а) основная литература:
- Варламова, М. В. Организация музыкально-художественной деятельности детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / М. В. Варламова. – Чебоксары, 2014. – 73 с.
- Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: [учеб. пособие для пед. вузов по направлению 540500 (050700) - Педагогика] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 317 с.: ил.
б) дополнительная литература:
- Белик, И. С. Музыка против глухоты: опыт индивидуал. занятий музыкой с неслышащими детьми по прогр. дет муз. Шк. / И. С. Белик. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 159 с.: ил., нот. ил. – (Коррекционная педагогика).
- Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
- Дубровская, Е. А. Теория и методика музыкального воспитания детей: учеб.-метод. пособие / Е. А. Дубровская. – М.: Просвещение 1991. – 253 с.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: [учеб. для вузов] / А. Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 302 с.: нот. ил.
- Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
- Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 281 с.: нот.
- Музыка в детском саду [Ноты]: песни, игры, пьесы: 1-я мл. группа / сост.
Н. А. Ветлугина и др. - М.: Музыка, 1995. – 127 с.: нот. - Музыка. 3-5 лет: [для дош. возраста и коррекц. кл. шк.] / [В. Г. Ражников,
Е. В. Ражникова]. - М. АСТ, 1997. – 17 с.: цв. ил. (Страна чудес). - Музыка 6-7 лет: [для дош. возраста и коррекц. кл. шк. Ч. 2] / [Л. Н. Алексеева, Е. Н Голубева]. - М. АСТ, 1997. – 17 с.: цв. ил. (Страна чудес).
- Музыка 6-7 лет: [для дош. возраста и коррекц. кл. шк. Ч. 1] /
[Т. Э. Тютюнникова]. - М. АСТ, 1997. – 15 с.: цв. ил. (Страна чудес). - Музыка и воспитание: [преподавание музыки в шк. / сост. Т. Е. Заводова]. -Минск: Красико-Принт, 2005. – 173 с. – (Педагогическая мастерская)
- Метлов, Н.А. Музыка – детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада / Н. А. Метлов; [сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева]. - М.: Просвещение, 1985. – 144 с.: ил., нот. ил.
- Осенева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. [для вузов по спец. 050708 – Педагогика и методика нач. образования, направления 050100 – Пед. образование (профиль «Начальное образование»)] / М. С. Осенева. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 265 с.: нот. ил.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: [учеб. для высш. пед. учеб. заведений] / Г. А. Праслова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 383 с.: нот. ил.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений / О. П. Радынова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: учеб. пособие / О. П. Радынова. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 606 с.
|
Ресурсы сети Интернет:
· https://elibrary.rsl.ru/ – Электронная библиотека РГБ.
· https://biblio.chgpu.edu.ru/ – Научная библиотека ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
· https://sdo-journal.ru – журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика».
· https://www.obruch.ru – журнал «Обруч».
· https://www.ivalex.vistcom.ru – журнал «Всё для детского сада».
· https://doshvozrast.ru –журнал «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
|
· https://festival.1september.ru – «Фестиваль педагогических идей».
· https://www.detskiysad.ru – «Детский сад. ру».
Примерные контрольные вопросы и задания к экзамену
№ п⁄п | Формулировка |
1. | Раскрыть свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.) |
2. | Составить таблицу, в которой в логике компетентностного подхода (пять основных групп задач) были бы конкретизированы задачи деятельности педагога по музыкальному развитию детей |
3. | Проанализировать структуру современных программ и технологий музыкального воспитания детей по видам деятельности и составить схему-сравнение |
4. | Разработать вариативную технологию, направленную на изучение особенностей музыкальной культуры детей в одной из возрастных групп |
5. | Музыка как вид искусства и средство воспитания детей дошкольного возраста |
6. | Игровые методы и приемы приобщения детей к музыке, виды, особенности использования в разных возрастных группах |
7. | Становление и развитие теории и методики музыкального воспитания детей (20-30 гг. XX века) |
8. | Становление и развитие теории и методики музыкального воспитания детей (40-60 гг. XX века) |
9. | Становление и развитие теории и методики музыкального воспитания детей (80-90 гг. XX века) |
10. | Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка-дошкольника |
11. | Цель и задачи музыкального воспитания детей |
12. | Принципы музыкального воспитания детей |
13. | Содержание музыкального воспитания детей |
14. | Особенности и содержание формирования основ музыкальной культуры ребенка-дошкольника |
15. | Методы музыкального воспитания ребенка-дошкольника |
16. | Структура музыкальности |
17. | Диагностика музыкальности у ребенка-дошкольника |
18. | Развитие музыкальности у ребенка-дошкольника |
19. | Разработать технологию организации «Музыкальной гостиной» для детей одной из возрастных групп с подробным описанием используемых в нем творческих заданий |
20. | Разработать программу и технологию педагогического взаимодействия с семьями по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей |
21. | Изготовить дидактическую игру для детей 4-5 лет, направленную на формирование знаний о музыке |
22. | Составить проект-презентацию музыкально-обогащенной среды одной из возрастных групп детского сада |
23. | Формы и содержание работы с детьми по развитию музыкального восприятия |
24. | Технологии развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в разных видах музыкально-художественной деятельности |
25. | Детское музыкальное исполнительство – виды и содержание |
26. | Технологии развития вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста |
27. | Развитие творческих способностей ребенка-дошкольника в пении |
28. | Программы и технологии развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста |
29. | Экспериментирование ребенка-дошкольника на музыкальных инструментах: программы и технологии |
30. | Развитие творческих способностей детей в музыкально-ритмической деятельности |
31. | Развитие творческих способностей детей в игре на музыкальных инструментах |
32. | Образовательная область «Музыка»: виды и типы организации занятий |
33. | Музыка в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения |
34. | Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье |
35. | Виды музыкальной деятельности, применяемые в семейном воспитании |
36. | Методы и формы музыкального воспитания ребенка-дошкольника в семье |
37. | Формы и содержание музыкально-досуговой деятельности детей в условиях ДОУ и семьи |
38. | Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания |
|