О Воздвиженской преступке евангельских чтений




Богослужебные указания за 4 октября 2021 года.

Понедельник. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского.

Ап. от 70-ти Кодрата (службу зри 22 сентября). Прп. Иосифа Заоникиевского.

Прп. Даниила Шужгорского.

Совершается славословная служба отдания праздника Воздвижения (А). Служба ап. Кодрата переносится на 22 сентября.

Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Димитрия Ростовского вместе с отданием Воздвижения, можно руководствоваться 1‑й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы в пяток 7‑я недели по Пасце, во отдание Вознесения Христова, или в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы» (Б).

А. На вседневной вечерне

Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах » стихиры праздника, глас 6‑й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2‑й: «Приидите, вси языцы…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 5‑й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8‑й: «Егоже древле Моисей…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1‑й (единожды).

На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

На утрене

На «Бог Господь » – тропарь праздника, глас 1‑й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4‑я и 5‑я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50‑й.

Канон праздника на 12 (ирмосы по дважды). В 9‑й песни – 1‑й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2‑й канон со ирмосом на 6 (ирмос дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начертав…». В 9‑й песни катавасия – ирмосы: «Таин еси…» и «Снедию древа…» (с припевами).

По 3‑й песни – седален праздника, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6‑й песни – кондак и икос праздника, глас 4‑й.

На 9‑й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1‑й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень»73. (Совершается обычное каждение.)

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 8‑й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6‑й: «Днесь происходит…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1‑й (единожды).

На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии

Антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9‑я – 8 (со ирмосом 1‑го канона).

На входе: «…Плотию распныйся…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Проки́мен праздника, глас 7: Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего/ и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть. Стих: Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие.

Аллилу́йя праздника, глас 1: Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва.

Стих: Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.

О Воздвиженской преступке евангельских чтений

С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18‑й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным. Счет Недель и седмиц остается прежним.

Таким образом, в 16‑ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18‑й седмицы и апостольские чтения 16‑й седмицы; в 17‑ю седмицу – евангельские чтения 19‑й седмицы и апостольские чтения 17‑й седмицы, и так далее до седмицы 30‑й по Пятидесятнице.

Апостол и Евангелие – дня.

Лит. – Гал. 4:28 – 5:10 (зач. 211). Лк. 3:19–22 (зач. 10).

Задостойник праздника.

На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…».

По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18‑я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18‑й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1‑е «зри».

По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1‑е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).

Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя…» (см. Типикон, 21 сентября, 2‑е «зри»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: