Человек — кибернетический бог или раб?




 

В данной статье виртуальный мир (мир компьютерных игр, развлечений и интернет-сервисов) предлагается рассмотреть как проекцию нашей техногенной цивилизации в религиозном аспекте, и начать здесь хотелось бы с описания одного некогда популярного фантастического фильма, который наверняка многие помнят. Речь о фильме режиссера Бретта Леонарда «Газонокосильщик», который вышел в прокат в 1992 году. В нем рассказывается история врача, ставящего эксперименты на умственно отсталом человеке по имени Джоб, в результате которых умственные способности последнего стали превосходить все мыслимые пределы, что привело к угрозе возникновения глобальной катастрофы. По фильму подопытному делали инъекции специальных препаратов, обучали компьютерным играм и посредством виртуальной реальности программировали его сознание символами и пентаграммами. И вот здесь невольно на ум приходит мысль о том, а не получается ли так, что в современном мире в роли сироты — Джоба, живущего при церкви, которого вырастил пастор — выступают люди, также впитавшие в себя те или иные религиозные взгляды и препараты в виде вредных продуктов, купленных в супермаркетах. Что если этот эксперимент уже сейчас идет полным ходом над всем человечеством в целом? Что если этот фильм о всех нас?

Если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то возникает ощущение того, что идея фильма взята не из какой-то отдаленной фантазии, а из нашей с вами реальной жизни. Только в отличие от фильма мы зачастую сами покупаем отраву в виде просроченных и некачественных продуктов и сами впитываем в себя всевозможную символику, в том числе символику религиозную, о воздействии которой на психику еще мало что известно в научных кругах. Мы часто сами доверяем любой непроверенной информации, даже если таковая относится к вопросам собственной души. И вот здесь стоит сказать, что мир компьютерных игр, интернет-сервисов и сетей, то есть виртуальная проекция нашей техногенной цивилизации, как раз и является той областью, где в настоящее время накопилось наибольшее количество непроверенной информации. Согласитесь, что вся эта область непроверенного очень уж сильно напоминает религии, где тоже масса информации, правдивость которой плохо исследована, а если говорить начистоту, то должным образом вообще не подтверждена. Интересно, а что если виртуальный мир — это и есть религия, но религия нового типа, которую для нас любезно создали, чтобы управлять еще более эффективно в условиях вновь появляющихся технологий? Что если мы является свидетелями зарождения религии нового техногенного мира? Что если так?

В пользу такой неожиданной мысли выступают те признаки религий, которые можно найти в определениях этого понятия. Так, очень часто религию определяют как систему взглядов, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Заметьте, соответствующие нормы и типы поведения уже сейчас существуют, например, в социальных сетях, на сайтах наиболее известных онлайн-игр, но для полноты картины стоит привести еще одно определение понятию «религия». Например, под религией в толковом словаре под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой понимается одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Другими словами, религию связывают с верой в то, что не поддается проверкам (сверхъестественное), либо то, что проверить затруднительно, а также основанная на всем этом система взглядов, традиций и поведения. То есть религию связывают с тем, чего вообще может не быть, что может быть выдумкой либо искажением того, что есть. Между тем, все из перечисленного (в т.ч. система взглядов, традиций, поведений) также есть и в виртуальной проекции нашего мира. Это следует хотя бы из такого общего универсального закона Мироздания как закон целостности (что внутри, то и с наружи) в контексте того, что рассматриваемый виртуальный мир создан внутри нашего материального мира.

Если касаться конкретных примеров «сверхъестественности» в виртуальном мире, то найти их можно без особого труда. Например, в интернете есть масса сервисов, где можно погадать по Книге Перемен. Достаточно щелкнуть по определенной области экрана, и вам расскажут, чего ожидать в будущем и как себя вести в сложные дни. Нечто похожее есть в виртуальных гаданиях на картах Таро. В компьютерных играх игрок также может «прикоснуться» к сверхъестественному и даже поучаствовать в магических сражениях с ордами некромантов и исчадий ада. Играя в игру, геймер, ассоциируя себя с игровым персонажем, может поклоняться выдуманным виртуальным богам, алтарям, магическому оружию, да хоть черту из преисподней, но лишь бы выиграть очередную стадию. В напряженные моменты и в период азарта зависимый от игр человек может не спать, не есть, не общаться с другими людьми и принимать такие решения в виртуальном пространстве, которые трудно назвать образцовыми с точки зрения нравственности. И вот здесь снова прослеживается связь. Ведь такими действиями игрок напоминает религиозного фанатика, а история знает, что от действий таких фанатиков в прошлом пострадало уже немало людей. Одни костры священной инквизиции, на которых сжигали огромные массы людей, чего только стоят. О заявленном религией милосердии там и не пахнет.

Хотелось бы также привести еще один пример сходства религии и виртуальной реальности. Замечено, что чем больше человек уходит в себя, чем больше он отрывает себя от социума, тем более доступной добычей он становится для разного рода религиозных сект. Такие люди иногда считают себя ненужными обществу, у них мало или совсем нет друзей, это те, кто потерял веру в добро. Зачастую таких людей легко убедить в том, что все остальные негодяи, что общество не способно увидеть великолепных и замечательных качеств ушедшего в себя человека, что он достоин большего, а остальные заслуживают гиены огненной, порицания да чертей по соседству. А разве подобного не происходит в сфере, связанной с миром компьютерных игр и интернет-сервисов? Конечно, происходит и еще как. Ведь часто человек с головой уходит в мир компьютерных игр. Обычно это касается подростков. Например, некоторые такие подростки не могут найти общий язык со своими сверстниками и собственными родителями. А в виртуальном мире они могут почувствовать себя принцессами и королями, императорами галактик, непревзойденными воинами и стратегами немыслимых масштабов. Там чего только нет, и они могут уверовать даже в особый талант своей исключительной личности, в свои сверхспособности и вокальные данные даже благодаря такому не новому сервису, как, например, караоке. Более того, в мире компьютерных игр и развлечений иной игрок может удовлетворять свои самые скрытые эгоистичные и сексуальные потребности, получать «удовольствие» за совершение актов садизма в отношении каких-либо беззащитных компьютерных персонажей, например, в такой красочной игре, как ГТА (GrandTheftAuto), делать все что угодно, не понимая, как сильно уродуется его и так деградированная психика. Особенность виртуального мира как религии заключается в том, что такой мир, пожалуй, единственный, который способен увести человека из социума без помощи внешних активных факторов (например, таких как известная всем навязчивость адептов религиозных сект со своей красочной и хорошо иллюстрированной литературой).

 

 

Получается, что сама идея о том, что виртуальный мир есть религия, не такая уж невероятная. Кроме того, эта идея не является и новой. Возможно, что впервые она была «продемонстрирована» во второй части фильма «Газонокосильщик», который вышел на экраны еще в далеком 1996 году, т.е. около 25 лет назад. В его первой части были высказаны мысли о том, что виртуальная реальность представляет собой религию, что она выжигает душу человека и является новой формой контроля разума. Что ж, возможно, в чем-то такие мысли не так далеки от истины. Дело в том, что естественная природа человека такова, что она не приемлет какого-либо рабства и зависимости. Рабство вынуждает человека потакать своим слабостям и заблуждениям даже тогда, когда здравомыслие говорит, что этого делать не следует. В естественной природе человека нет рабской составляющей, а есть высокая нравственная цель, к которой он должен идти, несмотря на трудности. На данный счет интересную мысль выразил известный российский психотерапевт — член-корреспондент РАЕН Михаил Литвак. В своей книге «Принцип сперматозоида» он высказался в том ключе, что уже с самого рождения у человека заложена способность преодолевать препятствия и трудности. Он пишет, что такая способность проявляется уже у сперматозоида, когда он побеждает около 150 миллионов своих конкурентов на пути к яйцеклетке. По мнению Михаила Ефимовича, именно такая привычка, как идти вперед и преодолевать препятствия, и позволяет человеку оставаться самим собою.

Разумеется, что успешно преодолевать препятствие, развиваться и эволюционировать возможно только при отсутствии непреодолимых зависимостей и догм, обоснованность которых вызывает вопросы и которые способны сузить мировоззрение человека путем безапелляционного отказа от рассмотрения других точек зрения и взглядов на природу вещей. Например, зависимость от компьютерных игр или алкоголя делает человека неспособным часто выполнять поступки, согласующиеся с его естественными высокими нравственными установками и здравым смыслом. Любая зависимость превращает человека в раба этой зависимости, а рабом он быть не должен, поскольку это противоречит его естественной природе.

Нет никакого сомнения в том, что если зависимому от компьютерных игр подростку попытаться запретить играть, то он найдет тысячу причин, чтобы доказать, что делать этого ни в коем случае не стоит. Он скорее скажет, что игра ему жизненно необходима для интеллектуального, а то и духовного развития, чем откажется от игры. Другими словами, зависимость будет управлять ребенком, а не ребенок виртуальным миром. Если касаться традиционных религий, то там то же самое. И то, и другое является мощнейшим инструментом воздействия на разум людей, который вообще не связан с настоящим Творцом. Замечено, что, как и в ситуации с игроком в компьютерные игры, любая нестыковка в тех или иных религиозных догмах не воспринимается адептом таких религиозных догм как ошибка или обман. В такой ситуации он не способен сопротивляться противоречивой догме, начинает придумывать все что угодно, лишь бы только обосновать догму или сгладить противоречие, порою не имея каких-либо представлений в соответствующей области знаний.

Одним из основных признаков, который объединяет традиционную и вновь зарождающуюся религию, является слепая вера, которая, по всей видимости, связана с излишней доверчивостью людей. Утверждения, которые берутся на вооружение верой, в любой религии признаются непререкаемыми истинами, и вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. То же самое происходит и в мире компьютерных игр, развлечений и интернет-сервисов. Так, например, онлайн-казино, покерные интернет-сайты очень умело используют веру людей в выигрыш. Зачастую такая вера способствует принятию людьми необдуманных, неверных и порою губительных решений. Многие зависимые готовы отдать последнее, но лишь бы поучаствовать в денежной игре и сделать последнюю ставку. Такие люди верят в выигрыш, до конца не понимая, что их все равно обманут, что они могут потерять не только свое имущество, но и собственную жизнь.

Пожалуй, единственное, чего еще нет в виртуальном вире такого, что есть в некоторых традиционных религиях, так это того, что веру необоснованно выделяют в самостоятельную категорию. На деле получается так, что адепт догм не видит разницы в положениях религиозной догмы и самой веры, которая относится лично к нему, а не к тому, во что он верит. Во многом это связано с тем, что такой человек возвеличивает веру саму по себе, не понимая, что она является лишь убежденностью в истинности той или иной информации. Вера может возвышать себя над интеллектом и потому во многом является уязвимостью человека, поскольку при помощи веры легче всего манипулировать сознанием как отдельных людей, так и огромных масс. В действительности вера не привязана к конкретной религии или идеологии, она вплетена в ткань природы самого человека, как психологическая составляющая любого разумного существа, а вот во что будет верить человек, зависит от него самого.

Зачастую мы сами идем туда, где религиозное (виртуальное) рабство преподносится как что-то благое. Однако человек создан по образу и подобию Творца, а поскольку бог рабом не является, то и человек им быть не должен (по его же образу и подобию создан). В этой связи отказ человека от божественной природы и превращение такой природы в рабскую есть акт отказа от дара Творца. Другими словами, это отказ от дара быть свободным, который можно расценить как самый настоящий плевок в сторону создателя всей нашей огромной вселенной. Получается, отказавшийся быть свободным сам своими же руками понижает собственный божественный статус, не понимая, что подлинный Творец не рабовладелец, в рабах не нуждается, рабов божьих не ищет и не создавал человека свободным ради того, чтобы он становился рабом, предав свою божественную природу. Но все это нужно понять, а понять это зависимому человеку очень сложно. Как уже было отмечено, такой человек не видит разницы между религией и верой и тем более не видит параллели, которые можно провести в отношении религии и виртуальной реальности.

В заключение хочется сказать, что мир компьютерных сетей и интернет-сервисов может освободить человеческий разум от огромного количества различных технических задач. Однако такая помощь может стоить ему свободы, если он забудет, кто он, зачем он живет и перестанет критически мыслить и сдерживать свои эго-прихоти, ни во что не ставя нравственность, предавая и отказываясь от своей божественной природы, данной ему высшей силой и создателем всего Мироздания. Человек рожден как часть Творца, так пусть же он и остается Творцом и развивает себя в этом направлении для преумножения, торжества жизни и слияния с этой силой, а не становится духовным и интеллектуальным рабом тех, кто тянет общество вниз, создавая на протяжении тысячелетий все новые и новые догмы и заблуждения.

 

 

Олег Радмиров

 

Фото: pixabay.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: