1. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ПРОБЛЕМЫМЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
В мире общения происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с субъектом. Это могут быть реальные субъекты, а также иллюзорные, т. е. такие, на которые переносятся свойства реального субъекта. Наконец, мир общения включает и общение между воображаемыми субъектами.
Первый вид общения — между реальными субъектами (например, между двумя людьми). До сих пор преимущественно об этой разновидности общения и шла речь. Сюда включается общение, связанное с практической деятельностью в процессе труда, в совместных усилиях по созданию условий сохранения жизни человечества, в многообразных проявлениях общественной практики (войны, революции, движения — об этом речь пойдет впереди). Реальным является и духовное общение: как непосредственный духовный контакт в дружеском общении, так и опосредованное перепиской, своеобразным «обменом живыми голосами».
Общение реальных субъектов может проходить и в форме обряда или игры. Разновидностью общения между реальными субъектами является представительное общение. Его участники проявляют себя как выразители неких групповых предпочтений, интересов. Наиболее типичный пример — переговоры между дипломатами. В их общении личностные позиции, вкусы, симпатии отходят на второй план перед задачей поиска взаимопонимания высоких договаривающихся сторон.
Другой разновидностью общения является общение реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта. Наиболее типичный пример — общение с животным, которое рассматривается не как объект познания, разведения, охоты и т. п., а как партнер, способный понять, посочувствовать, ответить. Из детства приносит человек способность общаться с неодушевленными предметами как с живыми существами. Общение со всеми этими партнерами удовлетворяет потребность человека в расширении сферы своего общения, в «очеловечивании» окружающей его предметной среды.
|
Третьей разновидностью общения является общение реального субъекта с воображаемым партнером. Прежде всего оно проявляется во внутреннем диалоге, так сказать, «самообщении». Это не только внутренний голос, который беседует с нами, позволяя что-то уяснить, понять, осмыслить, но и диалог с образом другого человека.
Своеобразное общение с воображаемым субъектом происходит во время заклинаний, ритуальных действий. Это внутренний диалог, в ходе которого предполагается общение с божеством, идолом и т. п. как существом, способным слышать, понимать, реагировать. Ему излагают сокровенные чаяния, помыслы, переживания в расчете на сочувствие, помощь, заступничество.
Наконец, четвертым видом общения является общение воображаемых партнеров — художественных персонажей. Поскольку художественный образ по своей природе есть не что иное, как модель субъекта (если допустимо такое выражение применительно к созданию художника), то художественное произведение всегда представляет собой систему образов, взаимодействующих между собой, а отношения персонажей — не что иное, как общение. Особенно явно это проявляется в сценическом искусстве, где пьеса всегда изображение процесса общения.
|
Внутривидовое общение – это, прежде всего, решающее условие выживания любого вида животных. Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения – установление общности – остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.
Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие – все это поистине вечные задачи общения. Итак, еще одна его функция – самоопределение индивида в его мыслях и поступках.
Стресс – распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено:
1. Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте.
2. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).
3. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного стресса.
4. Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности.
2. ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МАЛОЙ ГРУППЕ НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ. УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ПОИСК ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается.
Общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
|
Специфика общения подростков характеризуется в первую очередь необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самой распространенной среди которых является застенчивость.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками (желание уединиться).
Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых проблем.
Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ. ИСТОКИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ. ПРИЧИНЫИ ИСТОКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют следующие виды молодежных групп:
1. Случайная группа – например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность ― отпустить тормоза. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.
2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности – это суицид). Обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.
3. Агрессивная группа – основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: ―мы - они.
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены ―стай, как правило, из конфликтных семей. А отсюда – примитивный уровень мышления.
В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он ―все может. Такие ―стаи обоснованно называют ―молодежными бандами.
Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.
В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти.
Истоки конфликтов:
1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированы, а соответственно, легко поддаются решению и контролю.
2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.
3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.