АССР, от 22 декабря 1956 г., адресованное в Президиум ЦК КПСС-и подписанное высшими должностными лицами и партийными руководителями Советского Союза - А. Микояном, К. Ворошиловым, Г. Маленковым, Л.
Президиум ЦК ряд предложений. В контексте рассматриваемой проблемы представляет интерес пункт 1 из этих Предложений:
Правительственной Комиссии по вопрос) о территории, восстанавливаемой
Брежневым и Н. Беляевым. По результатам своей работы, Комиссия внесла в
«Восстановить Чечено- Ингушскую АССР в основном в
Прежних границах, передав ей районы, отошедшие в 1944 году Грозненской области, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР за исключением Пригородного района Северо-Осетинской АССР.
Пригородный район вплотную примыкает к г. Орджоникидзе и играет большую роль в обеспечении города продуктами сельского хозяйства. Территория района составляет 694 кв. километра, населения - 33 тысячи человек, в том числе осетин 23,5 тысячи, имеется 4 колхоза с посевной площадью 13, тыс. гектаров, Одна МТС и несколько предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в которых занято 1200 рабочих. Дополнительное размещение и трудоустройство населения в этом районе сопряжено с трудностями.
связи с тем, что территория, передаваемая Чечено-Ингушской АССР, в основном заселена и на ней не представляется возможным расселить и трудоустроить все прибывающее население,% считаем необходимым также включить в состав Чечено-Ингушской АССР притеречные районы Грозненской области - Наурский, Шелковской и Каргалинский.
Территория указанных районов составляет 5 тыс. кв. километров, населения - 49,2 тыс. человек, имеется два.совхозу, 5 МТС, 21 колхоз с посевной площадью 60 тыс. гектаров, 16 тысяч голов рогатого скота, 225
|
Тысяч овец. В этих районах есть возможности для развития животноводства, садоводства и виноградарства, строительства новых совхозов и предприятий пищевой промышленности, что позволит в течение ближайших 3-4 лет расселить и трудоустроить значительное число чеченцев и ингушей».
(Ингуши: депортация, возвращение, реабилитация 1944-2000: Документы,
Материалы, комментарии / Авт.-сост. Я.С. Патиев. Магас, 2008. С. 417).
Таким образом, вполне очевидно, что два этих территориальных
Размена, осуществленные в 1957 г., очень тесно связаны между собой.
Главным аргументом Комиссии является «заселенность» территории бывшей
ЧИАССР, поэтому ей передаются (оставляются) бывшие районы Грозненской
области, которые она в свою очередь ранее получила из земель Ставропольского края. В тоже время, в составе Северной Осетии оставляется Пригородный район, в котором до депортации проживало более 32 тысяч ингушей (Архивный вестник Республики Ингушетия. Вып. VII. Назрань, 2011. С. 157), т.е. более 30 % от общей численности ингушского народа. По данным переписи 1939 г. в Пригородном районе проживает 33, 7 тыс. человек и он является самым крупным по численности населения районом Чечено- Ингушетии (Архивный вестник Республики Ингушетия. Вып. V. Назрань. 2009. С. 74). Отсюда напрашивается вывод - передача самого многочисленного района бывшей ЧИАССР в состав Северной Осетии, с
Формулировкой: «Дополнительное размещение и трудоустройство
Населения в этом районе сопряжено с трудностями», т.е. фактически
|
Запрещающего ингушам его активно заселять, предполагало поиск хотя бы
Формального оправдания такому решению и таким оправданием, несомненно.
Стало предложение о включении в ЧИАССР Шелковского, Наурского и
Каргалинского районов. При этом было особо указано, что в эти районы «*
предполагается заселить не только чеченцев, но и ингушей. Можно было говорить о том, что взамен площади в 694 км2 Пригородного района. ЧИАССР получила 5 тыс. км2 земли и вроде бы как *ее потери компенсированы с лихвой. Но тот факт, что ингуши от этого приобретения ничего не «приобрели», является общеизвестным. Также как и то, что Ингушетия ничего не приобрела в территориальном отношении после распада ЧИАССР. Следовательно, раз вопрос о границах вновь стал акту зльны.м, есть все основания для постановки проблемы о статусе этих двух:. нов. которые сегодня де-факто находятся под юрисдикцией Чеченской: i. толики, но по логике «восстановления исторической справедливости» и *32.тонности», на которой настаивает руководство Чечни, должны быть -зелены между двумя республиками, являющимися равноправными тгчаопреемниками бывшей ЧИАССР.
Выводы
Данные архивных документов и картографических материалов XVIII
начала XX в., свидетельствуют о том, что так называемая «спорная»
территория современного Сунженского и Малгобекского районоЕ
Ингушетии никогда не являлась исторической территорией Чечни.
Исследованные нами историко-документальные материал ь
свидетельствуют также о том, что так называемые «спорные» территории
бывшего Сунженского округа и населенного пункта Бамут являются
исконно ингушскими.
При определении границы с Чеченской Республикой, необходимо
рассмотреть вопрос о разделе земель Наурского и Шелковского районов,
переданных Чечено-Ингушской АССР в 1957 г.
Назрань, 2012г.