Кинезиологические упражнения
Для развития речи
Детей старшего дошкольного возраста
гимнастика мозга
РИТМИРОВАНИЕ
(предварительная подготовка)
Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – гимнастику мозга.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.
Рекомендации по применению:
• занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• требуется точное выполнение движений и приёмов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• перед интенсивной умственной нагрузкой;
• продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день;
• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек
Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность.
Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности).
Затем приступают к выполнению 3 упражнений:
- «Кнопки мозга»;
- «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»);
- «Крюки Деннисона»
I. Ритмирование
«Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом.
(выполняют сидя или стоя)
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
|
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в деятельность
(выполняют сидя или стоя)
- Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его.
- Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
* Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
«Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание
(можно выполнять сидя или стоя)
- Скрестите лодыжки.
- Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
|
II. Упражнения, способствующие речевому развитию
Эти упражнения улучшают связь рука-глаз, что способствует понимающему чтению и письму
(«Двойные рисунки»);
сосредоточенность внимания на аудиальной информации
(«Думающая шляпа»); способствует активизации устной и письменной речи
(«Сова»);
профилактика дисграфии и дислексии
(«Алфавитные восьмёрки»);
активизирует оба глаза и интегрирует правое и левое зрительное поле, в результате – улучшение понимающего чтения
(«Ленивые восьмёрки»).
МАДОУ детский сад №6 с. Верхнеяркеево РБ