Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Авиационный транспорт




В настоящее время можно говорить о наличии в стране относительно полной системы железных дорог. Ими охвачены все провинции, автономные районы и города центрального подчинения. КНР, как США и Россия, то есть страны, обладающие большими территориями, является крупнейшей железнодорожной державой мира. В отличие от стран с ограниченной территорией Китай имеет достаточно хорошие перспективы для развития железнодорожного транспорта. Железнодорожная сеть образована основными магистралями по направлениям: север – юг и восток – запад. Среди новых магистралей следует отметить создание трансконтинентальных магистралей, таких как Ляньюньган-Алашанькоу, которая пересекает страну с востока на запад и является частью трансконтинентальной железнодорожной трассы Европа-Азия, а также Пекин-Коулун, соединившей ОАР Сянган (Гонконг) со столицей страны. До недавнего времени исключение составлял Тибет, но к настоящему времени завершено строительство высокогорной железнодорожной магистрали Цинхай – Тибет, протяженность которой составляет около 2 тыс. км, она соединяет северо-запад и юго-запад страны, примерно половина этой магистрали проходит на высоте 4000 м над уровнем моря. В 2008 г. построена первая скоростная железнодорожная магистраль Хэфэй-Ухань в Центральном Китае, скорость поездов на которой составляет 200 км/час.

На необходимости расширения железнодорожной сети в западной части страны делается особый акцент, так как развитие этих районов, богатых природными ресурсами, существенно тормозится из-за отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры, железнодорожное сообщение слаборазвито и основная масса грузов (80%) перевозится по шоссейным дорогам.

В последние годы были выделены очень крупные государственные инвестиции в ускорение железнодорожного строительства. В 2009 г. протяженность железных дорог Китая составила 86 тыс. км, из которых более 20 тыс. км электрифицированы. По протяженности скоростных дорог Китай занимает 1 место в мире (6,5 тыс. км). В 11-й пятилетке предполагается строить 3,4 тыс. км железных дорог ежегодно. К 2020 г. общая протяженность железных дорог должна достигнуть 120 тыс. км. На Китай приходится 6% протяженности мировых железных дорог, но он выполняет 25% мировых железнодорожных перевозок и лидирует по объему и темпам роста железнодорожных перевозок и эффективности использования железнодорожного транспорта. Плотность железнодорожной сети составляет 81,2 км на 10 тыс. кв. км. Основная часть железнодорожных перевозок (67%) осуществляется тепловозами.

Рост железнодорожных перевозок, характерный для последних лет, является результатом не только масштабных инвестиций в железнодорожное строительство, но и значительного улучшения управления отраслью, повышения эффективности использования имеющихся мощностей. К числу мер, направленных на преодоление тенденции падения объемов перевозок, имевшего место в последние годы, было разделение грузовых и пассажирских потоков по различным направлениям и повышение скорости движения поездов. Так, пассажирские перевозки остаются на магистралях, которые идут через крупные города, в то время как грузовые перевозки переводятся на линии, построенные в обход населенных пунктов, иными словами, для грузовых потоков строятся параллельные железнодорожные пути. Решение этой проблемы чрезвычайно важно для максимального использования пропускной способности железнодорожной сети. Такие грузы как уголь, руда, сталь и прокат, нефть, лес, зерно, строительные материалы составляют основную массу грузовых перевозок по железной дороге, на них приходится 85% всех перевозок, причем более 40% этого объема приходится на уголь.

Другим направлением повышения эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта является повышение скорости движения поездов. Однако это требует проведения широкого комплекса работ, начиная от реконструкции путей, оборудования их автоматической сигнализацией и кончая созданием более мощных локомотивов, новых типов вагонов. Между Пекином и всеми крупными городами, расположенными на расстоянии не более 1500 км от столицы, курсируют свыше 200 пар скорых пассажирских поездов, которые отправляются вечером и прибывают на станции назначения утром следующего дня. С 1997 г. скорость на железных дорогах повышалась уже 6 раз при среднем повышении на 25%. Это позволило повысить скорость движения поездов-экспрессов до 200 км/час. Протяженность железных дорог, на которых скорость пассажирских поездов составила 200-250 км/час, достигла 6 тыс. км. На дорогах курсируют высокоскоростные железнодорожные двухэтажные составы. В настоящее время осуществляется строительство железной дороги между Пекином и Шанхаем, поезда по которой будут двигаться со скоростью 380 км/час, что станет мировым рекордом. Построены четыре коридора скоростных железных дорог, ведущих с севера на юг (Пекин-Харбин, Пекин-Шанхай, Пекин-Гуанчжоу, Пекин-Наньчан-Шэньчжэнь, и два – с востока на запад (Сюйчжоу-Ланьчжоу-Урумчи, Шанхай-Чунцин-Чэнду).

Повышение качественного уровня обслуживания достигается не только за счет сокращения времени поездки, но и ввода в эксплуатацию составов, меньших по размерам и следующих друг за другом с меньшими интервалами. Упор также делается на увеличение числа экспрессов, скорых, специальных туристических поездов. Создана национальная компьютеризированная система продажи билетов.

Пассажиров обслуживают как поезда внутреннего сообщения, так и международные, осуществляющие смешанные перевозки. Составы, курсирующие внутри страны, делятся на скоростные, скорые, туристические, экспрессы и скорые поезда прямого сообщения. Туристические направляются во все открытые для туристов города. Экспрессами удобно пользоваться при поездке из одного крупного города Китая в другой: эти поезда отправляются вечером и прибывают на место утром следующего дня. Есть также экспрессы международного прямого железнодорожного сообщения – они отправляются в Улан-Батор, Москву, Пхеньян и Ханой.

Вагоны в составах бывают четырех классов:

  • «жесткие сиденья» (Yingzuo, YZ) – это самый дешевый способ путешествовать. В вагоне 110 мест для сидения, оборудованных и размещенных без особого комфорта, поэтому такие поезда неудобны для поездок на дальние расстояния. Из-за дешевизны данного класса им пользуется большинство китайцев, в результате чего вагоны постоянно переполнены
  • «мягкие сиденья» (Ruanzuo, RZ) от «жестких» отличаются совсем немногим, однако этот класс уже менее доступен местным жителям. Сиденья здесь двухместные, расположены друг напротив друга, имеют тканевую обивку (стоимость проезда варьируется в зависимости от того, все ли кресло обтянуто тканью или только частично). В некоторых поездах данного класса бесплатно подают чай
  • Yingwo (YW) – спальный вагон, рассчитанный как на дневную, так и на ночную поездку. В вагоне 66 спальных мест, расположенных по три друг над другом (цена зависит от позиции лежака). На каждое имеется матрас, подушка и одеяло. Места достаточно просторные и удобные даже для высоких людей. Данный класс в два раза дороже «жестких сидений», однако его комфортность при дальних путешествиях, несомненно, стоит переплаты
  • Ruanwo (RW) – мягкий спальный вагон на 32 места, располагающихся по четыре в купе и по два друг над другом. Билет в этот класс обходится, как правило, в 150 юаней за 500 км, что для китайцев считается роскошью. Пассажир получает мягкий матрас, упакованное белье, одеяло, подушку и тапочки. Иногда полагается также мыло и зубная щетка

Поезда дальнего следования обычно включают 16 вагонов, половину из которых составляют «жесткие сиденья». Имеются также вагон-ресторан и вагоны классов YW и RW.

 

Вторые пути. Длительное время почти все железные дороги Китая были одноколейными. Бум в строительстве вторых путей пришелся на 1987—2001 гг. В настоящее время почти треть всех государственных железных дорог имеют два пути (21 тыс. км).
Электрификация. До середины 70-х годов были электрифицированы лишь две промышленные ветки: линия в западном угольном карьере Фушунь (30 км, промышленная линия, обслуживающая металлургический комбинат в Аньшане) и один горный участок на линии Баоцзи. Сейчас электрифицировано 20% всех государственных железных дорог Китая.
Морские железнодорожные паромы. В 2002 г. введены в эксплуатацию новая железная дорога Чжаньцзян—Хайань и как ее продолжение морской железнодорожный паром между материком и островом Хайнань (Хайань—Хайкоу) длиной 33 км через пролив Цюньчжоу (Хайнаньский). С постройкой нового участка железной дороги на самом острове длина новой линии «Юэ-Хай» (Гуандун—Хайнань) составит 543 км. Эта линия соединит быстро развивающуюся особую свободную экономическую зону Хайнань с остальным Китаем надежной транспортной магистралью. Это первая в Китае морская железнодорожная паромная линия. Позже ее намечено дополнить подводным туннелем под этим же проливом длиной 18 км.
Ведутся работы по созданию терминалов второй морской железнодорожной переправы через Бохайский пролив между портами Яньтай (провинция Шаньдун) и Далянь (Ляонин). Эта паромная линия длиной 57 км соединит кратчайшим путем две наиболее динамично развивающиеся провинции Китая — Ляонин и Шаньдун. Она позволит сократить путь из Маньчжурии в Центральный и Восточный Китай. Паромы смогут перевозить до 53 вагонов, 50 грузовых автомобилей, 1400 пассажиров. Эта паромная линия начнет действовать в 2003—2004 гг. Здесь будут курсировать 9 паромных судов.
Крупные железнодорожные мосты. Отсутствие мостов через Янцзы было главным тормозом экономической консолидации страны. Поэтому в 50—60-е годы в районе нынешнего города Ухань и близ Нанкина были сооружены крупнейшие в Китае двухъярусные автомобильно-железнодорожные мосты. Первый из них был введен в эксплуатацию в 1957 г., а второй — в 1968 г. Благодаря новым мостам установилось надежное, постоянное сухопутное сообщение между северной и южной частями страны.
До постройки Уханского моста в этом районе существовали три разных города — Ханькоу (северо-западная часть, левый берег Янцзы), Ханьян (юго-западная часть, левый берег Янцзы) и Учан (восточная часть, правый берег Янцзы). Учан являлся административным центром провинции Хубэй, Ханькоу — центром промышленности и торговли, Ханьян — транспортным узлом. Все три города были объединены в 1953 г. в один большой — Ухань. Этому способствовало сооружение двухъярусного моста, который наконец-то объединил все три рядом расположенные части. Между ними было установлено регулярное троллейбусное и автобусное движение.
Такой же важный экономический узел сложился и в районе Нанкина. До постройки моста на правом берегу Янцзы существовал Нанкин, одно время — (1928—1949 гг.) официальная столица Китая, а на левом — город Пукоу: важный транспортный узел провинции Цзянсу, так как здесь находился главный паромный порт на железной дороге Тяньцзинь—Шанхай. Постройка здесь моста в 1968 г. привела к фактическому объединению Пукоу с Нанкином в один город.
Через р. Хуанхэ еще до 1920 г. были сооружены два самых больших по тем временам моста — в Чжэнчжоу длиной 2900 м и близ г. Цзинань в Лукоу длиной 1225 м.
Действуют крупные мосты и на других реках, в том числе через Цяньтаньцзян возле Ханчжоу длиной более 1 км.
Железнодорожные туннели. Некоторые линии в Китае проходят в горных районах. Поэтому для того, чтобы избежать крутых и сложных подъемов и спусков в разное время было построено большое число железнодорожных туннелей. Самым протяженным среди них является Цинлинский длиной 18 450 м, открытый в 2001 г. на новой линии Сиань—Анькан. Вторым по протяженности является Даяошанский туннель (14 390 м) на линии Хэнъян—Гуанчжоу (близ Лэчан, на юге). Далее следуют туннели Михуалинь (9630 м), Ханчжоу (8950 м), Цзюндушань (8460 м), Юньтайшань (два туннеля, 8100 м
и 8170 м), Фыньшуй (4700 м), Учжишань (4455 м), близ Шэньчжэня. Намечается строительство подводных туннелей под р. Янцзы длиной 6,7 км в Нанкине для высокоскоростной дороги Пекин—Шанхай и под проливом Цюньчжоу длиной 18,2 км для соединения материковой сети с сетью линий о. Хайнань.
Скоростные железные дороги. В середине 90-х годов был составлен проект сети высокоскоростных железных дорог, который включал линии Пекин—Шэньян—Харбин, Пекин—Шанхай, Пекин—Чжэнчжоу—Ухань—Чанша—Гуанчжоу, Хайчжоу—Чжэнчжоу—Сиань—Ланьчжоу. Приоритетным направлением этого проекта считалась высокоскоростная линия Пекин—Шанхай («Цзиньху») длиной 1330 км. Ее трасса идет параллельно существующей магистрали Пекин—Тяньцзинь—Цзинань—Сючжоу—Бэнбу—Нанкин—Шанхай с небольшими отклонениями. По предварительному проекту скоростные грузовые и пассажирские поезда должны преодолеть это расстояние за 6 часов 30 минут, двигаясь со скоростью 250 км/час. На всей линии намечалось сооружение 24 станций. Проект был составлен в 1993 г., но из-за отсутствия финансовых средств его реализация была отложена.
В 1998 г. было решено построить сначала экспериментальный участок (Пекин—Тяньцзинь или Шанхай—Нанкин) со скоростью движения поездов в 300 км/час. Окончательное решение до сих пор не принято и будет зависеть от выбора между немецкой системой «Маглев» (магнитная подушка между поездом и бетонным «корытом» с мощными электромагнитами в его дне и стенках) и традиционной колесной технологией. На этот выбор повлияют результаты эксплуатации строящейся ныне пригородной линии в Шанхае по системе «Маглев». Если эта система окажется удачной, ее используют при строительстве высокоскоростной железной дороги Пекин—Шанхай, если же нет, будет применена технология японских скоростных железных дорог «Синкансэн». Строительство этой линии начнется не раньше 2006 г., в первую очередь на участке Шанхай—Нанкин.
Пока осуществляются эти эксперименты, на китайских железных дорогах идет реконструкция главных магистралей и увеличение скоростей движения пассажирских и грузовых поездов. После полной реконструкции путей на линии Гуанчжоу—Шэньчжэнь с 23 декабря 1994 г. стали курсировать поезда со скоростью 160 км/час, покрывая путь в 147 км за 67 минут. Ускоренное движение поездов (до 160 км/час) было введено с 1 июля 1998 г. по линиям Пекин—Шанхай, Пекин—Гуанчжоу, Пекин—Харбин, Шэньян—Далянь, Ляньюньган—Сиань. С 18 октября 2000 г. поезда по линии Пекин—Тяньцзинь стали проходить расстояние в 135 км за 79 минут. Поезда по линии Гуанчжоу—Шэньчжэнь начали курсировать в январе 2001 г. со скоростью 200 км/час.
Сооружение первой скоростной железной дороги исключительно для движения пассажирских поездов Циньхуандао—Шэньян началось в августе 1999 г. Линия проходит параллельно существующей дороге, которая перегружена грузовыми и пассажирскими составами и является главной магистралью, связывающей север и северо-восток Китая. Специально построенные пассажирские составы начнут курсировать со скоростью 200 км/час в конце 2002 г. — начале 2003 г. На ней будет использована технология, которая уже применяется на линии Гуанчжоу—Шэньчжэнь. Эта дорога станет испытательным полигоном для будущей высокоскоростной линии Пекин—Шанхай. В более отдаленной перспективе возможно также сооружение скоростной пассажирской железной дороги Чунцин—Чэнду в провинции Сычуань.

 

Автомобильный транспорт

Наиболее быстро развивающейся с конца 70-х гг. ХХ в.отраслью транспортного комплекса является автомобильный транспорт. Этому прежде всего способствовало интенсивное строительство автодорог. Автомобильный транспорт относится к числу наиболее экономичных видов, он чутко реагирует на все изменения спроса, который в свою очередь зависит от состояния экономики, социального положения и роста доходов населения. До 1990-х гг. протяженность дорог составляла немногим более 1 млн км, и только пятая часть их имела асфальтовое покрытие. К концу 2008 г. протяженность дорог составила 3,7 млн. км, в том числе 60,3 тыс. км скоростных автодорог, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире после США. Плотность автодорог достигла 3733 км на 10 тыс. кв. км.

Автодорожная сеть состоит из дорог государственного, провинциального и местного уровня. Их протяженность составляет соответственно 155, 263 и 3244 тыс. км. Государственные дороги являются костяком автодорожной сети и соединяют основные города, порты, железнодорожные станции и промышленные центры. Половина дорог местного уровня не имеет твердого покрытия.

Интенсивное строительство автодорог является необходимым условием для роста доли автоперевозок в общем объеме перевозок и особенно пассажирских перевозок в стране. По оценкам специалистов, дорожное строительство, как в количественном, так и в качественном отношении явно отставало от потребностей развития экономики, в связи с чем в последние годы значительно выросли инвестиции в строительство дорог. В первое десятилетие нового века основное внимание уделяется строительству автомагистралей государственного значения, формированию региональной автодорожной сети и прокладке дорог, соединяющих населенные пункты в сельской местности. Приоритетным направлением также является строительство автодорожной сети в западных районах, в том числе скоростных автомобильных дорог, соединяющих западные районы с восточными и центральными районами страны. К 2010 г. построено свыше 200 тыс. км дорог в сельской местности. Очень быстро растет протяженность скоростных автомобильных трасс, за период 2000-2009 гг. она выросла в 2 раза. Хотя автодорожное строительство является важным направлением государственной политики, очень большие инвестиции в автодорожное строительство вкладывают региональные власти всех уровней, так как это является необходимым условием развития местной экономики, улучшения инвестиционного климата, повышения жизненного уровня населения.

Китай лидирует в строительстве платных дорог. По данным Всемирного банка, на него приходится 100 тыс. км из общей мировой протяженности платных дорог, которая составляет 140 тыс. км.

Интенсивное строительство автодорог является базой роста доли автоперевозок в общем объеме перевозок в стране, доля автомобильной отрасли в совокупном грузообороте за период 1978-2008 гг. повысилась с 2,8 до 12,3%, а в совокупном пассажирообороте – с 30% до 54%. Наибольшие перспективы развития, таким образом, автомобильный транспорт имеет в пассажирских перевозках. Что касается грузоперевозок, то оптимальным является использование автомобильного транспорта для перевозок небольших партий груза на короткие расстояния. Важным фактором его роста является автомобилестроение, которое развивается в последние годы очень высокими темпами. Автомобильный парк страны вырос за последние 20 лет более чем в 10 раз и в 2008 г. составил уже 64,6 млн. ед., при этом, количество автомобилей в личном пользовании выросло до 41,7 млн. ед. В то же время при оценке перспектив развития автомобильного транспорта следует учитывать такие важные факторы, как дефицит нефтепродуктов и рост цен на нефть и нефтепродукты, большая протяженность платных дорог и высокая плата за проезд по ним.

Автомобильная промышленность. Эта отрасль является лидером по темпам роста в последние годы, что связано с действием двух важнейших факторов: массовым спросом населения и инвестициями иностранного капитала. Темпы роста производства автомобилей в 2002 и 2003 гг. составили соответственно 40 и 35%, однако в 2008 г. снизились до 16%. Объем производства в 2008 г. составил 9,3 млн. автомобилей, в том числе легковых автомобилей - 5 млн. Китай занимает третье место в мире, уступая США и Японии, и обеспечивает 7% мирового рынка автомобилей, превращаясь в крупнейшего производителя. Потребности внутреннего рынка почти полностью обеспечиваются за счет собственного производства. Благодаря высоким импортным пошлинам, которые все еще составляют 25% для импорта автомобилей, импортные машины значительно дороже отечественных. В результате импорт составляет 9-10% объема продаж.

В Китае действует множество автомобильных предприятий, созданных на основе сотрудничества с ведущими автомобильными ТНК. В совместных предприятиях китайская сторона обычно представлена крупными государственными компаниями, доля иностранного капитала ограничена 50%. Примерно 50% производства приходится на три автомобильных компании: Первое автомобильное объединение (Чанчунь), Шанхайская автомобильная корпорация, корпорация «Дунфэн».

Из девяти ТНК, которые монополизировали китайский автомобильный рынок, долгое время лидировал немецкий концерн «Фольксваген», но в 2005 г. уступил лидерство компании «Дженерал Моторс». Японские автомобильные компании заметно уступают немецким компаниям, более того, их доля на этом рынке значительно снизилась.

Условием повышения технического уровня и международной конкурентоспособности автомобильной промышленности страны является развитие экспорта. Ввиду невысокого качества продукции автомобилестроения доля китайского экспорта в мировой торговле автомобилями невелика и составляет немногим более 1%. Экспорт китайских автомобилей осуществляется, главным образом, в страны Ближнего и Среднего Востока и приходится в основном на грузовые машины. С целью противодействия чрезмерной конкуренции между китайскими компаниями на зарубежных рынках в 2007 г. число компаний-экспортеров автомобилей ограничено 8 городами, являющимися национальными базами производства и экспорта автомобилей и комплектующих. Только крупные компании могут получить лицензию на экспорт.

Несмотря на быстрый рост в автомобилестроении существует много проблем: недостаточно развитое производство запчастей, высокий расход горючего у большинства моделей автомобилей, высокий уровень заимствования зарубежных технологий.

Исключительно важен в Китае автомобильный транспорт, особенно в отдаленных районах государства, где нет других видов транспорта. В КНР около 9 % населенных пунктов не имеют дорожного сообщения. Протяженность автодорог превышает 965 тыс. км, в т.ч. магистральных государственного значения - 110 тыс. км. Протяженность автодорог в Китае в 5 раз ниже, чем в Индии, и в 13 раз ниже, чем в Японии (в расчете на 1 тыс. км2).

 

 

Водный транспорт

Главным преимуществом этого вида транспорта является способность перевозить очень крупные грузы. Для Китая было характерно преимущественное развитие морского транспорта при медленном росте внутренних (речных) перевозок. Это было связано с нехваткой мощностей, слабым ростом технического вооружения, проблемами организации перевозок.

Развитие водного транспорта и рост его удельного веса в совокупном грузообороте с 38% в 1978 г. до 62% в 2008 г. связаны с тем, что экономическое развитие и политика открытости привели к стремительному росту внешней торговли. Это в свою очередь активизировало строительство глубоководных и специализированных причалов, расширение портов и рост объемов контейнерных перевозок. В Китае насчитывается более 400 портов, в том числе 20 имеют годовой грузооборот более 100 млн. т. Из общего объема грузооборота портов 64% приходится на морские и 36% - на речные порты. Морской и речной флот насчитывает 184 тыс. судов, общим тоннажем 124 млн. т.

По объему контейнерных перевозок Китай занимает первое место в мире, на него приходится 25-30% мирового рынка перевозок. Самыми крупными контейнерными портами являются Шанхай и Шэньчжэнь, за ними следуют Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь. Морские порты Шанхая и Шэньчжэня занимают соответственно первое и четвертое место в мире по объему контейнерных перевозок. Шанхай обрабатывает больше грузов, чем все российские морские порты. В Китае в основном сформировалась транспортная сеть контейнерных перевозок по внутренним рекам. Самые большие работы по углублению русла были проведены на реке Янцзы, вдоль которой вплоть до Чунцина было построено 9 глубоководных портов.

Восстановление роста речных грузовых перевозок, отмеченное с конца 90-х гг., связано с расширением внутреннего спроса. Общая протяженность внутренних водных путей в 2008 г. составила 122,8 тыс. км. Главным внутренним водным путем, протяженность которого увеличилась до 55 тыс. км, является река Янцзы. Основная часть перевозок осуществляется в нижнем течении реки между Шанхаем и Нанкином. Перевозки по Янцзы составляют 1/3 контейнерных перевозок по внутренним и прибрежным водам Китая. Основные виды грузов, перевозимые по внутренним путям, включают руду, минеральное сырье, цемент, зерно и сельскохозяйственную продукцию.

Крупнейшие китайские компании морского судоходства – China Ocean Shipping Group (COSCO), China Shipping Group, в том числе COSCO занимает 5-е место в мире по морским перевозкам. Иностранный капитал имеет право не только участвовать в грузоперевозках и строительстве портов, но и создавать предприятия транспортной логистики со 100% иностранным капиталом.

В связи с быстрым ростом внешней торговли, и особенно растущими потребностями в импорте нефти, нефтепродуктов и природного газа важнейшей задачей для страны является увеличение масштабов строительства судов торгового и военно-морского флота для перевозок нефти и сжиженного газа, которые на настоящий момент в основном обеспечиваются за счет фрахта иностранных судов.

* Международные морские рейсовые линии: Между Шанхаем, Тяньцзинем, Далянем и японскими портами Кобе, Осака, Иокогама и портом Инчхон (Республика Корея) курсируют международные люксовые пассажирские лайнеры.

* Морские каботажные линии: Морские каботажные рейсы связывают между собой все морские порты Китая.

* Речное судоходство: Общая протяженность рек в Китае составляет 226,8 тысячи км., протяженность судоходных маршрутов 136 тысяч км.

 

Авиационный транспорт

Ещё несколько лет назад пользование услугами авиасообщения в Китае было показателем высокого положения и обеспеченности её гражданина. Но время идёт, рынок внутренних авиаперевозок растёт как на дрожжах (из одного Пекина в Шанхай совершается более 40 рейсов в день), и стоимость билета становится всё более доступной для рядового китайца. Китае насчитывается 980 линий внутренних перевозок, 130 международных линий и 24 линии регионального масштаба. Аэродромы гражданского назначения имеются в 135 китайских городах. Узловым пунктом в сети международного сообщения является Пекин. Авиамаршруты пролегают через Шанхай, Гуанчжоу, Урумчи, Далянь, Куньмин, Сямэнь, а далее уходят за рубеж в восточном, западном и южном направлениях. Полеты осуществляются в Японию, Австралию, страны Северной Америки, Среднего Востока, Европы, Южной и Юго-Восточной Азии.

Авиационный транспорт является одним из динамично развивающихся секторов транспортного комплекса страны. Тем не менее, доля его в грузообороте страны пока очень незначительна и растет преимущественно в пассажирообороте, что, прежде всего, объясняется ростом доходов населения. По общему пассажиро- и грузообороту Китай переместился с 35-го на 5-е место в мире, а к 2020 г. должен войти в число первых трех ведущих стран мира. В стране совершаются регулярные рейсы более чем на 1257 гражданских авиалиниях, включая 233 международных. Общая протяженность авиалиний составляет 2 млн. км, одна треть которых приходится на международные. Парк самолетов гражданского назначения в 2007 г. насчитывал 1134 ед., к 2010 г. должен вырасти до 1580 ед., Представлен воздушными лайнерами, в основном купленными у наиболее известных западных самолетостроительных компаний. Они используются не только для международных, но и для внутренних рейсов. Отечественные самолетостроительные компании производят небольшие самолеты для внутренних рейсов, предполагается, что примерно 70% потребностей в легких пассажирских самолетах в будущем будет удовлетворяться за счет отечественной продукции.

Специалисты считают, что авиационный транспорт имеет очень большое будущее не только в пассажирских, но и грузовых перевозках. Об этом свидетельствуют более высокие темпы роста грузоперевозок по сравнению с пассажирскими перевозками, которые наблюдаются в последние годы. В частности, в 2007 г. они составили соответственно 23,5 и 17,8%. Главное преимущество грузоперевозок – скорость доставки. Самый большой грузовой аэропорт страны находится в Пудуне, по объемам грузоперевозок он занимает 4-е место в мире. Основные направления авиаперевозок экспортных грузов идут в Азию, Европу и США. Значительная часть экспортных грузов перевозится с юга Китая через Гонконг.

По прогнозам, к 2020 г. авиация придет на смену железнодорожному транспорту в перевозках пассажиров на средние и дальние расстояния.

Авиационный транспорт относится к числу отраслей, наиболее монополизированных государством, доля государственного сектора в нем составляет около 90%. Частные компании появились совсем недавно и на их долю приходится пока только 4% рынка внутренних авиаперевозок. До недавнего времени в Китае насчитывалось 34 авиакомпании, что, по мнению специалистов, отрицательно сказывалось на эффективности отрасли. Поэтому на основе слияния компаний было создано девять крупных авиационных объединений, которые занимаются авиационными перевозками, импортом и экспортом авиационной техники, поставками авиационного топлива. Следующим шагом стало слияние девяти государственных компаний в три большие группы – Air China (Пекин), China Eastern (Шанхай) и China Southern (Гуанчжоу).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: