Ход урока
Организационный момент.
Повторение пройденного.
– Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.
Фронтальная работа с классом.
–Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.
“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
– Кто догадался, какие птицы полетели?
(Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.
– Что за птицы полетели?
Весенние месяцы – март, апрель, май)
Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
– Что за птицы третьей тройки?
(Летние месяцы – июнь, июль, август)
Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.
– Какие это птицы?
(Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).
А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
– Почему у птицы 4 крыла?
(В месяце 4 недели)
– Почему в крыле 7 перьев и как они называются?
(7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
– Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами проверил свои знания.
– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приглашает наш в класс в гости…
|
(слайд 1)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает. (Белый медведь) (слайд 2)
Объявление темы урока. Постановка цели.
– Муравьишка Вопросик приглашает в гости к белым медведям. А где же живут эти животные? Кто знает?
(Выслушиваются ответы детей)
– Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?
(слайд 3) (На доске открывается тема урока)
(слайд 4)
Арктика |
– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (на Севере, на Северном полюсе)
– Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
– Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.
(Идёт самостоятельная работа учащихся).
– Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(Ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
– Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.
(слайд 5, 6) – На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)
(слайд 7) – Нас встречает белый медвежонок Элька.
– А кто его соседи на Северном полюсе?
П О Н И К М О Р Ж Р М О
Л Е Т Ю Н Ь Р Е Т С К А
(слайд 8-11)
– Откройте учебник по закладке на странице --. Внимательно рассмотрите. Прочитайте еще раз, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
|
– Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовили для Мудрой Черепахи ребята. (слайд 12)
Рассказа.
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
|
– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)
– Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
(слайд 13) На Земле есть два полюса: Здесь расположен Северный полюс, на котором живут белые медведи. НО мы с вами оказались на противоположном полюсе. А вы мне не подскажите, как называется противоположный полюс? (Южный).
-Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.
(слайд 14)
Антарктида |
- Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно.)
Какие животные здесь обитают? Знакомы ли они вам?
(Да, это пингвины.)
Нас встречают пингвинята Лоло и Пепе. (слайд 15)
(слайд 16,17) Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют
и плавают, добывая себе пищу — рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев
у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
У пингвинов нет пуховых перьев, но у них под кожей
есть толстый слой жира, который спасает от сильных
морозов и ветров.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо, прячет его в жировую складку на брюшке и держит его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых птиц.
Закрепление изученного на уроке.
— В каких районах побывали?
— Какая там погода?
— Каких животных встретили?
Итог урока.
Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Смогут ли подружиться Элька и Лоло?» Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, где живут эти животные.
(Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли.)
(слайд 18)
Д/з
1) Выполнить задание в тетр. по данной теме
2) Чтение текста в учебнике по данной теме