Положение
«Юные техники и изобретатели»
1. Общие положения
1.1. Муниципальный этап VIII Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» (далее Конференция) проводится с целью раскрытия творческого потенциала обучающихся в сфере науки и техники, выявления и поддержки талантливых обучающихся, создания условий для раскрытия творческих способностей, расширения массовости и повышение результативности участия обучающихся в научно-техническом творчестве.
1.2. Задачи Конкурса:
развитие общей культуры, изобретательности, технического, научного и творческого мышления обучающихся;
мотивация к изобретательству, развитие научной, познавательной и творческой активности;
развитие интереса к инновационным проектам и изобретательству;
выявление рационализаторских и конструкторских решений;
содействие в продвижении школьных проектов;
содействие учащимся в построении индивидуальной образовательной траектории «школа - вуз - профессия» через конкурсную и внедренческую деятельность;
расширение коммуникативного пространства на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности;
повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий, социально значимой творческой деятельности обучающихся;
развитие социально-профессиональной и предметно-профессиональной компетентности педагогов и расширение сферы профессионального общения;
создание условий для совместного публичного представления педагогами и обучающимися результатов их интеллектуального и технического творчества, изобретательства; апробация результатов научно-технической и изобретательской деятельности;
поиск новых идей, фиксация новых тенденций в развитии интеллектуального, технического творчества и изобретательства;
содействие в организации адресной поддержки научных, технических, социальных инициатив школьников.
1.3. Организацию и проведение муниципального этапа конференции осуществляет МБУ ДО «Дом пионеров и школьников». Координатор конкурса – заместитель директора по УВР Мауткина Т.М., тел. 693-637.
1.4. Конференция пройдет в два этапа: муниципальный этап с 15 января по 28 февраля 2021 года, областной (заочный) этап с 01 марта по 25 марта 2021 года.
2. Участники Конкурса
В конференции принимают участие обучающиеся образовательных организаций всех типов в возрасте от 7 до 18 лет, занимающиеся техническим творчеством.
К участию в номинации «Наставник года» приглашаются педагогические работники образовательных организаций всех типов.
2. Порядок и условия проведения
2.1. Для участия в Конференции необходимо направить в срок до 28 февраля 2021 года в Оргкомитет (МБУ ДО «Дом пионеров и школьников» на электронную почту: dpsh_cher@mail.ru следующие материалы: конкурсную работу, презентацию, заявку (Приложение 1).
2.2. Конкурс проводится по следующим номинациям (Приложение 2):
здоровье человека: медицина;
город будущего, совместно с НИИМосгортранс;
промышленные технологии;
совместная номинация Нанотех-ЮТИ;
транспортные технологии будущего;
специальная номинация ЮТИ-ФРИИ: Лучшая идея для стартапа;
информационные технологии;
социальные инновации и образовательные технологии.
2.3. Критерии оценки для юных конкурсантов:
актуальность и новизна темы;
обоснованность цели и задач;
наличие исследовательской и экспериментальной части;
практическая и общественная значимость работы;
целесообразность выводов;
наличие соответствующей технической документации (схемы, чертежи, расчеты, графики);
соответствие оформления работы конкурсным требованиям;
экономические расчеты (желательно).
2.4. Для педагогических работников образовательных организаций, участвующих в номинации «Наставник года»:
результаты научно-технического творчества воспитанников;
уникальность методики;
инновационные подходы к теоретическим и практическим занятиям;
наличие отзывов, благодарностей, почетных грамот, наград и т.д.
2.5. Структура конкурсной работы:
а) Текстовая часть проекта
Описательная часть:
титульный лист (Ф.И.О. автора, Ф.И.О. педагога, название работы, учреждение);
оглавление;
введение (постановка задачи, актуальность, цель работы и её значение);
основное содержание;
выводы и практические рекомендации;
заключение;
список литературы, использованное программное обеспечение; приложения (при необходимости).
б) Мультимедийная презентация с подробным описанием проекта в форматах PDF или Power Point. Общее число слайдов - макс 15 слайдов.
в) Краткая Аннотация проекта - тезисное изложение сути работы (2-3 фразы).
2.6. Оформление работы:
шрифт Times New Roman, №14, прямой; красная строка - 1 см; межстрочный интервал - 1,5; выравнивание - «по ширине»;
поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - Зсм, правое - 1,5 см.
Объем работы не должен превышать 30 машинописных страниц, включая рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии (иллюстративный материал представляется в презентации).
2.7. Для участия в конференции, также, принимаются работы в формате рефератов, описаний новых систем по предложенным темам, их составных частей и участников, принципов функционирования. Кроме того, участники могут сформулировать свои предложения по законодательным инициативам.
2.8. Для педагогических работников образовательных организаций, участвующих в проекте в номинации «Наставник года» работа должна включать:
мультимедийную презентацию с подробным описанием компетенций и уникальной методики преподавания в форматах PDF или Power Point, общее число слайдов - 20 слайдов.
фото и видеофайлы, подтверждающие работу по подготовке юных техников, подробную информацию о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и других мероприятий (с указанием Ф.И.О. обучающегося), ссылки на печатные материалы, подготовленные педагогом.
3. Руководство подготовкой и проведением Конференции
3.3. Общее руководство подготовкой и проведением Конференцией осуществляет Оргкомитет. Оргкомитет утверждается приказом директора МБУ ДО «Дом пионеров и школьников».
3.4. Жюри Конференции:
отбирает, проверяет и оценивает работы Конференции; определяют кандидатуры победителей Конференции.
4. Награждение участников Конференции
Победители муниципального этапа VIII Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» награждаются дипломами.
Научные руководители, подготовившие победителей Конференции,
награждаются благодарностью. Работы победителей направляются на
Областной этап конференции «Юные техники изобретатели».
Приложение 1
![]() |
Приложение 2
Номинации областного (заочного) этапа VIII Всероссийской конференции
«Юные техники и изобретатели»
1. Здоровье человека: медицина
1.1. Диагностика и медицинская техника:
- система персонального удаленного мониторинга здоровья человека, диагностика с помощью электронных устройств;
- мобильные лечебно-диагностические комплекты и устройства, мобильные приложения для машин скорой помощи;
- медицинские инструменты, изобретения, которые могут помочь врачам в работе с пациентами;
- изобретения (методы) для ранней диагностики заболеваний, в том числе дистанционной;
- современный кабинет врача.
1.2. Технологии здоровья:
- биотехнологии: разработка лекарственных препаратов и способов борьбы с вирусами;
- технологии восстановления здоровья немедикаментозными средствами; -информационные технологии в медицине.
1.3. Формирование здорового образа жизни:
- индивидуальные средства и изобретения для здорового образа жизни;
- медицина и спорт;
- средства реабилитации;
-изобретения для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями.
2. Город будущего, совместно с НИИИМосгортранс
2.1. Умный город:
- благоустройство городской среды;
- новые подходы к освещению и рекламным поверхностям в городах;
- привлечение жителей к управлению городом.
2.2. Системы ЖКХ
- умный дом;
- технические средства, способствующие рациональному использованию воды, газа, электричества;
- роботы в системе жилищно-коммунального хозяйства.
2.3. Городская транспортная инфраструктура:
- интеллектуальные системы управления дорожным движением;
- моделирование потоков городского общественного транспорта;
- строительные дорожные технологии будущего.
3. Промышленные технологии
3.1. Промышленные технологии:
- промышленные работы;
- станкостроение;
- электроника;
- промышленный дизайн (новый облик бытовой и компьютерной техники, дизайн транспортных средств, дизайн промышленных объектов...).
3.2. Освоение территории России и водных глубин: экстремальная робототехника:
- роботы для работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;
- средства и технические решения в области освоение морских глубин;
- опасные производства и роботы.
3.3. Химическая промышленность:
- технология очистки воды, сточных вод в городской среде;
- методы разделения устойчивых водно-органических эмульсий в пищевой и химической промышленности;
- композитные материалы в строительстве.
3.4. Изобретения для сельского хозяйства:
- роботы и сельхозтехника;
- ферма будущего;
- инновационные теплицы.
4. Совместная номинация Нанотех-ЮТИ
4.1. «Бионика. Природосообразные нанотехнологии»
-ТЗ. «Эффект Лотоса», «принцип Геккона» - эти нанотехнологические идеи подсмотрены учеными и технологами в природе. А чему еще мы можем научиться у природы? Исследуйте пространство бионики и природосообразных технологий, выявите из них те, которые можно отнести к кластеру нанотехнологии, предложите проектную разработку нового материала, изделия или процесса, построенную на этой основе. В работе оценивается как исследовательская составляющая, так и изобретательская. Продукт. Реферат и презентация, описание проекта, схемы, фотографии.
4.2. «Цифровая школа. Популяризация нанотехнологий с использованием цифровых ресурсов»
ТЗ. Наше общество нуждается в расширении информации о технологическом прогрессе, в частности реальном прогрессе в области развития нанотехнологий.
Задание. Разработать видеофильм, компьютерную игру или другой мультимедийный проект, направленный на популяризацию достижений современной нанотехнологической отрасли. Важно - отражать в материале только те технологии, которые реализуются в настоящее время в России в том или ином регионе. Указание реальных предприятий, авторов - обязательно.
4.3. «Нанотехнологии - для всех»
- ТЗ. Два стартапа, которые привлекли внимание не только изобретателей, но и широкой публики, были связаны с решением простых бытовых проблем, с использованием нанотехнологий. Первая - левитирующее мыло (которое не размокает в мыльнице, не становиться «склизким»), вторая - самоочищающиеся ручки дверей.
Задание. Найдите бытовую проблему, которая затрагивает многих, придумайте решение данной проблемы с использованием нанотехнологий.
Принимаются проектные разработки, которые обязательно должны содержать описание сути проблемы, описание сущности нанотехнологического принципа, доказательство новизны изобретения, описание самого изобретения.
5. Транспортные технологии будущего
5.1. Освоение космоса и воздушного пространства:
-органические природные материалы в конструкции летательных и аэрокосмических аппаратов;
- межпланетные полёты - вопросы автономности космических кораблей, роботы планетоходы...
- освоение планет, создание условий для космического туризма, задания для спутников.
5.2. Авиация будущего и вертолетостроение:
- новые материалы: снижение общей массы летательного аппарата;
- новые виды беспилотных летательных аппаратов (гибридные силовые установки, новые принципы движения, системы техобслуживания и ремонта коптеров и т.д.);
- новые источники энергии;
- новые функции и задания для применения летательных аппаратов.
5.3. Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта:
- корабль будущего (новый дизайн корпуса судна, многофункциональное судно-конструктор и т.п);
- покоряем Арктику (идеи для арктического региона);
- беспилотные средства спасения;
-телеуправляемые необитаемые подводные аппараты;
- цифровизация в судостроении, системы управления и навигации (программные решения и 1Т-технологии).
5.4. Автомобилестроение:
- автомобиль «для Президента»- (AURUS: новые средства коммуникаций, средства безопасности, комфорт и управление, ваши идеи и предложения для главного автомобиля страны).
5.5. Рельсовые транспортные средства:
- мультимодальный транспорт. Новая система городского общественного транспорта: удобная, доступная, экологичная;
- новые транспортные продукты для пассажиров. Новые железнодорожные магистрали. Предложите свои критерии, методы и устройства для оценки качества пассажирских ЖД перевозок. Ваши идеи и предложения для новых плацкартных вагонов РЖД;
- модели капсул для магнитолевитационного транспорта.
6. Специальная номинация ЮТИ-ФРИИ: Лучшая идея для стартапа
Данная номинация, совместная с Фондом Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) - это конкурс идей! Здесь важна не только изобретательность и новизна, но и ваше видение технологической и рыночной востребованности вашего изобретения и возможностей его превращения в настоящий бизнес проект нужный и полезный для людей.
7. Информационные технологии
7.1. Образование:
- интерактивные средства обучения;
- приложения для смартфона, помогающие усовершенствовать учебный процесс, в том числе приложения с дополненной реальностью;
-цифровые лаборатории и методы проведения эксперимента.
7.2. Связь и телекоммуникации:
- цифровая революция: информационно-коммуникационные технологии, меняющие мир;
- интернет вещей: новые разработки от идеи до опытной модели;
- новые сервисы и контент;
- технические решения для систем связи.
7.3. Информационная безопасность:
- решение для защиты данных;
- защита от вирусов;
- инновационные системы аутентификации: биометрия, ключи доступа;
- алгоритмы и методы шифрования данных.
8. Социальные инновации и образовательные технологии
8.1. Экологические проекты:
- зеленый щит городов;
- спасение исчезающих видов растений и животных;
- вода и воздух: мониторинг загрязнений, технологии очистки;
- сбор, сортировка и утилизация мусора.
8.2. Инклюзивное образование:
- разработка технологических решений, обеспечивающих равенство образовательных возможностей и инклюзивное образование;
- помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- открытый мир: технологические решения для повышения качества жизни, образования, профориентации детей с особенностями развития.
8.3. Лидеры будущего:
- выбираем будущую профессию: профессиональное самоопределение, самореализация, популяризация рабочих профессий;
- спорт и здоровый образ жизни;
- экология и внутренний туризм;
- творчество и культура, долг для молодежи.
8.4. Проекты в области популяризации науки и техники:
- детские и молодежные информационные и образовательные проекты по поляризации научных и технических знаний.