ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ АВТОРА
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СЕКТЫПЯТИДЕСЯТНИКОВ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕКТЫВ США
- Ранние и последующие еретические движения как предвестники секты
- Ревивалистическое движение в США в XVIII - XIX веках
- Феномен Апостольского дара языков в западной богословской литературе и в религиозной практике американских общин
- Джон Уэсли и движение "святых"
- Харизматическое движение XVIII века
- Первые пятидесятнические церкви в США
- Исходная дата истории секты пятидесятников
- Пятидесятники в США
СЕКТА ПЯТИДЕСЯТНИКОВ В РОССИИ
- Обстоятельства появления секты в Российской Империи
- Первые пятидесятники в России
- Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) — смородинцы
- Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) — воронаевцы
- Христиане Веры Евангельской (ХВЕ) — шмидтовцы
- Евангельские Христиане Пятидесятники-Сионисты (ЕХПС) — леонтьевцы
- Евангельские Христиане Святые Сионисты (ЕХСС) — мукашковцы
- Субботствующие пятидесятники
ГЛАВА II. ВЕРОУЧЕНИЕ СЕКТЫПЯТИДЕСЯТНИКОВ
- Общие сведения о пятидесятниках
- О Священном Писании и Предании Церкви
- Учение М. Лютера об исключительном авторитете Священного Писания
- Учение пятидесятников о Священном Писании
- Православное учение о Священном Писании и Священном Предании
- О вере и добрых делах
- О священстве
- Учение пятидесятников о Церкви
- Рождение свыше
- Крещение духом святым
- Сошествие Святого Духа на Корнилия сотника
- Принятие водного крещения евнухом Эфиопской царицы
- Учение пятидесятников о сошествии Святого Духа после водного крещения
- Практика "крещения Святым Духом" у пятидесятников
- Исцеление верою
- О тысячелетнем царстве-хилиазме
- Три теории глоссолалии у современных пятидесятников
- Теория исторических языков
- Теория смешанных исторических языков
- Теория ангельских языков
- "Дар языков" у современных пятидесятников
- Проявление "дара"
- О даре и знамении языков
- Все ли христиане Апостольской Церкви имели харизму языков?
- Учение пятидесятников о сообщении Церкви дара языков до скончания века
- Деяния святых Апостолов и первое послание к Коринфянам о даре языков
- Деяния святых Апостолов о даре языков в Апостольской Церкви
- Первое послание к коринфянам о даре языков
- О глоссолалии у пятидесятников и суждения апостола Павла о даре языков
- О даре языков
- Протестантские богословы о сущности дара языков в Апостольской Церкви
- Святоотеческая теория и ее противники
- Дар языков — молитва?
- O святых Таинствах
- О таинстве Крещения
- В три или одно?
- Формула Крещения
- О крещении детей
- О таинстве Миропомазания
- О таинстве Причащения
- О таинстве Священства
- Ветхий Завет о священстве
- Новозаветное учение о священстве
- О трехстепенности иерархии
- О Святой Троице
- Ветхий Завет О Боге Троице
- Ветхий Завет о Боге Сыне и о Боге Духе Святом
- Новый Завет о Второй и Третьей Ипостасях Святой Троицы
- О Боге Сыне
- О Боге Духе Святом
- Харизматики и пятидесятники-единственники в поисках иных источников истины
- О субботе и воскресном дне
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА
|
- Объединение "сверху" пятидесятников (ХЕВ, ХВЕ, ЕХДА) с Евангельскими Христианамн-Баптистами(ЕХБ)
- Объединение ЕХДА с ЕХД в 1947 гoду
- Инструкция Совета по делам религий при Совете Министров СССР 1961 года
- Незарегистрированные пятидесятники
- Автономная регистрация общин ХВЕ
- Эмиграция пятидесятников
- Отмена инструкции 1961 года
- Закон о свободе совести и образование Союза ХВЕ
- Настоящее положение секты пятидесятников на территории бывшего СССР.
ГЛАВА IV. НЕОПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО В США (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)
|
Вместо заключения: еще раз о "языках" и неоязычниках
Список использованной литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
В вере ли вы" (2 Кор. 13,5)
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).
Предлагаемый благочестивому вниманию читателей труд священника Игоря Ефимова представляет собой один из первых в наше время опытов анализа вероучения, истории и нынешнего состояния влиятельной и политически активной ветви новейшего протестантизма с позиции православного мировоззрения. Автору удалось найти способ изложения, убедительный не только для специалиста-богослова, но и для достаточно светского читателя.
К несомненным достоинствам работы относится широкое использование первоисточников, прежде всего текстов Священного Писания, святоотеческих творений и документов, фиксирующих историю церковной мысли. При сопоставлении же святоотеческого видения с протестантскими концепциями автор обращается опять же не к вторичным источникам, а непосредственно к текстам пятидесятнических, неохаризматических или иных оппонентов Православия. Важно отметить, что при этом он использует прежде всего современные источники, а не только книги прошлого столетия, что позволяет ему учитывать богословские эволюции, происходящие в неправославном мире.
|
Важным достоинством работы является ее нескрываемая полемичность. Автор не просто знакомит с православным отношением к вопросам Предания, но и определяет идеологию протестантского отвержения полноты Предания, в сопоставлении с которой он и раскрывает суть православного традиционализма.
Надеюсь, что книга найдет своего заинтересованного читателя в лице студентов духовных и светских вузов, духовенства, катехизаторов, широких кругов общества, интересующихся вопросами религиозной жизни.
Священник Максим Козлов, доцент Московской Духовной Академии
ОТ АВТОРА
Каждый православный христианин наверняка наслышан о деятельности "Белого братства", "Богородичного центра", "Аум-синрике", о мунитах, мормонах, о лжехристе Виссарионе и других, менее значительных по численности и распространенности сектах.
На фоне их шумной, агрессивной, хорошо рекламируемой деятельности как бы ушли в тень крупнейшие протестантские движения в России, действующие уже многие десятилетия. Прежде всего это евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня. Любая из этих протестантских деноминаций и по численности и по масштабам своей работы многократно превосходит все эти, вместе взятые, новоявленные секты.
Переиздание противосектантских дореволюционных трудов частично заполняет "духовный вакуум", возникший ныне в данной области. Весьма актуальны отдельные брошюры, касающиеся тех или иных аспектов новых сектантских течений. К сожалению, необходимо отметить — все работы русских православных авторов по проблемам сектоведения являются далеко не полными и недостаточными для ведения всесторонней полемики с сектантами.
Предлагаемая работа устраняет лишь тот небольшой пробел в русской антисектантской литературе о пятидесятничестве, который не нашел достаточного отражения ни в дореволюционной, ни в современной литературе.
В предлагаемой работе неоднократно употребляются слова, производные от латинского слова "секта" (лат. sekta — образ мысли, учение). Хочу обратить внимание на то, что этот термин не используется автором в значении нарицательном и оскорбительном по отношению к группам людей, находящимся ныне вне единства Церкви. В работе он применяется для определения отношения членов истинной Церкви Христовой к отделившимся от Нее. Выражения "по мнению сектантов", "сектанты утверждают" и др. указывают на неправославный характер этих учений.
Ни в Священном Писании, ни в церковных канонах мы не встретим термина "секта". Священное Писание употребляет слово "ересь" для определения учения, искажающего сущность богооткровенной истины Церкви. Для Апостолов пагубной ересью было всякое учение, извращающее возвещенную Спасителем истину (2 Петр. 2, 1 — 2; 1 Кор. 11, 19). Держащиеся ереси назывались еретиками (Тит. 3, 10). В литературе Святоотеческой и периода Вселенских соборов мы также не встретим слова "секта", но только "ересь". В то время ересью было принято называть всякое учение, не согласное с богооткровенными истинами христианства, с общецерковным на них взглядом, выраженным в догматических определениях Церкви.
С этой позиции трактует понятие "ересь" святой Василий Великий. В первом каноническом послании к Амфилохию — епископу Иконийскому — он различает три вида отступления от Церкви: ересь, раскол, самочинное сборище (Книга правил. М., 1992. С. 307). Под "ересью" святой Василий понимает явное отступление в самой вере в Бога, а еретиками называет "совершенно отторгшихся и в самой вере отчудившихся". Под "разномыслием" — различные мнения о некоторых предметах церковных и о вопросах, "допускавших уврачевание". Под "самочинным сборищем" святой Василий Великий разумеет общества, руководимые запрещенными в служении пресвитерами и епископами. Среди прочих канонических характеристик приведенная выше представляется наиболее полной. Слово же "секта" у христианских писателей, как уже сказано, ранее не употреблялось. Необходимо отметить, что под этим понятием у светских писателей до Реформации подразумевалось всякое учение, резко расходящееся с какими-либо общепризнанными политическими, философскими и экономическими понятиями. Под сектами понимали партии или школы, почти исключительно философские, отличавшиеся одна от другой принципами мировоззрения. Следовательно, под сектой понималась совокупность лиц или сообщество, держащееся известного учения, а под ересью — само учение этой секты.
В эпоху Реформации термин "секта" стали применять и к чисто религиозным обществам, отпавшим от господствующей Церкви по основным вероучительным положениям. Под "сектами" подразумевались общины, а под ересью — учение этих общин. Именно в этом значении и использует автор термины "секта", "сектанты", в которых заключается указание на лиц и сообщества, находящиеся вне церковной ограды и исповедующие неправильное понимание задач Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также средств и целей достижения спасения.
"Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благовением" (1 Петр. 3, 15)
Глава I КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СЕКТЫПЯТИДЕСЯТНИКОВ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕКТЫВ США
1. Ранние и последующие еретические движения как предвестники секты
Всякая ересь и нестроения возникают в Церкви по мере оскудения любви в сердцах человеческих. Предшествуют этому самочиние и отвержение отеческих преданий, единственного источника правильного разумения Слова Божия. Так было и в последней четверти XIX столетия в США, когда в среде баптистов и методистов, некогда отколовшихся от единства Церкви и находившихся без благодатного покрова Всесвятого Духа, возникло движение пятидесятников, которое быстро начало распространяться по странам и континентам.
Все новое — это хорошо забытое старое, немного измененное и преподанное в ином свете. Так было и в этом случае. Идеи, выдвинутые пятидесятниками, не были чем-то совершенно новым. С подобным христианская Церковь сталкивалась уже на заре своего существования в лице монтанистов, которые появились в 50 — 60-е годы II века от Рождества Христова. По свидетельству святого Иринея Лионского, основоположник еретического движения Монтан, грек по происхождению, родился около 130 года в Малой Азии. Был он человеком не слишком образованным, но склонным к сильным мистическим переживаниям.
Свое учение о снисхождении на человека Святого Духа Монтан заимствовал не из Церковного учения, а из гностических сочинений. В учениях гностиков Параклет (Святой Дух) выступает как посланец Творца, спаситель мира. Главное отличие монтанизма от других еретических течений состояло в поклонении Духу Святому и пророчествовании. Монтан выступил против Церкви Христовой с обличениями ее в бездуховности, в утере ею общения с Духом Святым, что выражалось, по его мнению, в утрате христианами чрезвычайных харизматических дарований Апостольского века.
Церковный историк Евсевий Кессарийский пишет, что во время молений приверженцы Монтана и он сам впадали в состояние "исступленных речений", доходивших до "душевного бешенства"1. Александрийская Церковь объявила последователей Монтана бесноватыми. И тем не менее многие соблазнились этим учением, видя в нем легкий путь к "общению" со Святым Духом. Даже такой апологет христианства, как Тертуллиан (ок. 160 — 220), в конце жизни стал поклонником и распространителем монтанизма. Эта ересь, не одно десятилетие смущавшая умы верующих, была осуждена на Первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никее в 325 году.
Современные пятидесятники усматривают в монтанистах своих идейных предшественников, боровшихся с наступающим, по их убеждению, омертвением Церкви и угасанием в ней благодати Святого Духа.
После Реформации и выдвинутого Лютером учения о спасении только верою давно забытые идеи вновь воскресли в сердцах, жаждавших мистических переживаний. Ведь теперь не было никаких преград в толковании Слова Божьего. Каждый мог считать себя единственно правым в понимании Священного Писания.
