Методические рекомендации
По выполнению контрольных работ по логике.
Контрольная работа по логике – важная составная часть изучения предмета «логика», предполагающая самостоятельную проработку учебного материала и практическое применение теоретических знаний. В результате выполнения контрольной по логике решаются следующие задачи:
- воспитание у студентов необходимой логической культуры;
- выработка навыков логического анализа информации;
- приобщение к основам методологии научного исследования.
Требования к оформлению контрольных работ:
Для выполнения контрольной работы следует использовать тетрадь, на обложке которой должны быть указаны фамилия и инициалы студентов, его шифр и номер варианта. Записи нужно делать чернильной или шариковой ручкой, без помарок и исправлений, четким почерком. При выполнении работы необходимо оставлять широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний преподавателя –рецензента.
Контрольные задания следует выполнять в строгом соответствии с приведенными ниже образцами.
Определить, в каком отношении между собой находятся следующие понятия и изобразить в круговых схемах. (Представьте в виде круговой схемы отношения между понятиями.)
Растение, дерево, дуб, животное, птица.
Решение:
А-растение, В- дерево, С- дуб, D- животное, Е-птица.
![]() | |||
![]() | |||
ВВВ
В D
А
2. Обобщить и ограничить понятие:
Человек
Решение:
Ограничение: Человек- молодой человек- молодая женщина- девушка-студентка – девушка, обучающаяся в КГТУ
Обобщение: Человек- примат- млекопитающее- живое существо
Правильно ли проведены ограничения или обобщения?
Криминалистика, юридическая наука, наука.
Решение:
Обобщение произведено верно.
Наука- криминалистика- криминалист.
Решение:
Ограничение произведено неверно, т.к., понятия «криминалистика» и «криминалист» имеют разные объемы (криминалистика- наука, криминалист – человек).
Дайте полную логическую характеристику понятия.
Президент
Решение:
«Президент» - понятие конкретное, положительное, безотносительное, непустое, общее, конечное, нерегистрирующее, разделительное.
5. Правильно ли произведено следующее определение:
Крысы – это мелкие грызуны.
Решение:
Нарушено правило 1 (соразмерности); помимо крыс существуют и другие мелкие грызуны, т.е., определение оказывается слишком широким.
Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Указать на ошибки, если они имеются.
«Световые лучи делятся на ультрафиолетовые и инфракрасные».
Решение:
Таксономическое деление (по родо-видовому признаку). Осуществляется по следующей формуле: U =(AUB) Делимое (дефиниендум) –«лучи», делящие понятия (дефиниенс)- «ультрафиолетовые», «инфракрасные». Деление неполное (нарушено правило 1, делимое и делящие понятия по объему не совпадают): лучи бывают еще и видимые.
Привести к нормальной форме следующее высказывание и определить его тип по количеству и качеству.
«Человек относится к приматам».
Решение:
1. Суждение простое, общеутвердительное, атрибутивное.
2. Субъект – «человек».
3. Предикат – «относится к приматам».
4. Логическая связка – есть.
5. Нормальная форма - «Человек есть относящийся к приматам» (Все S есть Р).
8. Осуществить деление понятия по одной и следующих схем:
Работник
а)
![]() ![]() |
В | D |
![]() ![]() |
E | F |
в)
![]() |
![]() | ![]() |
D | E | F | G |
с)
A | ||||
B | C | |||
![]() ![]() | E |
F | G |
Решение:
Для деления вбираем схему б):
![]() ![]() |
![]() | Физического труда |
Учитель | Врач | Токарь | Слесарь |
Установите с помощью логического квадрата отношения между следующей парой суждений. (Определите с помощью логического квадрата отношения между простыми суждениями.)
«Все люди разумны». «Этот человек безумен»
Решение:
Логическая схема первого суждения: Все S1 есть Р1, где S1- «люди»,
Р1-«разумны».
Логическая схема второго суждения: Все S2 есть Р2, где S1- «этот человек»,
Р1-«безумен». Но, поскольку, «этот человек» – «один и людей»,, а «безумный» значит «не разумный», это суждение можно привести к форме «Некоторые люди не разумны» - Некоторые S1 не есть Р1 .Исходя из этого, по логическому квадрату определяем, что суждения сравнимы, несовместимы, контрадикторны.