Класс, тема: Московская Русь XIV – XVI век (16 часов)
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Педагогические цели:
· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной причиной этого являлась рациональная политика московских князей;
· воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
· развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
· создать условия для развития УУД:
· Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
· Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
|
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
· Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.
· Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Иерархия, рубеж, предпосылки. вотчина, удельные княжества.
Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV — первой половине XV в.» великие княжества Северо-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.
Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Узбек.
Основные даты: 1325—1340 гг. — правление Ивана Калиты, 1327 г. — восстание в Твери.
Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе.
Образовательные ресурсы: 1) Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.
|
2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс: пособите для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.
3) Презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» videouroki.net.2014, ООО «Компэду».
Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор.: 1. Карта «Русь в XIV — первой половине XV в.» (с. 169 учебника). 2. Таблица «Предпосылки и причины объединения русских земель». 3. Таблица «Борьба Москвы и Твери».
План
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
III. Усвоение новых знаний
1) Предпосылки и причины объединения русских земель.
2) Политическая система Руси
3) Борьба Москвы и Твери
4) Правление Ивана Калиты
5) Причины возвышения Москвы.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
V.Д/з 17, учебника, вопросы и задания к нему.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:
1. Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?
2. Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы ига.
В тот период между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.
|
Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась под игом Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.
Задает вопросы:
1. Что такое феодальная раздробленность?
2. Какими были ее причины?
3. Схожа ли она с таковой в Западной Европе?
III. Усвоение новых знаний
Предпосылки и причины объединения русских земель.
1. Первый пункт плана можно изучить, используя различные методические приёмы.
Первый вариант. Учитель объясняет материал сам. Перед объяснением формулируется проблема: в чём сходство и различие процессов объединения русских земель и создания единых
государств в Западной Европе?
Второй вариант. Эвристическая беседа. Учитель отмечает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.
Вопросы для беседы. Как вы думаете, какие причины заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого государства? Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе. Выявите сходство и различие процессов появления единых государств в Западной Европе и Руси.
Третий вариант. В ходе объяснения учителя, учащиеся заполняют таблицу
«Предпосылки и причины объединения русских земель».
Предпосылки | Причины | ||
Экономические | Духовные | Экономические | |