Задания школьного тура Всероссийской олимпиады
По биологии для 5-6 классов 2018-2019 уч. год
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за 1 часть – 15. Впишите в матрицу ответов номер того ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Отметьте ответ, где перечислены только растения:
1) черемуха, опенок, сирень, ирис;
2) ягель, яблоня, одуванчик, шампиньон;
3) ястребинка, лещина, осина, мох;
4) осот, вирус табачной мозаики, амёба, дуб.
2. Насекомое, которое одомашнено человеком:
1) тутовый шелкопряд;
2) комнатная муха;
3) платяная моль;
4) пастельный клоп.
3. Дерево, растущее в тайге:
1) дуб;
2) береза;
3) липа;
4) ель.
4. На рисунке 1 окуляр микроскопа обозначен под цифрой:
1) 1; 2) 3; 3) 4; 4) 2.
5. Несъедобный гриб:
1) рыжик;
2) желчный гриб;
3) сыроежка;
4) волнушка.
6. Водоросли, как и другие растения, для питания:
1) поглощают из окружающей среды готовые органические вещества;
2) образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза;
3) используют органические вещества других организмов;
4) используют органические вещества отмерших растений и животных.
7. Биологические особенности лишайников, позволяющие им первыми заселять непригодные для жизни других организмов места:
1) этому способствуют их медленный рост;
2) это достигается за счет их долголетия;
3) они нетребовательны к влажности среды, теплу, плодородию почвы;
лишайники легко переносят загрязнения окружающей среды.
8. Животное, изображенное на рисунке 2, встречается на материке:
1) Евразия;
2) Австралия;
3) Южная Америка;
4) Африка.
9. Первые растения, появившиеся более 1 млрд лет назад на Земле:
1) цветковые;
2) водоросли;
3) папоротники;
4) мхи.
10. Через корневую систему в растение поступают:
1) витамины;
2) вода с органическими веществами;
3) углекислый газ;
4) вода с неорганическими веществами.
11. По способу питания кишечнополостные:
1) хищники;
2) фильтраторы;
3) паразиты;
4) растительноядные.
12. Трилобиты – дальние родственники:
1) птицам;
2) рыбам;
3) ракам;
4) амфибиям.
13. Опыт, показанный на рисунке 3, доказывает, что:
1) растениям для дыхания не нужен свет;
2) растениям для дыхания нужен свет;
3) растения дышат на свету и в темноте;
4) растения не дышат на свету.
14. Ихтиозавр обладал способностью к:
1) ползанию;
2) плаванию;
3) полету;
4) бегу.
15. Отметьте культурное растение:
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного верного ответа из четырех с предварительным множественным выбором. За каждый правильный ответ дается 2 балла. Максимальное количество баллов за данную часть 10. Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным запишите в матрицу ответов.
1. К органическим веществам относятся: 1) вода; 2) нуклеиновые кислоты; 3) соли; 4) жиры; 5) углекислый газ; 6) углеводы.
А) 1; 2; 3;
Б) 2; 3; 4;
В) 3; 4; 6;
Г) 2; 4; 6;
Д) 1; 3; 5.
2. В природе водоросли имеют следующие значения:
1) обогащают воду и воздух кислородом;
2) служат сырьем для получения спирта, уксуса, йода, брома;
3) являются пищей для животных;
4) получение бумаги;
5) удобрение для растений;
6) круговорот веществ и образование горных пород.
А) 2; 4; 5;
Б) 1; 3; 4;
В) 1; 2; 5;
Г) 2; 3; 6;
Д) 1; 3; 6.
3. Заболевания растений вызывают грибы:
1) дрожжи;
2) спорынья;
3) трутовик;
4) мухомор;
5) головня;
6) подосиновик.
А) 2; 3; 5;
Б) 1; 3; 4;
В) 1; 2; 4;
Г) 2; 3; 6;
Д) 4; 5; 6.
4. Растения-паразиты:
1) росянка; 2) венерина мухоловка; 3) орхидея; 4) повилика; 5) раффлезия; 6) омела.
А) 1; 2; 3; 4; 5;
Б) 1; 3; 4; 6;
В) 4; 5; 6;
Г) 2; 3; 6;
Д) 2; 3; 5.
5. На рисунке 5 представлен портрет ученого, который сделал большой вклад в развитие науки, а именно:
1) описал около 10 тыс. видов растений;
2) заложил основы систематики;
3) изучал клетки растений;
4) создал бинарную номенклатуру для видов;
5) создал эволюционную теорию.
А) 1, 2, 4;
Б) 2, 3, 5;
В) 1, 2, 3, 4;
Г) 3, 4, 5;
Д) 1, 2, 3, 4, 5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых надо согласиться или отклонить. В матрице ответов укажите вариант «да» или «нет». За правильный ответ дается 1 балл, неправильный – 0. Максимальное количество баллов – 5.
1. Главная часть клетки, в которой хранится наследственная информация,- цитоплазма.
2. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.
3. Капусту сквашивают бактерии.
4. Грибы – представители особого царства живых организмов.
5. Все грибы – гетеротрофы.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Внесите правильные ответы в матрицу в соответствии с требования задания. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0.