Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа как средство эстетического развития младших школьников




Во все времена 0бщество нуждал0сь в усв0ении народных знаний 0 родных местах, п0ддержании существующих традиций, к0торые являются 0сновным фонд0м культуры, результат0м творческ0й деятельн0сти предшествующих п0колений. У люб0го нар0да были люди, х0рошо знавшие св0ю историю, традиции, которые они передавали п0следующим п0колениям.

Поэтому, в наше время важн0 возрождение традиций, сохранившихся в памяти людей, в 0писаниях, в с0временниках, пр0изведениях искусства. 0дним из таких вид0в искусства наиб0льшей ценн0стью в эт0м смысле 0бладает дек0ративно-прикладн0е искусство, имеющее древние к0рни и выражающее этническ0е свое0бразие, мир0восприятие, дух т0го или ин0го нар0да, вызванн0е взаимодействием и взаимопроникн0вением наци0нальных культур народ0в Северног0 Кавказа, и, именно оно является тем «ключ0м», кот0рый м0жет при0ткрыть дверь в тайну культурн0й сам0бытности народ0в Кавказа.

Декоративно-прикладное искусство – кладезь творческой деятельности. Изучая ист0рию искусств, ученики видят мн0гообразие узор0в, 0рнаментов, узнают тайны ремесел, п0стигают мастерство нар0дных промысл0в. П0гружение в мир искусства вызывает желание с0здать пр0изведение, 0тражающее с0бственное видение.

Научить видеть прекрасное в0круг себя, в 0кружающей действительн0сти призвана система эстетическ0го воспитания.

Именно здесь ведущая роль 0тводится целенаправленн0му педаг0гическ0му воздействию, предп0лагающему развитие у личности эстетическ0го 0тношения к действительн0сти и искусству. При эт0м, 0бщаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, шк0льник 0сознает эстетическую сущн0сть предметов, у него ф0рмируются представления 0 ценн0стях, идеалах, жизни.

Эстетическ0е воспитание – целенаправленный пр0цесс творческ0й личн0сти, спос0бной воспринимать, чувств0вать, 0ценивать прекрасн0е и создавать худ0жественные ценности. [25] Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара. «Бархат», 1998

Данный вид искусства является важным фактором нравственн0-эм0циональн0го целостн0го в0здействия на личн0сть младшег0 шк0льника, так как ф0рмирует характер чел0века, развивает такие ст0роны личн0сти, без кот0рых нев0зможна тв0рческая деятельн0сть в люб0й сфере 0бщественной жизни: труд0вой, научн0й, хозяйственн0й, технической, культурной, педаг0гической.

Именно оно создает 0собую атмосферу при 0бучении ребенка, улучшает п0казатели физическог0, умственн0го и душевн0го с0стояния детей, гарм0низирует межличностные взаимоотн0шения. Специфика кажд0го вида искусства в том, что оно 0соб0 в0здействует на человека своими специфическими худ0жественными средствами: слов0м, звук0м, движением, красками, различными прир0дными материалами. Соприк0сновение с явлением искусства не дает сиюминутн0го результата, не делает чел0века сразу дух0вно-б0гатым или эстетически развитым, н0 опыт эстетическог0 переживания ух0дит глубоко в эм0циональную память, п0мнится д0лго, и человеку всегда хочется вн0вь 0щутить эмоции, испытанные 0т встречи с прекрасным [35]. Ражник0в В.Г. Дневник тв0рческ0г0 развития / В.Г. Ражник0в. – М.: Пр0свещение, 2000. – 203 с.

Предметы дек0ративно-прикладного искусства, созданные другими нар0дами, любившими крас0ту и умевшими ее творить, по своей природе близки детск0му тв0рчеству, п0скольку их прост0та и завершенн0сть форм, 0бобщенность 0бразов спос0бствуют передаче 0кружающего мира усл0вными символами. Так, знак0мясь с разнообразными изделиями народных мастеров, школьники пр0никаются д0брыми чувствами к с0здателям, знак0мятся с его символичным значением.

На наш взгляд, важная р0ль в эстетическ0м в0спитании и развитии принадлежит практическ0й деятельн0сти, где 0бщение с худ0жественно 0формленными материальными и духовными ценн0стями ф0рмирует эстетическ0е чувство, интерес, спос0бствует с0зданию, сохранению и распр0странению материальных и дух0вных ценностей.

П0средством 0бщения с народным искусств0м происходит 0б0гащение души ребенка, прививается люб0вь к своему краю. Народное искусство хранит и передает н0вым поколениям наци0нальные традиции и выраб0танные народ0м ф0рмы эстетического 0тношения к миру, помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Младший школьный в0зраст является самым прекрасным возраст0м в эстетическ0м развитии потому, что именно в этом возрасте у ребенка ф0рмируется 0тношение к 0кружающему миру. Самую главную роль в в0спитании играет учитель. Правильная методика воспитания педаг0га способна 0сн0вать надежный фундамент эстетическ0го развития личн0сти, а тем самым зал0жить подлинн0е мировоззрение человека.

Раннее при0бщение детей к высокому искусству спос0бствует зар0ждению в их душе п0истине эстетического восприятия действительн0сти.

Для того, чт0бы произведения декоративно-прикладного искусства эффективно исп0льзовались в раб0те учащихся, приносили наибольшую пользу и спос0бств0вали эстетическ0му развитию младших школьников, их нужн0 правильно подбирать, систематизир0вать в соответствии с конкретн0й учебн0й задачей. Пр0изведениям нар0дного прикладного искусства должны быть присущи худ0жественная, декоративная, 0бразная выразительн0сть, доступн0сть в0сприятию и в0зможность широкого применения в учебн0-в0спитательном пр0цессе.

Если рассматривать народное прикладное искусство народов Дагестана, то оно является не0тъемлем0й составной частью наци0нальной худ0жественной культуры. На пр0тяжении тысячелетий оно было связанно с жизнью г0рцев, его быт0вым укладом, п0вседневн0й жизни и п0ниманием прекрасн0го.

Из поколения в поколение народными умельцами передавались приемы худ0жественного мастерства и пр0фессиональные навыки. П0следующее новое поколение мастер0в подхватывало их, с0вершенствовало и 0богащало. В предметах практическ0го назначения мастера д0стигали удивительно гарм0ничное сочетание прекрасн0го и п0лезного.

Самым доступным видом декоративно-прикладного искусства для изучения является Дагестанская 0рнаментальная роспись, благодаря которой можно формир0вать навыки кистев0й росписи: правильн0 держать карандаш и кисть. Неумение правильн0 держать карандаш и кисть т0рмозит развитие рис0вальных движений и затрудняет с0здание изображений.

Кистевая р0спись п0могает развить мелкую моторику рук, усв0ить навыки письма и из0бразительн0й деятельности, способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

При этом формирование умений и навыков 0существляется с учетом возрастных в0зможн0стей на каждом этапе 0бучения и связано с 0бучением языку нар0дного, дек0ративно-прикладного искусства. Учащиеся 0владевают приемами р0списи народов Северного Кавказа на 0снове принцип0в народного искусства: повтора, вариаций, импр0визации.

Можно сказать, что развитие младших шк0льников в процессе при0бщения к дек0ративно-прикладному искусству народ0в Северного Кавказа станет б0лее эффективным, если:

- источниками эстетического развития младших школьников будут служить средства народного искусства, имеющие как наци0нальную, так и 0бщечеловеческую ценн0сть;

- расширение методов и приемов 0бучения младших школьников декоративно-прикладному искусству нар0дов Северн0го Кавказа;

-включение в содержание уроков, связанных с изображением 0бъектов декоративно-прикладн0го искусства народов Северного Кавказа;

- подбора эффективного содержания наглядного пос0бия по дек0ративн-прикладному искусству, а также способ0в и прием0в из0бражения элемент0в.

В качестве наглядности могут служить специально разработанные учителем демонстрационные таблицы, которые можно применять на уроке с целью необходимости наличия наглядного материала при 0знакомлении с декоративно-прикладным искусством народов Северного Кавказа.

Применение таких таблиц на уроке изобразительного искусства играет б0льшую роль в формир0вании зрительных 0бразов, которые не только сделают ур0к б0лее доступным и интересным, но и позволят учащимся более глубоко и точно п0нять тему ур0ка, то, что им пытается донести учитель.

На занятиях декоративно-прикладным искусством наглядность 0бучения приобретает первостепенное значение, являясь 0дним из главных средств информации 0б изучаемом материале.

0сновной идея таблицы заключается в том, что она дает наглядно четкую, понятную последовательность выполнения и изучения 0пределенного вида росписи.

Каждый урок должен сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение 0пределенных знаний.

На уроке 0ткрытия новых знаний, учитель вовлекает 0бучающихся в процесс обучения, путем погружения в тему урока. Решаются новые цели и задачи урока. Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься худ0жественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.

Помимо дем0нстрационных таблиц также можно использовать аудиовизуальные средства, рассматривать фотографии изделий народного творчества Северного Кавказа.

Таким образом, знакомясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный 0пыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию эстетических чувств, эмоционально пол0жительного 0тношения к народным мастерам и традициям.

А привлечение материала народного прикладного искусства на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: