Предмет: литературное чтение
Класс: 3 г
Тема. Саша Черный «Летом». А. Рылов «Зеленый шум». Сравнение произведений литературы и живописи.Ф.Тютчев «В небе тают облака…».А.Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы.
Дата проведения 20.05.2020 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: познакомить с произведением Саши Черного «Летом», с его жизнью и творчеством; с произведениями Ф.Тютчева «В небе тают облака.» произведениями художников А.Рылова, А. Саврасова.
Ход урока:
Ориентировочная часть | Познакомиться с произведением Саши Черного «Летом», с его жизнью и творчеством; научатся анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи; учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений. |
Информационная часть | Работа по теме урока 1. Краткий обзор биографии и творчества Саши Черного — Кто автор произведения, которое мы будем изучать? (Саша Черный.) стр.149 — Знаете ли вы что-нибудь о нем? Какие произведения читали? Вам поможет выставка книг. Саша Черный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932) — поэт, прозаик, переводчик. Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь. Из этого города семья С. Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. В Петербурге С. Черный был постоянным автором известного журнала «Сатирикон» и многих других российских журналов того времени. К. Чуковский писал: «Получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть». С. Черный очень любил детей. К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: “Саша, Саша, скорее сюда!” — и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел полуголый в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: “Саша, сюда, сюда!” Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс. Все это были дети из прибрежных дворов, незнакомые дети, которых он прежде никогда не видел, да и они знали про него лишь одно: что он — Саша. Обычно они околачивались на берегу целый день и безнадежно кричали каждому из проплывающих в лодке: “Дяденька, прокати!” Но те даже не глядели в их сторону. На этот раз мальчишкам посчастливилось...» С. Черный много писал для детей (сборники «Голубая книжка», «Детский остров», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука», загадки, два тома книг для чтения «Радуга. Русские поэты»), Работа над стихотворением Саши Черного «Летом» — Как вы думаете, о чем мог рассказать нам автор этого стихотворения? — Прочитаем стихотворение на с. 149 учебника и проверим наши предположения. (Чтение стихотворения учителем.) — Ваши впечатления от услышанного? Понравилось вам стихотворение? — Перечитайте его еще раз. Какие картины рисует поэт в стихотворении? Опишите. — Найдите слова, которые помогают вам представить эти картины. (Учащиеся читают эти строчки.) — Как называются эти средства художественной выразительности? {Сравнение, олицетворение.) — Найдите в тексте средства художественной выразительности. (Веет ветер- самолет; рябинка вечно с ветром не в ладу; бежит тропинка; толстуха-мать и т. д.) Физкультминутка Продолжение работы по теме урока Сравнение произведений живописи и литературы — Рассмотрите на с. 148 учебника репродукцию картины А. Рылова «Зеленый шум». — Как бы вы назвали эту картину? — Что подвластно ветру на картине? — Что хотел поведать нам живописец, создавший пейзаж «Зеленый шум»? Аркадий Александрович Рылов (1870—1939), живописец, мастер романтических пейзажей. Посмотрим на его картину: зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые — они освещены невидимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими драгоценными камнями — это перевернулись от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков. На солнечной стороне листва светится теплыми — зелеными и желтоватыми бликами, на темной — погружена в холодную гамму темнозеленых, почти черных тонов. Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идет-гудет Зеленый Шум... Деревья, только что одевшиеся нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод. В своих «Воспоминаниях» А. А. Рылов писал: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот “зеленый шум”... Над картиной «Зеленый шум» (1904) художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. - Совпадают ли стихотворение и картина по настроению? Подтвердите текстом. (Выборочное чтение отрывков из стихотворения, соответствующих картине.) Прочитайте первую строчку стихотворения на с. 152 учебника. О чем мог рассказать нам автор? Прочитайте всё стихотворение.. Работа над стихотворением Ф. Тютчева «В небе тают облака...» — Медленно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева. Полюбуйтесь картиной, которую изобразил поэт. — Какие средства художественной выразительности использует поэт в своем стихотворении? Как они называются? (Тают облака, катится река, словно зеркало стальное, будут поля дышать на зное. Олицетворение, метафора.) 2. Работа по репродукции картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки» — Рассмотрите репродукцию картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки» на с. 150 учебника. - О чем хотел рассказать художник? — Опишите реку в стихотворении, на картине. |
Диагностическая часть | Подготовить выразительное чтение стр.149-150 |
Домашнее задание | Диагностическую работу прислать в виде аудиозаписи по вацапу 20.05.20г |
|