Л.Л. Попова.: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 467 с. (Основы наук).

Иные источники:

1. https://www.garant.ru/

2. https://www.consultant.ru/

3. https://pravo.gov.ru/

4. https://rg.ru/

 


[1] Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ., М., 2009. С. 110

[2] Там же С. 111

[3] Глущенко П., Жильский Н., Кайнов В., Куртяк И. Административное право. СПб., 2011. С. 88

[4] Майков П. М. О своде законов Российской империи. СПб., 1905. С. 55

 

[5] См.: Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Указ. соч. С. 110

[6] Там же С. 111

[7] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004, ст. 13.

 

[8] См.: Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Указ. соч. С 113

[9] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004, ст. 21.

[10] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004, ст. 22.

 

[11] Там же.

[12] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004, ст. 26.

[13] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017). Принят Государственной Думой 7 июля 2004. // Российская газета, N 162, 31.07.2004, ст. 48.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: