Цель урока: Дать понятие о Духе Святом – Господе нашем как Третьем Лице Святой Троицы; раскрыть догматическое учение Православной Церкви о Духе Святом.
Ход урока:
Организационный момент – молитва.
Повторение:
1. Повторить ранее изученные члены Символа веры.
2. Вспомнить, веру в Кого мы исповедуем в 1-7 членах.
3. Рассказать наизусть выученные члены Символа веры (по желанию).
Новый материал:
У: Сегодня мы будем изучать восьмой член Символа веры. Прочитаем его.
Д: «Верую… и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
У: О Ком здесь говорится?
Д: О Третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом.
У: Эта часть Символа веры была составлена на II Вселенском соборе в 381 году против лжеучения епископа Константинопольского Македония. Он учил, что Святой Дух не есть Бог, и называл Его сотворенной силой, служебной Богу, так же, как ангелы. Поэтому 8-ой член Символа веры ясно и точно выразил веру христиан в Духа Святаго.
Кто есть Святой Дух?
Д: Святой Дух – Бог. Третье Лицо Святой Троицы.
У: Какие слова в 8-ом члене Символа веры говорят о том, что Дух Святой есть Истинный Бог, как Отец и Сын?
Д: Символ веры называет Святого Духа Господом.
У: Да. Святой Дух имеет равное достоинство с Богом Отцом и Сыном. Он един с Ними по существу. Он «как Сын Божий… Истинный Бог» [2, с. 61]. Как понимать то, что Дух Святой называется Животворящим?
Д: Вместе с Сыном и Отцом он дает жизнь.
У: Верно. Животворящий – значит, дающий жизнь. Вместе с Отцом и Сыном Он есть Творец мира.
Вспомним: при творении мира «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Особенно Он дает духовную жизнь людям. Святые отцы определяют цель человеческой жизни как обожение, обретение Духа Святого. «Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда и как приходит, полагаются начало новой жизни и восстанавливается образ, – пишет святитель Феофан Затворник. – Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас…, а созидает и возращает Бог благодатью Пресвятого Духа, по вере в Господа. Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия» [5, с.5]. Сам Господь сказал о благодатном возрождении Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Главное дело Духа Святого среди людей – духовное возрождение человека.
|
Где христианин может обрести Духа Святого?
Д: В Церкви.
У: Верно. Дух Святой призван освятить каждого члена Церкви. Он освящает человека, дает нам все потребное для спасения. Он освящает, очищает от всего греховного и направляет к добру. Совершается это через церковные таинства, особенно через причащение Святых Христовых Таин.
Далее мы читаем: «Иже от Отца исходящаго». О чем говорят эти слова?
Д: Что Святой Дух исходит от Отца.
У: Сам Иисус Христос сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
Давайте зарисуем схему: от Отца исходит Дух Святой и рождается Сын.
Святой Дух всегда исходит от Отца, а не рождается, как Сын. Это личное свойство Святого Духа как ипостаси Святой Троицы.
|
Кто такие пророки, через которых говорил Святой Дух?
Д: Это люди, которые учили жить свято и предсказывали будущее. Они предсказали о приходе Иисуса Христа.
У: Верно. Пророки провозглашали волю Божию. Царь Давид перед смертью сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23, 2). По внушению Святого Духа он составил свои дивные псалмы. Когда он тяжело согрешил, то больше всего боялся, чтобы Господь не лишил его Святого Духа. Вспомните слова 50 псалма, в котором выражена эта мольба к Богу.
Д: «Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс. 50, 13).
У: Святое Писание написано по вдохновению Святого Духа людьми. Где в Святом Писании мы видим образ Святого Духа?
Д: При Крещении на Иордане Иисуса Христа Святой Дух сошел в виде голубя. В день Святой Пятидесятницы на апостолов Святой Дух сошел видимым образом в виде огненных языков.
У: А как мы можем сделаться причастными Святому Духу?
Д: Через молитву и участие в церковном таинстве Причастия.
У: Какими молитвами мы прославляем Святого Духа?
Д: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Царю Небесный».
Итог урока:
Дух Святой изливается на человека через Церковь и святые таинства, Богом установленные действия, через которые верующим подается особая сила Божия – благодать Святого Духа. Святой Дух есть Третье Лицо Святой Троицы, Бог истинный и совершенный, поэтому мы покланяемся Ему, как и Богу Отцу и Богу Сыну. Наша цель – воссоединение с Богом, «стяжание Святого Духа», по слову прп. Серафима Саровского, чтобы Дух Святой пребывал в нас, оживлял и подавал все для нашего спасения.
Литература
1. Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: 2001.
2. Филарет (Дроздов), святитель. Пространный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2006.
3. Богданова А. А. Уроки Закона Божия. Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2008 г.
4. Ширский С.И. О преподавании Закона Божия. Ярославль, 1998.
5. Феофан Затворник, святитель. О воспитании детей. М.: Даниловский благовестник, 2007.
6. Закон Божий. 2-я книга. О Православной вере. Владимирская епархия, 2000.