В XVII веке в Англии возникло движение квакеров (Квакеры (от англ. guokers, буквально — трясущиеся) — первоначально это название применялось к ним в ироническом смысле. Их тела сотрясались в момент снисхождения "духа". В России квакеры впервые появились в XVIII веке в лице Квирина Кульмана. Распространения это заблуждение в российских пределах не получило.), которое возглавил Джорж Фокс (1624 — 1691). Он выступил с учением, согласно которому истина постигается с помощью особого озарения Святым Духом, указывающим путь нравственного совершенствования. Углубившись в изучение Священного Писания, он решил, что истина обретается не в православии, католицизме или англиканстве, но в каждом человеческом сердце.
Исходя из этого, он отверг все христианские деноминации и создал "христианское общество друзей", провозгласив его единственно истинным2. Фокс непрестанно повторял, что каждый сам может приобщиться к истинной вере и божественной праведности. Особое значение он придавал говорению на иных языках и снисхождению Духа-Утешителя.
Так, журнал пятидесятников "Придет примиритель" писал о нем: "Фокс много путешествовал, проповедовал трясение и трясся сам. Он, как миссионер, побывал в Америке, Германии, Голландии, Индии и других странах"3. В результате бурной деятельности Фокса движение квакеров распространилось во многих странах Европы и Америки.
Другим проповедником глоссолалии (Глоссолалия (от греч, glossa — непонятное слово, говорить). Термин обозначает "разговор" верующего с Богом на ангельском языке.) и жизни в Духе был Джон Буньян (1628 — 1683). В своих книгах он предостерегал, что не все способны понять суть обряда, как не понимали многие, например, истинных приверженцев Бога в Апостольские времена. Говорение на иных языках он называл мудрым речением во имя спасения души. Большой интерес его идеи стали вызывать после публикации и успеха у читателя его книги "Путешествие Пилигрима в небесную страну" (При Карле Стюарте (70-е годы XVII века) баптист Джон Буньян был брошен в тюрьму, где просидел 12 лет, и там написал свою знаменитую книгу "Путешествие Пилигрима в небесную страну", переведенную на многие европейские языки.).
В XVII — XVIII веках в Европе заметно оживился интерес к магии, алхимии и астрологии. Появилось немало мистиков и дальновидцев, подобно Сведенборгу, Лафатеру, вступавших в непосредственное общение с духами. Поскольку тогдашнее протестантское богословие и сухая католическая схоластика не всегда удовлетворяли ищущих напряженной духовной жизни, последние нередко пускались в опасные духовные искания.
В XVIII — XIX веках не без влияния масонства появляются новые разновидности "духовного христианства". Масоны идейно подготовили в Англии, Германии, Голландии и других странах Европы целый ряд общин, члены которых именовали себя "духовными христианами"4. Отметим, что именно Европа стала родоначальницей сект квакеров, иргвиниан (Иргвиниане — приверженцы и последователи Эдуарда Иргвина (1799 — 1834), который в 1826 году начал учить о скором конце мира и тысячелетнем царстве Христа. Их отличает тщательное воспроизведение формы и правил Апостольской Церкви, описанных в Новом Завете, а также вера в возможность снисхождения Святого Духа. Впервые секта проникла в Россию в середине XIX века. В 1857 году уже существовала община в Петербурге. Широкого распространения секта в России не получила.) и других, практиковавших говорение на иных языках и учивших об озарении от Святого Духа.
До конца XIX века Европа представляла собой естественного и главного экспортера духовных идей, а молодые Соединенные Штаты находились в положении своего рода духовной колонии. В Европе возникли Ренессанс, а затем Реформация, здесь существовали всемирно известные духовные центры. Старый Свет по праву гордился своими древними религиозными традициями, однако возникшие в XVII — XVIII веках новые религиозные движения, быстро набиравшие силу, серьезно беспокоили многие правительства стран Европы. Обычно религиозные вожди, высланные из своих стран, оседали в США или временно уезжали туда от преследователей, принимаясь при этом за активную проповедь своих взглядов в Новом Свете.
2. Ревивалистическое движение в США в XVIII - XIX веках
Соединенные Штаты представляли собой страну, где свободно действовали многочисленные секты, часто боровшиеся друг против друга, отстаивая свое понимание христианства. Вследствие этого авторитет религии падал, а с ним и уровень нравственности в обществе Поэтому в XVIII — XIX веках в Соединенных Штатах возникает движение, провозгласившее возрождение идеалов Апостольской Церкви. В научной литературе oно получило название — ревивалистическое движение (Ревивалистическое движение (англ. revival — возрождение, пробуждение) — религиозное течение, возникшее в протестантских церквах США, Англии и в других странах, выступавшее за духовное возрождение истинной Апостольской Церкви. В богословском плане ревивализм выступал против кальвинистической доктрины об абсолютном предопределении, печать которого лежала на вероу чении многих протестантских церквей.). К середине XIX века в его лоне оказались многие протестантские церкви.
Особенно большое влияние это движение оказало на баптистскую и методистскую церкви. (Методисты — последователи протестантского течения, возникшего в Англии в первой четверти XVIII века. Во глазе его стоял Джон Уэсли, собравший в Оксфорде группу единомышленников с целью реформации англиканства. Вероучение опирается на общеизвестные принципы протестантизма. В России до недавнего времени распространения не имело. Ближайшая к нам — Эстонская методистская церковь. В 1985 году в мире было 31 млн. методистов.) Возникшее в них брожение в большинстве случаев заканчивалось расколом общин. В дальнейшем отделившиеся группы верующих положили начало так называемому движению "святых". "Святые" ратовали за оживление "мертвых" общин, ставили своей целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные святыми Апостолами в день Пятидесятницы, и, в частности, внезапно полученную способность говорить на иностранных языках, известную как дар языков.
"Движение святых" охватило многие протестантские общины «и развивалось в различных направлениях, но в целом, по мнению американских исследователей Е.Т.Кларка, Ф.Е.Майера, Д.А.Гордона, их можно свести к двум: одно — собственно святые (перфекционалисты) и другое — пятидесятники (харизматики). Американский исследователь Д.А.Гордон считает, что пя-тидесятничество развилось из крайне левого фланга "движения святых", трансформировавшись в группу пятидесятнических сект5, причем первоначально оно существовало под названием "Движение второго сошествия Святого Духа подобно дню Пятидесятницы"6. Общины этого толка с особым буквализмом стремились исполнить и воплотить в жизнь все то, о чем сообщается в Священном Писании о первенствующей Апостольской Церкви. Возникали богословские школы, где усиленно изучалось Священное Писание. Нужно отметить, что и здесь европейские богословские идеи сыграли определяющую роль.
3. Феномен Апостольского дара языков в западной богословской литературе и в религиозной практике американских общин
В XVIII — XIX веках в странах Европы велась бурная дискуссия вокруг дара языков в Апостольской Церкви. На протяжении двух веков она время от времени волновала умы западной богословской науки.
Начало полемики было положено в Англии, где в XVII веке, как уже было отмечено выше, распространилась секта квакеров, а в XIX веке — иргвиниан, практиковавших "говорение языками". Первой серьезной обстоятельной попыткой изучения вопроса о глоссолалии был труд английского ученого, доктора богословия, библиотекаря Кембриджского университета Мидлтона. В середине XVIII века им были опубликованы сочинения: "О чудесных силах, которые будто бы существовали в христианской Церкви" (Лондон, 1747) и "О даре языков" (Лондон, 1755).
В споре о глоссолалии Мидлтон решительно выступил против понимания ее в духе Отцов Церкви. В защиту святоотеческой точки зрения выступили ряд английских богословов, что и стало причиной появления в Англии обширной богословской литературы по данному вопросу7.
На развернувшуюся в Англии полемику откликнулись немецкие богословы. Началось активное изучение этого вопроса в Германии. Наиболее жаркие и острые споры завязались на страницах немецких журналов после статьи протестантского экзегета профессора Ф.Бле-ка "О глоссолалии в первоначальной христианской Церкви". Это была первая попытка критического осмысления глоссолалического явления.
В ответ на эту публикацию появилось много статей и отдельных сочинений о дарах первоначальной Церкви и особенно о глоссолалии: Ольсгаузера, Штещеля, Гейслера, Шнекенбургера, Бэймлейна, Шультесса и др.8.
Авторы этих работ придерживались, как правило, антисвятоотеческого подхода к явлению глоссолалии. Трактовку этого феномена Отцами Церкви практически никто не поддерживал и не защищал.
Во второй половине XIX века появились статьи на эту тему и в русской богословской литературе. Этобыла небольшая брошюра протоиерея В.Михайловского: "О дарах Святого Духа в первенствующей Церкви" (1868). Несколько замечаний по этому поводу высказывает в своей "Евангельской истории" протоиерей А.Горский. Пишет на эту тему святой митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1861). В начале XX века к этой теме обращались: профессор Московской Духовной академии М.Д.Муретов — "Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамение для верующих и неверующих" (1904), Ф.И.Мищенко — "Речи святого Апостола Петра в книге Деяний Апостольских", В.Суханов — "О даре языков в древней Церкви". Наиболее основательный труд на эту тему был написан священником Михаилом Фивейским. Книга, изданная в Москве в 1907 году, под названием "Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви" явилась откликом сразу на все западные богословские исследования по вопросу о глоссолалии.
Полемика в Европе возбудила интерес к проблеме языкоговорения и на Американском континенте. В фундаментальном научном издании, посвященном исключительно пятидесятничеству, "Die Kirchen der Welt. Die Pfingstkirchen" утверждается, что "современное движение пятидесятников в Америке развивалось с 1900 года главным образом как следствие вновь возникшего интереса к глоссолалии"9.
Нужно отметить, что нарастающее движение пятидесятников, практиковавших говорение на иных языках, не было чем-то совершенно новым на фоне различных сектантских направлений, существовавших в США. Так, секта квакеров главным в своем учении полагает утверждение о непосредственном озарении человека от Святого Духа, которое он якобы получает в результате чтения Священного Писания на молитвенных собраниях. На одного из слушающих, по утверждению квакеров, сходит Святой Дух, и он начинает пророчествовать.
Такие секты в США, как мормоны (Мормоны — секта основана в США в 1830 году Джозефом Смитом, убитым в 1844 году. Вновь воссоздана Брайомом Ионгом в 1848 году. Основатель секты Джозеф Смит написал "Книгу Мормона", которая считается "святым писанием", дополняющим Библию. Последователи этой секты называют себя "Святыми последнего дня". Вначале ее устав допускал многоженство, впоследствии отмененное, так как в США оно запрещено. Секта насчитывает не менее трех миллионов человек. Учение мормонов в России широкого распространения не получило.), иргвиниане и некоторые немногочисленные направления баптистов, учат о нисхождении на них, в той или иной форме, Святого Духа, что в большинстве случаев сопровождается глоссолалией.
Глоссолалия у пятидесятников внешне мало чем отличается от практикуемой в других сектах. Новизна пятидесятничества состояла в том, что ее богословы выдвинули совершенно "оригинальную" идею о необходимости крещения Духом Святым, внешним свидетельством которого является говорение на иных языках (глоссолалия). И языкоговорение в этом случае — это не просто дар Духа Святого среди прочих, таких, как чудотворение, исцеление, пророчество, а именно свидетельство крещения от Духа Святого. Этим вполне определенно намекалось, что языкоговорение у квакеров, иргвиниан, мормонов и других — не подлинный апостольский дар, а мистификация.
Итак, пятидесятники стали утверждать, что спасен тот, кто имеет Духа Божия, кто крещен от Него и имеет свидетельство — апостольский дар языков. Ведь и святые Апостолы в день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, заговорили на иных языках (Деян. 2).
Как показывают современные исследователи, подобная трактовка возникла не на пустом месте, а является плодом многолетних исканий, в чем немаловажную роль сыграли идеи Джона Уэсли (1703 — 1791), английского священника, основателя методизма, проповедовавшего на Американском континенте10.
4. Джон Уэсли и движение "святых"
Методизм пришел в Америку в XVIII веке, в эпоху религиозного пробуждения11. В своей основе методизм Джона Уэсли был направлен против доктрины кальвинизма с его учением о предопределении, которое в той или иной форме проникло во многие протестантские течения. Уэсли выступил против догмата кальвинизма о непреодолимой греховности каждого человека. Он заявлял, что каждый человек еще на земле может стать совершенно "новым созданием", "светом", что хотя и весьма трудно, но все же возможно. Уэсли учил, что если человек уверовал истинно, то Бог пошлет ему благодать и последний придет к святости — состоянию, когда он совершенно лишен греховных помыслов.
Процесс духовного возрождения, по Уэсли, начинается с обращения, т.е. с момента, когда верующий начинает вести осознанную борьбу с силами зла.
Для достижения святости, согласно его воззрению, необходимо пройти три ступени духовного роста.
Ступень "оправдания" — когда человек после осознания своей греховности обращается к Богу, от Которого получает дар — веру, и не просто веру, а веру оправдывающую. Отныне искупление, совершенное для всего человечества, касается лично и данного верующего.
Второй этап — "возрождение" как результат нравственной жизни.
Третий этап — "освящение", когда человек идет от одной ступени совершенства к другой.
Церкви "святости" (Церкви "святости" возникли из консервативных сект внутри методизма в США. Распространившись на Американском континенте, методизм постепенно утрачивает основополагающие идеи его вдохновителя — Д.Уэсли, в нем исчезает дух экзальтации и устремленности к новым "духовным" переживаниям. В результате прихожане, недовольные "рутинизаиией" методизма, начинают объединяться в кружки и группы, в конце концов также отколовшиеся от методистских церквей и переросшие в самостоятельные общины, получившие название — церкви "святости".) использовали учение Уэсли в своих теологических и практических установках. Они исходили из того, что святости можно достичь посредством опыта, через полное посвящение себя Богу, Который в ответ на это полностью нейтрализует или уничтожает греховную природу человека, дарует избавление от власти греха, но при единственном условии — верности Христу. Здесь требуется проявление личной воли верующего. За святость нужно неустанно бороться. Таков был девиз церквей, принявших участие в движении "святых", не только ратовавших за возрождение нравственности среди церковных общин, но и выступавших против пороков современного общества: проституции, курения, наркомании, алкоголизма и т.д.
Д.Е.Фурман замечает, что если святость может быть утрачена и за нее нужно постоянно бороться, то именно здесь -то и лежит главная причина, приведшая к возникновению пятидесятнических церквей12.
Критерий святости — жизненный подвиг. Но стремление к нему могло вспыхнуть в протестантизме ненадолго, да и то при высоком накале нравственной жизни общин. Ведь протестантизм по своей природе чужд аскетизму и прочим богословским установкам, вытекающим из учения о необходимости спасения делами. Так, в самой идее достижения святости заложено зерно пятидесятничества — учения, которое признает человека спасенным и святым ввиду его общения со Святым Духом, достигаемым благодаря крещению Им.
Движение "святости" стало международным и, как
мы уже отмечали, имело методистскую основу. Столетие методизма отмечалось на Американском континенте в 1866 году молитвенными собраниями в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и др., а также специальными лагерными сборами, посвященными теме святости.
Спустя год (1867) число подобных встреч заметно увеличилось. Конференции на тему святости проводились едва ли не в каждом большом городе. Всего их было проведено более 230.
Начиная с 1880 года стали возникать новые движения протестантских церквей, призывавшие верующих вернуться к апостольской традиции, продолжавшие каждое лето проводить лагерные сборы. Этим собраниям была присуща повышенная эмоциональность, типичная для неофитов. Так, на встрече в лагере Мюнце летом 1886 года, по словам очевидца, имел место буквально настоящий взрыв энтузиазма. В 1890 году во время семимесячного семинара в городе Сент-Луисе (штат Миссури) люди заговорили на различных языках. "Одна сестра пела по-гречески, по-латыни, другая говорила на восьми языках", — писала очевидица этих событий Вудвар Эдварс13, в чем мы (православные) имеем веские основания усомниться.
В 1885 году в Чикаго прошла первая Генеральная Ассамблея святости.
5. Харизматическое движение XVIII века
Возникает вопрос: когда же оформилась законченная идея современных пятидесятников, кто был ее первым вдохновителем и какая община внесла впервые это учение в свой символ веры?
Многие американские исследователи придерживаются того мнения, что движение пятидесятников возникло в самом конце XIX века. Некоторые, однако, считают основоположником этого учения Джонатана Эдварса (1703 — 1758), чьи идеи получили широкое распространение в XVIII веке. В.П.Парингтон считает, что под влиянием религиозного возрождения в Америке XVIII века появляется много странствующих проповедников. Возникают новые общины и течения. И к 40-м годам XVIII века идейным лидером всех этих пестрых групп и направлений становится Джонатан Эдварс.
Возглавленное им движение не представляло строгой богословской направленности. Это было, скорее, движение толпы, а характерными его чертами были истерия и кликушество14. "Великое пробуждение, — писал В.П.Парингтон, — в основных чертах представляло собой возвращение к прошлому с его восторженной экзальтацией"15.
Эдварс пытался дать философское обоснование учению монтанистов о внутреннем озарении. В своей проповеди, опубликованной в 1734 году, он исходил из того, что существует такое явление, как духовное и Божественное озарение, непосредственно ниспосылаемое душе Богом, и оно резко отличается от всего того, что можно достичь естественными средствами. Идеи Эдварса не получили широкого распространения в XVIII веке. Точно так же не получили они и организационного закрепления в сектантской среде, хотя и имели много общего с течением, возникшим в конце XIX века и уже ставшим, собственно, пятидесятниче-ским.
6. Первые пятидесятнические церкви в США
Добросовестный в плане научных изысканий советский религиовед А.Т.Москаленко, ссылаясь на американского исследователя Д.А.Гордона, пишет, что "первой пятидесятнической церковью в США явилась так называемая Церковь Бога16. Она выросла в 1886 годуиз небольшой общины методистов и баптистов в восточной части штата Теннесси и западной части штата Северная Каролина. Основали эту секту, как утверждает американский исследователь Гордон, бывшие баптистские проповедники Р.Г.Сперлинг и В.Ф.Бриант. В течение многих лет община считалась одной из "святых церквей", но в 1896 году в результате усиленных молений в общине начались внезапные крещения Святым Духом. Это было воспринято как ниспосланное Богом чудо, наподобие того, что было в день Пятидесятницы. Проповедники из общины Сперлинга и Бри-анта разнесли весть о чуде и в другие штаты, и за пределы страны. Так, благодаря бурной миссионерской деятельности было положено начало современному движению пятидесятников, пишет А.Т.Москаленко17.
В числе первых пятидесятнических церквей называют также негритянскую общину, основанную в 1886 году Н.С.Релайгом, которая через несколько лет стала оплотом пятидесятничества среди темнокожего населения США и получила название Объединенная святая церковь Америки. Несколько ранее, в 1880 году, проповедник Д.С.Варнер основал в городе Андерсон (штат Индиана) Церковь Божию, несшую идеи пятидесятничества, которая, как и Церковь Бога, принимала участие в движении "святых".
И все-таки какую из этих общин можно считать родоначальницей современного движения пятидесятников, ведь в них обеих происходило так называемое возрождение "личной пятидесятницы"? Дело, однако, в том, что в этих общинах факты "крещения" Духом Святым не получили массового закрепления, поэтому ни одна из них не сумела возглавить пятидесятническое движение.
Например, община Сперлинга, которую принято считать одной из первых пятидесятнических церквей, стала таковой в полном смысле этого слова только в 1907 году. До этого же она существовала в рамках созданного союза церквей "святости" и в середине 80-х годов ничем не выделялась.
Эти общины "расцвели" только после поистине мощного религиозного "взрыва" пятидесятничества, который произошел в городе Топика (штат Канзас). Именно отсюда новое учение стало распространяться по всей территории США и другим странам. С этим мнением согласны почти все исследователи движения пятидесятников, за ис