Характеристика координационных способностей




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Футбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников, благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровьеформирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей, доступной формы реализации физической активности, индивидуально приемлемой для каждого человека.

Цель исследования - изучить и выявить влияние занятий футболом на развитие координационных способностей.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: 1. дать характеристику координационным способностям;

2. рассмотреть футбол, как спортивную игру.

Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футболом в России занимается более 3 млн. человек. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания, так как является универсальным средством физического воспитания, то есть решает вопросы и физического развития, и оздоровления, и воспитания лучших личностных качеств.

 

 

Характеристика координационных способностей

Понятием координационные способности ученые начали широко пользоваться в последние 25-30 лет для более конкретной интеграции одного из двигательных качеств – ловкости. При анализе научной и учебно-методической литературы было выявлено, что ряд авторов (Б.А.Ашмарин, Л.П.Матвеев, Ю.А.Виноградов и др.) в частности считают, что ловкость выражается через совокупность координационных способностей: способность быстро овладевать новыми двигательными действиями и способность быстро и координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и экспериментальных исследованиях[6].

Наиболее точно и обосновано определение координационных способностей, на наш взгляд, было дано В.И.Ляхом. Координационные способности он понимал как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [6].

Проявление координационных способностей в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от деятельности анализаторов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степени напряжения расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, смелости и решительности, от уровня развития других физических качеств. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они овладевают, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости [6].

Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.

Специальные координационные способности к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий. В этой связи различают специальные координационные способности во всевозможных циклических и ациклических действиях: в движениях перемещения вещей в пространстве; в метательных двигательных действиях; в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр; в атакующих и защитных действиях единоборств, в движениях прицеливания и еще ряд координационных способностей, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям [6].

К специфическим или частным координационным способностям относятся: способность к ориентированию в пространстве (возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении); равновесие (сохранение устойчивой позы); ритм (способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями); способность к дифференцированию параметров движений (обуславливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений); способность к реагированию (возможность быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью); способность к перестроению двигательных действий (быстрота преобразования выработанных форм движений); способность к согласованию движению (соединение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации); вестибулярная устойчивость (способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений - кувырки, броски, повороты); произвольное расслабление мышц (способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент).

Общие координационные способности можно считать результатом развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщением. То есть под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями [9].

При определении координационных способностей необходимо выделить основные критерии оценки. К ним относятся: правильность, быстрота, рациональность и находчивость с их качественными и количественными характеристиками. В этой связи свои координационные способности ученик может проявлять только через одно какое-либо свойство, например, это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного в координационном отношении движения: экономичность перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней среды, стабильность выполнения двигательных навыков в непредвиденных, сбивающих с толку воздействиях и т.п. Однако человек все же проявляет координационные способности значительно чаще через совокупность вышепредставленных свойств. В этом случае он координирует свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу или шайбе, бросков и других технических приемов в спортивных играх); по точности, быстроте, находчивости (в процессе спортивных игр, единоборств) и т.п. Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий [14].

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что при объединении целого ряда способностей, относящихся к координации движений, их можно в определённой мере разбить на три группы:

- способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости [12].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: