Принципы работы междисциплинарной группы




Несмотря на присутствие определенных особенностей, междисциплинарные группы создаются и строят свою работу по одним и тем же принципам. Данными принципами можно считать:

1) Принцип членства;

2) Принцип интеграции;

3) Принцип коллективной ответственности;

Принцип членства. Членом междисциплинарной группы считается профессионал, независимо от того, является ли работа в команде его основной деятельностью. Требования к научной и практической компетенции сотрудников, а

также количество представителей различных профессий, представленных в команде, определяются менеджером группы при ее создании.

Принцип интеграции. Данный принцип основывается на том, что междисциплинарную группу составляют представители различных профессий, чьи знания и профессиональный опыт призваны помочь в достижении единой цели.

По степени интеграции выделяются следующие типы групп:

· Группы, созданные специально для обсуждения конкретного случая.

Представители различных профессий приглашаются в такого типа группы для того, чтобы обсудить проблему, поделиться информацией, которой они обладают в рамках своего профессионального опыта, найти пути решения данной проблемы, а также выбрать человека, ответственного за выполнение этого решения. Члены группы могут быть созваны вновь для обсуждения достигнутого прогресса в решении данной проблемы, а также определения дальнейших действий в рамках конкретного случая.

· Группы, созданные для решения сходных проблем. Члены группы чаще всего не участвуют в систематических совещаниях, а используют телефонные переговоры или консультации между двумя профессионалами.

· Междисциплинарная группа, работающая регулярно (чаще всего раз в неделю) в специально установленное время, созданная для решения проблем, относящихся к различным областям социальной работы (2 с. 191).

Принцип коллективной ответственности. Члены группы ответственны за использование коллективных ресурсов наиболее эффективным путем для удовлетворения социальных нужд клиентов. Такими ресурсами являются финансирование работы группы и ее рабочее время (даже те члены команды, которые работают в ней по совместительству, обязаны рассматривать свое рабочее время как коллективный ресурс).

Каждый участник работы группы профессионально и юридически ответственен за собственные и групповые решения.

Данные принципы являются своего рода методологической базой для работы междисциплинарных команд. Далее рассмотрим приложение этих принципов в практической деятельности групп.

 

Организация и содержание деятельности многопрофильной команды

Традиционно междисциплинарная группа имеет в своем составе менеджера,

который руководит деятельностью группы и отвечает за выполнение следующих

задач:

· планирование деятельности группы;

· интервьюирование профессионалов и назначение их на должности;

· введение сотрудников в курс дела;

· распределение обязанностей;

· анализ проделанной работы;

· предоставление отчетов о деятельности группы;

· обеспечение профессионального роста членов команды с целью повышения качества деятельности группы;

· обеспечение оптимального режима работы группы (3 с. 165).

 

С точки зрения организации деятельности существует пять типов междисциплинарных групп.

 

1) Профессионалы, работающие в группе, обладающей данной структурой, чаще всего имеют основное постоянное место работы. Поэтому, деятельность каждого участника в команде направляется руководителями тех агентств, где они работают на полную ставку.

2) Команды, во главе которых стоит один руководитель. (Данная модель наиболее популярна в США, Австралии и некоторых европейских странах).

3) Внешний координатор деятельности команды и ее лидер распределяют между собой задачи по организации деятельности команды. (Данная модель наиболее популярна в Великобритании).

4) Члены группы работают в ней по контракту, который заключается между ними и лидером группы.

5) Смешанная управленческая структура, в которой менеджер может быть ответственен за организацию деятельности основных членов команды и заключать контракты с ее временными членами.

Знание данных типов структур организации деятельности необходимо для того, чтобы построить работу группы наиболее эффективным образом, а также разрешить наиболее острые противоречия при работе группы. Для обеспечения оптимального режима работы группы менеджерам необходимо решить следующие задачи: соблюсти необходимый баланс между профессиональной автономией членов группы и их совместной деятельностью, а также создать четкую систему, в которой каждый член группы был бы ответственен за определенную часть работы.

Рассмотрев организацию деятельности междисциплинарной группы, перейдем к анализу содержания ее деятельности.

При работе с клиентом междисциплинарные группы чаще всего проходят следующие этапы: рассмотрение случая, обмен мнениями, распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства, вмешательство, анализ проделанной работы, завершение работы. Некоторые команды придерживаются одной стратегии при работе с клиентами, другие разрабатывают разные для определенных групп клиентов. Но, тем не менее, существуют наиболее общие типы стратегий работы с клиентами.

 

1) Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет обственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.

2) Стратегия "почтового ящика". Члены группы собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести одинизпрофессионалов, не обращаясь за помощью к группе.

3) Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресует решение проблемы одному из членов команды.

4) Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем, как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая. Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов группы будет вести данный случай.

5) Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о достигнутых результатах, потребностях клиента и рекомендациях на будущее; затем группа решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме.

6) Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах. Основным этапом работы любой междисциплинарной группы является этап принятия решений. На основе того, насколько эффективным является то или иное решение, можно сделать вывод о качестве работы данной группы. Поэтому вопрос принятия решений является одним из наиболее важных при анализе деятельности междисциплинарных групп.

Решения, принимаемые группой, могут быть отнесены к следующим типам:

· Специфически профессиональные решения. Например, решения о том, какие

· методы необходимы в данной ситуации или решение о том, нужно ли изменить стратегию воздействия.

· Решения по ведению случая. Например, какие члены команды должны быть

· включены в деятельность по данному случаю, когда и насколько.

· Управленческие решения. Например, оценка уровня работы группы, анализ

· внутригрупповой стратегии.

· Решения, связанные с планированием работы команды.

Выделяются пять способов принятия решений в работе междисциплинарной группы (которые отчасти связаны с типом стратегии работы группы с клиентом).

Одним из таких способов является принятие решения одним профессионалом. Член

междисциплинарной группы рассматривает проблему клиента и принимает решение, основываясь на собственном профессиональном опыте и принимая всю ответственность за последствия решения на себя. Данный способ приемлем, когда дело касается проблем, на которые команда не может или не должна влиять на узкопрофессиональные решения (например, решения о назначении лекарства больному).

Существуют также решения, которые принимаются одним профессионалом после

консультации с группой. Данный способ применяется при решении вопросов о начале или завершении ведения случая одним профессионалом в рамках своей профессии. Например, группой принято решение о том, что данный случай должен вести психолог, который самостоятельно принимает решения в рамках собственной деятельности.

Другой способ - это принятие решения профессионалом, следуя политике, принятой в группе. При этом политика группы может давать различную степень свободы при принятии решений профессионалами.

Следующие два способа используются, когда междисциплинарной команде необходимо

принять решения, касающиеся выбора групповой политики или приложения данной политики к конкретному случаю. Этими способами являются принятие решения большинством голосов (посредством голосования) и принятие решения в случае согласия всех членов группы. Некоторые «демократические» междисциплинарные группы действуют, исходя из неформального согласия своих членов, не прибегая к голосованию. С одной стороны, это экономит время, но с другой - существует риск того, что члены группы будут игнорировать решение, принятое командой.

Существующий спектр способов принятия решений междисциплинарной группой

позволяет разрешать внутригрупповые конфликты, которые являются закономерным явлением для такого рода команд, вследствие совместной работы людей, принадлежащих к различным профессиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: