Содержание.
- Введение........................................................................................................2
- Глава 1. Планирование - как основная функция управления..................4
1.1. Роль, понятие, планирования..........................................................................4
1.2.Взаимосвязь функции планирования с другими функциями....................... 4
1.3.Различие между процессом планирования и разработкой плана.................5
1.4.Виды планирования...........................................................................................7
1.5.Понятие норм, нормативов и эталонных показателей.................................12
1.6.Функции планирования……………………………………………………..13
1.7.Принципы и методы планирования………………………………………...14
- Глава 2. Пример применения планирования в компании «Газпром»..17
- Глава 3. Построение и оптимизация сетевого графика...........................18
- Заключение..................................................................................................24
- Список литературы.....................................................................................25
Введение.
Планирование – это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Оно является важнейшей функцией управления, которое так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики.
Актуальность темы исследования. Значение планирования для предприятия очень велико: с помощью детально разработанных планов, основанных на реальных фактах хозяйственной деятельности предприятия, анализа деятельности в предыдущих годах, руководитель сможет эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия и влиять на результаты по итогам финансового года. Планирование на предприятии позволяет в полной мере учитывать влияние изменений внешней среды, разрабатывать программы противодействия негативным факторам и программы использования благоприятных возможностей для предприятия, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления или не наступления определенных рисков. Все это делается для минимизации негативных факторов и максимального использования благоприятных обстоятельств.
|
Поэтому можно сказать, что планирование на предприятии сегодня никак не потеряло своего значения, а видоизменило его. В условиях активной конкуренции и сложной внешней среды эффективное управление компанией возможно только благодаря использованию планов хозяйственной деятельности на основе системы планирования на предприятии. Планы ориентируют работу всех подразделений и отделов предприятия на совместную целенаправленную работу для достижения поставленной перед предприятием цели.
Планирование на предприятии также позволяет, учитывая деятельность конкурентов, разрабатывать эффективные приемы противодействия, для того, чтобы добиться новых конкурентных преимуществ. При правильном использовании современных и актуальных методов планирования любая компания может упрочить свое положение на рынке.
Объектом исследования в курсовой работе является процесс управления в организации.
Предмет исследования – практика осуществления функции планирования в организации.
Цель курсовой работы заключается в обосновании планирования, как функции управления организацией.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1.Изучить теоретические основы планирования как основной функции управления.
2.Определить сущность и структуру внутрифирменного планирования.
3.Основные принципы и метода планирования на предприятии.
|
1.1. Роль, понятие, цель планирования
Планирование – это функция менеджмента, которую менеджер реализует ежедневно. Нельзя считать нормальным трудовой процесс, осуществляемый только время от времени, хаотично, без четко определенных производственных ежедневных заданий. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и решает, на каком направлении стоит предпринять наиболее значимые усилия.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под
которой понимается выполнение им своих функций.
Основной функцией (видом деятельности) является: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива)
Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
1.2. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями.
Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.
|
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.
Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля.
1.3. Различие между планированием и разработкой плана.
Функция планирования определяет надежность работы предприятия. Чем выше качество выполнения этой функции, тем надежнее работает система.
Следует, однако, сказать, что часто путают два понятия: планирования и разработка плана. Функция планирования играет важную, но недостаточную роль в разработке плана. План – это один из видов управленческого решения, то есть результат всего процесса управления, всех входящих в него функций. Поэтому, если понимать планирование как разработку плана, то это понятие становится синонимом управления, что неверно. Рассматривая цель функции планирования, можно утверждать, что результат ее выполнения создает только основу для разработки плана.
Процесс планирования характеризуется последовательностью, непрерывностью и оптимальностью.
В качестве показателей характеристики последовательности выступает совокупность структурных составляющих планируемого процесса. Структурные составляющие могут выступать в виде этапов, процедур, операций. Степень дифференциации процесса зависит от его сложности. Как правило, нижний уровень структурных составляющих соответствуют объему работ отдельного специалиста.
При дифференциации определяются цели (ожидаемые результаты работы) составляющих планируемого процесса, а также материальные носители данных работ (элементы целереализующей системы), соответствующие объемы трудозатрат, потребности во временных, финансовых, кадровых и материальных ресурсах. Расчет необходимых затрат осуществляется на основе норм, нормативов, а также эмпирических данных (эталонных показателей). Непрерывность при планировании обеспечивается установлением последовательности выполнения работ и увязыванием входов и выходов составляющих планируемого процесса. Частично такая работа проводится и в функции координации. Одновременно при планировании необходимо достигнуть определенного уровня оптимизации.
Для определения составляющих любого направления деятельности, в том числе самого процесса управления, используется метод строительства дерева цели. На основе задачи, по которой разрабатывается управленческое решение, строятся деревья цели по направлениям (см. функцию организации) и этапам. Затем определяются цели их составляющих.
Процесс планирования.
Как целесообразная деятельность людей в процессе планирования имеет
свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых
при составлении плана.
Последовательность процесса планирования:
1) Определение цели планирования.
Цели планирования являются решающими фактором при выборе форм и
методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии
плановых решений и контроле за ходом их реализации.
2) Анализ проблемы.
На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления
плана и формируется конечная ситуация.
3) Поиск альтернатив.
Этот этап подразумевает поиск подходящих действий среди возможных
путей разрешения проблемной ситуации.
4) Прогнозирование.
Формируется представление о развитии планируемой ситуации.
5) Оценка.
Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей
альтернативы.
6) Принятие планового решения.
Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
1.4 Виды планирования
С точки зрения обязательности плановых заданий:
-директивное
-индикативное
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать.
1. Постоянное - долгосрочное планирование
2. Постоянно – временное – планирование на конкретный срок
3. Временное – планирование внутриэтапное
4. Текущее – внутрипроцедурные корректировки сроков и объемов работы.
По содержанию плановых решений выделяют:
-стратегическое планирование
-тактическо планирование
- бизнес-планирование
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.
Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
Стратегическое планирование представляет процесс моделирования будущего, включая определение целей и формулировку концепции долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития. Стратегический план обладает гибкостью и допускает:
а) регулярные корректировки плановых заданий;
б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегический план должен предусматривать обеспечение следующими видами ресурсов:
1) финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций;
2) человеческими ресурсами, представленными работниками, имеющими профессиональную подготовку; они обеспечивают увеличение прибыльности производимой продукции и осуществляют процесс управления (маркетологи, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие служащие); источником этих ресурсов является рынок труда;
3) материальными ресурсами – земля, здания, производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т. д.;
4) интеллектуальными ресурсами – ноу-хау, патенты, лицензии, бренды, запатентованные дизайны, логотипы, секретные формулы и рецепты, коммерческие коммуникационные сети, базы данных и т. д.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.
Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки -выпуск - прибыль - цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:
· Текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
· Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
· Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
· Целесообразности оказания мер государственной поддержки;
В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:
I. По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
II. По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;
III. По сферам планирования:
- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
- планирование инвестиций, финансов и т.д;
IV. По глубине планирования;
- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;
V. По координации частных планов во времени:
- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;
VI. По учету изменения данных:
- жесткое планирования;
- гибкое планирование;
VII. По очередности во времени:
- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);
- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
Понятие норм, нормативов и эталонных показателей и их использование в процессе планирования.
Сложившаяся на рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный результат производства, а величина нормы — затраты экономических ресурсов на его осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма — это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня. Предлагаемое понимание норм и нормативов будет служить важным планово-экономическим ориентиром в достижении высоких конечных результатов и снижении затрат на каждом рабочем месте, подразделении, предприятии или фирме, а также в целом по всему комплексу промышленности или народного хозяйства.
Анализ и оценка качества планов являются важным условием поставленных в них целей и задач, с точки зрения их реализации и совершенствования. Конечные результаты плановой деятельности во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:
1. качества составления экономистами- менеджерами первоначальных плановых показателей социально – экономической деятельности предприятия.
2. уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала
Поэтому в ходе внутрипроизводственного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели.
Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т.д. Реальность планов отражает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени, здесь основным признаком служит уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях. Еще одним важным оценочным показателем качества планов служит уровень их напряженности на всех этапах их существования.
Коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном (например, научно обоснованные или оптимальные плановые показатели).
Такой способ определение коэффициента напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей плана. На стадии разработок плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном 1. Превышение планируемых или фактических показателей соответствующих нормативных или эталонных значение в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить, такк как это указывает на некачественное составление планов и необходимость их корректировки.
Основные принципы и методы планирования на предприятии
Качество планирования на предприятии во многом зависит от того, на каких принципах оно осуществлялось и какие использовались методы планирования.
Принципы планирования. К ним относятся:
1) преемственность стратегического и тактического планов;
2) социальная ориентация планов;
3) ранжирование объектов планирования по их важности;
4) адекватность плановых показателей;
5) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
6) вариантность плана;
7) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
8) экономическая обоснованность планов;
9) автоматизация системы планирования;
10) обеспечение обратной связи системы планирования.
Рассмотрим содержание перечисленных принципов планирования.
Преемственность стратегического и тактического планирования предусматривает, что состав показателей и разделов этих планов должны быть идентичны и повторять стратегию предприятия. Число показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегического плана. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии предприятия, они могут быть только более жесткими и выгодными предприятию в текущий момент.
Социальная ориентация плана предусматривает решение (наряду с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции, а также показателей социального развития коллектива.
Ранжирование объектов планирования по их важности учитывает рациональное распределение имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые изделия имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности изделия, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продажи) в программе предприятия.
Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибок аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.
Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация системы планирования — один из способов планирования, требующий применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающий кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.
Обеспечение обратной связи системы планирования предполагает возможность для исполнителя плана представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.
В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных принципов, широкую известность имеют общеэкономические принципы: необходимости, единства, непрерывности, гибкости, системности, целенаправленности, комплексности, научности, приоритетности, равнонапряженности, динамичности, риска и др. Все они достаточно полно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию.
Применение всех рассмотренных выше принципов планирования на практике вызывает затруднения, поэтому использование каждого из них определяется сложностью и количеством выпускаемых изделий или оказываемых услуг.
Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Выбор метода зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: направление планирования и средства обоснования плановых решений.
В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.
Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия.
Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Круговой метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов. Он предусматривает paзработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) приходится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей.
Средства обоснования плановых решений должны способствовать нахождению оптимальных вариантов решения экономической проблемы. К ним условно можно отнести творчество планирующих подразделений (способность разрабатывать и применять нетрадиционные решения); адаптивный поиск, основанным на общем знании проблемы (знания и опыт разработчиков ПЛ1 на); данные бухгалтерского учета (как информационную 6aзy), предельный анализ (позволяющий контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия), норму прибыли на вложенный капитал; дисконтирование.
Совокупность средств и методов позволяет выбрать из множества возможных вариантов развития экономики предприятия наилучший, обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов, которыми располагает предприятие.
Глава 2. Пример планирования в компании «Газпром».
При планировании и организации своих проектов «Газпром» уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами РФ.
Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в научно – технический совет ОАО «Газпром», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты.
Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т.д.
Финансовый план «Газпром» разрабатывается на основе сопоставления ожидаемых платежей и ожидаемых поступлений. Постоянно идет анализ дохода – расходов прошлых лет, и планирование будущего периода. Естественно, что любые запланированные величины прибыли и убытков будут скоректированы внешней средой. Влияние внешних факторов на внутрифирменное планирование возросло(из за экономического кризиса).
К краткосрочным планам компании относятся: сохранение и продление контрактов со своими постоянными клиентами, постоянное совершенствование технологий.
Среднесрочными планами относятся восполнение выбывающих мощностей минерально-сырьевой базы, обновление изношенных основных производственных фондов и повышение эффективности действующего производства. Для обеспечения прироста объемов производства, каждый год до 80% от общей суммы инвестиций компании направляется в сектор разведки и добычи.
Долгосрочными планами компании являются: обеспечение максимальной реализации потенциала действующих проектов; снижение запасов на складе; выявление и реализации неликвидов; обеспечение условий для эффективности развития и использования человеческого капитала компании.
Глава 3. Построение и оптимизация сетевого графика.
Вариант 1.3.1.
В данном разделе осуществляется построение и оптимизация сетевого графика решения выбранной проблемы.
Сетевой график — это динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, увязывающая их свершение во времени с учетом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест. Основные элементы сетевого графика — работа и событие. Работа отражает трудовой процесс, в котором участвуют люди, машины, механизмы, материальные ресурсы (проектирование сооружения, поставки оборудования, кладка стен, решение задач на ЭВМ и т. п.) либо процесс ожидания (твердение бетона, сушка штукатурки и т. п.). Каждая работа сетевого графика имеет конкретное содержание. Работа как трудовой процесс требует затрат времени и ресурсов, а как ожидание — только времени. Для правильного и наглядного отображения порядка предшествования работ при построении сети используют изображаемые штриховыми линиями дополнительные дуги, называемые фиктивными работами или связями. Они не требуют ни времени, ни ресурсов, а лишь указывают, что начало одной работы зависит от окончания другой.
Для начала необходимо:
· сформулировать цель (задачу), которую требуется достигнуть в результате решения выявленной проблемы
· построить деревья целей по направлениям и этапам
· скомпоновать матрицу целей процедур процесса достижения поставленной цели
· рассчитать на основе полученной матрицы показатели сетевого графика и начертить его в масштабе реально времени
· выявить возможности оптимизации графика по заданному принципу
При этом построение дерева целей подчиняется определенным правилам:
· принцип декомпозиции принимается единым для всех уровней,
· цели нижнего уровня исчерпывающе охватывают содержание цели верхнего уровня,
· цели одного уровня не могут пересекаться, они должны быть сопоставимы, непротиворечивы, взаимосвязаны, определенны.
От сложности цели зависит степень дробности дерева целей, то есть количество уровней декомпозиции. Однако при выполнении данной проектной работы достаточно ограничиться двухуровневыми деревьями целей. Для построения деревьев цели следует использовать задачу, то есть цель с условиями ее достижения.
При создании матрицы целей процедур процесса в крайней левой графе располагаются цели (задачи) направлений работ. Порядок их размещения принципиального значения не имеет, но важно, чтобы он не затруднял создание матрицы. Цели (задачи) этапов располагаются во временной последовательности. На основе сопоставления целей этапов и направлений формулируются цели (задачи) процедур.
Исходя из целей процедур, определяются виды и объем работ, рассчитываются временные и трудовые ресурсы. В рассматриваемом задании, которое будет представлено ниже, финансовые затраты практически полностью эквивалентны трудовым. Для расчета временных (Т) и финансовых (Х) затрат используются существующие нормы и нормативы, эталонные показатели – данные, полученные из практики и приведенные к конкретным условиям рассматриваемого проекта. Все результаты расчетов будут проводиться дальше, которые будут представлены в таблицах 3.4, 3.5, 3.6, 3.7.
Ход выполнения задания
1. Цель – подготовить проект бизнес-плана энергетической компании (в установленные сроки, при заданных объемах финансирования и т. д.)
2. Построение дерева целей по направлениям (А) и по этапам (Б) представлено на рис. 3.1.
Подготовить проект бизнес – плана энергетической компании(в установленные сроки, при заданных объемах финансирования и т.д) | |||
Определить финансовые и экономические показатели плана | Выявить возможности и потребности рынка | Установить технические показатели и организационную структуру производства, программу их достижения | Обеспечить информационное обеспечение и научное сопровождение работ |
Подготовить проект бизнес-плана энергетической компании (в установленные сроки, при заданных объемах финансирования и т.д.) | |||
Получить исходные данные | Изучить динамику измерения параметров бизнес-плана | Завершить обработку необходимых показателей | Оформить бизнес-план |
Рис. 3.1. Дерево целей по направлениям (А) и по этапам (Б)
3. Матрица целей процедур выполнения управленческого решения
Этапы Направления | Получить исходные данные | Изучить динамику изменения параметров бизнес-плана | Завершить обработку необходимых показателей | Оформить бизнес-план |
А Обеспечить информационное и научное сопровождение | Выбрать методику изучения рынка, подготовить необходимую информацию, в т.ч. по эталонным показателям | Выбрать методику прогнозирования, подготовить информацию | Разобрать методику оптимизации плана, подготовить информацию о правилах оформления бизнес-плана | Подготовить введение и скомпоновать бизнес-план |
Б Установить технические показатели и организационную структуру | Сформировать цели развития энергетической компании | Построить варианты сетевых графиков, выбрать оптимальный вариант, уточнить цели | Оптимизировать окончательный вариант программы развития, выбрать технологическое оборудование определить структуру производства | Подготовить разделы бизнес плана: план производства, программу достижения поставленной цели |
В Выявить возможности и потребности рынка | Определить возможности потребления электроэнергии, тариф, цены на материалы и оборудование, возможных поставщиков | Дать результаты прогноза изменения рыночных показателей к концу инновационного процесса | Установить объемы производства, тарифы, цены на расходные материалы, величину з/п, конкретных поставщиков, определить уровни рынков и объемы страхования | Подготовить разделы бизнес-плана: описание продуктов и оценка рынка сбыта, продвижение продуктов на рынке. |
Г Определить финансово-экономические показатели плана | Установить объемы капитальных затрат, инвестиций и заемных средств, доходов, затрат на производство электроэнергии, чистой прибыли | Дать результаты прогноза вероятного изменения финансовых и экономических показателей к началу эксплуатации дополнительных мощностей | Рассчитать сроки погашения займов, начало выплат и объемы дивидендов, период окупаемости инновационного процесса, экономический эффект | Подготовить раздел бизнес-плана: финансовый план |
4. Расчет показателей сетевого графика, его построение и оптимизация.
Задание
Минимизировать расходы при сохранении сроков окончания работ.
Таблица 3.1.