Билет 2
1 Структура педагогической науки
Структурапедагогики | |
П Е Д А Г О Г И К А П Е Д А Г О Г И К А | Общая педагогика – базовая научная дисциплина, исследует сущность, основные закономерности и принципы образования; факторы развития и формирования личности. |
Возрастная педагогика дошкольная, школьная, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания | |
Коррекционная педагогика – обучение и воспитание детей с различными отклонениями: – сурдопедагогика (глухих и слабослышащих; – тифлопедагогика (слепых и слабовидящих); – олигофренопедагогика (умственно отсталых и с задержкой в развитии); – логопедия (обучение детей с нарушениями речи) | |
Частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов, дисциплины, исследующие внеучебную деятельность учащихся | |
История педагогики и образования – развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи | |
Этнопедагогика, изучающая содержание, приёмы, методы, средства народной педагогики | |
Отраслевая педагогика (дошкольная, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых, или андрогогика, военная, спортивная, производственная и т.д.) | |
Философия образования – часть философии, занимающаяся проблемами образования | |
Сравнительная педагогика– педагогика сравнительного анализа воспитательно-образовательных систем различных стран | |
Социальная педагогика – теория изучения социального становления личности, социального управления группами людей с учётом влияния среды |
Границы предметной области педагогики .
В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие гуманитарные науки. Например, социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать социальным преобразованиям. Психолог изучает те изменения в личности развивающегося человека, которые порождаются образованием. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования.
Предметом определённой сферы человеческой деятельности выступает какой-либо фрагмент действительности. Границы этого фрагмента меняются как вследствие развития выделенной области, так и в результате развития смежных с ней областей. Так человек является общим объектом для философии, права, биологии, истории искусства, психологии, педагогики и т. д.
Воспитание как процесс формирования личности выступает предметом различных отраслей знания. Предмет философии, поскольку она понимается как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, совпадает с предметом педагогики как учением о формировании человека.В философии речь идёт о универсальных характеристиках человеческого бытия и познания, а в педагогике речь идёт о формировании специфических, а именно доступных педагогическому воздействию качеств специфическими средствами. Предмет философии и педагогики взаимосвязаны в пределах изучения воспитания как общее и особенное.
Воспитание есть процесс формирования личности под воздействием социальных факторов, этим предопределено наличие взаимосвязи между социологией и педагогикой.
Традиционно широко распространено сопоставление педагогики и медицины. Существует пограничная между педагогикой и медициной область исследования – школьная гигиена. Выделилась специальная отрасль педагогического знания – дефектология, предметом которой является воспитание детей, страдающих тем или иными врождёнными или приобретёнными дефектами. Граница между медициной и педагогикой в данном случае проходит, прежде всего, в области средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект.
В сложной взаимосвязи находятся предметы педагогики и психологии. Эта связь не исчерпывается существованием пограничной между ними области – педагогической психологии. Педагогическая практика в равной мере служила и источником накопления психологических фактов. Тождество предметов педагогики и психологии в том, что любые педагогические процессы имеют в качестве своего внутреннего механизма психическую регуляцию, а различие в том, что педагогическое воздействие опосредовано рационально сформулированными программами, целями, ценностями, эталонами. Предметные области педагогики и психологии в пределах образовательно-воспитательного процесса соотносятся как его внешняя и внутренняя стороны.
Границыпредметнойобластипедагогики
Политология | Философия | Экономика |
Биология | ПЕДАГОГИКА | Социология |
Медицина | Психология | Право |
Внутренняя структура предметной области педагогики.
Традиционно выделяются следующие разделы педагогики: дидактика, теория воспитания, школоведение, методики преподавания отдельных учебных дисциплин, дефектология, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, история педагогики, методики: физического, нравственного, эстетического, трудового, умственного политического воспитания, педагогика школы-интерната, педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, дошкольная педагогика, сравнительная педагогика, педагогическая социология, педагогическая психология, валеология, театральная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, военная педагогика.
Была сделана попытка упорядочить внутреннюю структуру предметной области педагогики. В педагогике можно выделить пять основных понятий: воспитание, обучение, образование, развитие и просвещение. Им соответствует пять разделов педагогического знания: общая педагогика, дидактика, теория образования, теория воспитания и история педагогики. В результате получилась двухъярусная упорядоченная совокупность педагогических дисциплин, в которой предмет педагогики складывается из предметных областей дисциплин.