Казанцева Валентина Павловна (Мочаева)




Старокрещенская школа во время войны.

Трудовой подвиг учительницы Казанцевой Валентины Павловны

 

 

Выполнил: Емельянов Родион, 8 класс

Руководитель:

Емельянова Юлия Васильевна

учитель марийского языка

и литературы

 

д. Старое Крещено

 

2019 г.

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………...3

1.Школа в годы войны………………………………………………………………..5

1.1 Условия и задачи работы школы во время Великой Отечественной войны………………………………………………………………………………5

1.2 Старокрещенская школа во время войны……………………………….6

1.3 Казанцева Валентина Павловна………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………………………..11

Список использованных источников………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………………….13

 

Введение

 

Сейчас много говорят о возрождении патриотического воспитания молодёжи. И это правильно. Только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за периоды горечи и позора своей страны, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня, за её будущее поступательное развитие. Но патриотическое воспитание может быть разным.

Важно, чтобы патриотическое воспитание молодежи осуществлялось на здоровой почве, не превращаясь в упрощённую и политизированную схему.

Особое место в этом процессе занимает изучение истории Великой Отечественной войны, а также истории своей малой родины, своей семьи.

Однако сейчас в школу приходит новое поколение учеников, уже мало знающее об истории Великой Отечественной войны, об участии членов их семей в этой войне. Поэтому мы решили, что каждый из учеников старших классов расспросит дедов, родителей, родственников о военном времени, изучит семейные архивы и подготовит компьютерную презентацию.

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2020 году исполняется 75 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким.

Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… [прил. 1,2]

 

Актуальность темы

Выбор темы обусловливается тем, что в 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы

Этот материал будет представлять большую ценность для сохранения памяти наших предков.

 

Цель работы

Исходя из актуальной темы и степени её исследования мы поставили перед собой цель:

изучить историю Старокрещенской школы во время Великой Отечественной войны

Задачи

- проследить исторический путь развития Старокрещенской школы в годы войны;

- узнать от ветерана войны о жизни детей и учителей в тяжкие годы войны;

- показать на примере судьбы конкретного учителя трудовой подвиг в годы войны;

 

Методы исследования

- метод опроса;

- метод изучения источников;

- метод уточнения выводов.

Объект и предмет исследования

Объектом научно-исследовательской работы является школа деревни Старое Крещено, ее учителя и учащиеся.

 

Структура работы

Историческое краеведческое исследование состоит из введения, из одной главы исследовательской работы, заключения, приложения.

 

 

Школа в годы войны

 

1.1 Условия и задачи работы школы во время Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.

Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могли сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в патриотические отряды.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах [прил. 3], в сборе металлолома, лекарственных трав [прил. 4], в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. Было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы. Установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста.

В военных условиях предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток). Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом.

 

Во время войны в содержание учебно-воспитательной работы школы были внесены некоторые изменения. В учебные предметы вводились военно-оборонные темы: в курсе физики теперь изучалась современная военная техника; в курсе химии — отравляющие вещества и средства защиты от них; в географии было значительно расширено изучение темы “План и карта”, где много внимания уделялось умению ориентироваться по карте и на местности; на уроках русского и иностранного языков изучалась военная терминология; с начала 1941-42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. Был осуществлен целый комплекс мер организационного плана: продолжительность урока была сокращена до 35—40 минут, перемен — до 5 минут, значительная часть школ работала в три смены. Было усилено патриотическое направление при изучении истории и литературы. На уроках истории много внимания уделялось героическому прошлому нашего народа и его борьбе против иностранных захватчиков.

Школа хранит память о каждом своём выпускнике. Так давайте ж постараемся оставить след в этой жизни, оставить добрую память своим детям, внукам.

 

Теплей человеку в дорогах тяжёлых

В суровом краю от того,

Что где на свете есть милая школа

Есть добрая школа его…

1.2 Старокрещенская школа во время войны [прил.5]

Мирная жизнь заменилась хлопотами.

По школьному району в четырёх колхозах («Тумер», «Марий ял», «Онар» [прил.6], «Сорла») насчитывалось 85 неграмотных и 77 малограмотных. Их стали обучать по группам. Неграмотные разбиты на пять групп и на четыре группы малограмотные. Группы укомплектованы руководителями из числа учителей и культработников. Организована особая группа малограмотных по сельсовету с допризывниками 1922-1923 года рождения, в количестве 13 человек. Занятие с ними начали с октября 1940 года. Учёбу проводили через день по 3 часа.

1941год. Первый выпуск учащихся Старокрещенской семилетней школы. Год начала Великой Отечественной войны. В школе 9 молодых учителей, среди них один молодой учитель – математик Мочаев А.П., оставленный от призыва по состоянию здоровья.

1942 год. Взяли в армию директора Кузьминых. Директором назначили эвакуированную молодую учительницу Кузнецову Антониду Александровну. окончившую Псковский учительский институт, по специальности биолог. Она приехала вместе с пригнанными коровами из Смоленской области. Коров хотели спасти от немцев.

В школе положение стало трудным: зима холодная, морозы до 40-45 градусов. Дороги заносило снегом. Многие учащиеся ходили в лаптях. В школе холодно. Дети одежду не снимали. Из-за отсутствия лошадей дрова в школу не подвозились. Учащиеся бросали школу. В холодную погоду мальчики из деревни Любимого, Аксарки, Мало-Кокшайска спали в школе на партах, а в школу ходили из 13 деревень.

В 1943-1944 учебном году было 143 ученика, выбыло из школы – 60 учеников. По классам: из 1 класса – 3 ученика

из 2 класа – 1 ученик

из 3 класса – 1 ученик

из 4 класса – 6 учеников

из 5 класса – 22 ученика

из 6 класса – 19 учеников

из 7 класса – 8 учеников

Осталось в школе 83 ученика. Успеваемость была низкой. Оставлено на второй год – 14 учеников, дано задание на осень 16 ученикам. В данном учебном году были испытания по всем предметам.

Знания учащихся оценивались отметками отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. В марте 1944 года была изменена оценка на пятибальную. За III четверть уже оценили цифрами: 5,4,3,2,1. Учебников не было. Чернила делали из травы конского щавеля. Тетради отсутствовали. Писали некоторые ученики в книгах между строчками. Настроение у ребят было подавленное, особенно когда приходила похоронка.

В школе было горячее питание. Варили суп из картошки. Учащиеся, у кого была корова, приносили для супа сметаны, как Виноградов Виталий Дмитриевич.

Некоторые ученики в школу приходили без завтрака. Вот, к примеру, семья Волковых. У них училась дочь Яна. Мать к обеду приносила две-три картошки, выпрошенную у соседей. Пришкольного участка не было. Но школа продолжала работу по обучению и воспитанию. Москвичёв Владимир из Старого села учился только на «4» и «5». Получил среднее образование, военную специальность и стал генералом.

Был общешкольный план, в воспитательных планах намечали мероприятия. Каждый вторник с учителями проводилась политинформация о событиях на фронте. А в среду политинформацию проводили по классам и разбирали газетный материал.

Выпускали общешкольную газету «Школьник». Были школьные художники, ответственные редакторы, но и ответственный учитель. Смотр газет проводили в РОНО. Однажды газета заняла первое место. Получили премию: краски, карандаши.

Каждый понедельник утром проводилась пятиминутка: подводили итог работы школы и намечали мероприятия на следующую неделю.

Работали кружки: хоровой, драматический, шахматный.

Члены хорового кружка, все учащиеся изучили и умели петь «Гимн Советского Союза» и песни на военную тему, как «Священная война». Музыканта не было, но каждый праздник отмечали концертом. Баянистом был ученик 6 класса Майоров Феликс [прил.7], который впоследствии стал марийским писателем, автором многих литературных произведений… В смотре художественной самодеятельности два раза занимали первые места. Наградой была гармонь.

Драматический кружок показывал отрывки из детских пьес и короткие инсценировки на военную тему. Трогательным была инсценировка произведения «Чодыраште», где описывается, как девочка помогала партизанам.

В пионеры принимали учащихся с 3 класса. Девиз: «Будь готов! Всегда готов!»

Организовывали помощь пожилым людям, участникам войны, больным. Например, Никифорову Павлу Тимофеевичу. Он был раненый. Приехал в деревню. Пионеры зимой кололи дрова, убирали снег.

Работы в колхозе «Онар» было много. С мая месяца начинали вывозить навоз из фермы. Мальчики 5-6 классов возили навоз в поле на лошадях, а мальчики 7 класса боронили колхозные поля. Это трудоемкая работа. Работали с утра до позднего вечера.

Наступает сенокос. Тут тоже начинается работа для детей. Учащиеся с 3 по 7 классы ворошили сено.

Участвовали в тереблении льна. Вытеребленная сотка льна оплачивалась 20 копейками.

Осенью ребята копали и собирали картофель. С утра три часа учились, после обеда три часа трудились в поле. За работу колхоз давал проценты картофелем, а часть выплачивал деньгами. Круглый год дети могли питаться. Это было в 1943-1944годах.

Много трудностей пришлось пережить ребятам военного периода. Они выдержали холод, голод, потерю своих родных, близких и товарищей. [прил.8],

 

Учителя были со средним образованием, хотя работали в старших классах:

Кузнецова А.А. – биолог

Кузьминых А.Г. – языковед

Мочаев А.П. – математик

Мочаева В.П. – маровед

Петров – физкультурник

Москвичёв И.С. – физкультурник

Казанцев С.Н. – маровед

Главным богатством школы всегда были умные, талантливые, любящие свою профессию педагоги. Славные страницы вписаны в историю школы благодаря Заслуженной учительницы Марийской АССР Казанцевой Валентины Павловны. [прил.9]

 

Казанцева Валентина Павловна (Мочаева)

 

В конце на правой стороне улицы Шкетана стоит обычный деревянный дом. Сейчас когда-то новый дом уже постарел, постарела и хозяйка, да и дети ее уже в зрелом возрасте. В этот вечер сюда привело нас одно желание: поближе познакомиться с хозяйкой дома Казанцевой Валентиной Павловной. Много хороших слов я слышала о ней и ее муже, Казанцеве Сергее Николаевиче, от своих родителей. Полвека посвятили они педагогическому труду. Валентина Павловна пригласила нас в дом. Она в этот вечер

оформляла семейный альбом. Мы объяснили ей, с какой целью пришли в гости. Она охотно согласилась поворошить с нами листы прошлого.

Думала ли Валентина Мочаева из Сернурского села Кукнур, что выберет профессию учителя и посвятит ей полвека? В то далекое предвоенное время об этом она и не мечтала. Правда, мать, Татьяна Евдокимовна, [прил.10] 28 лет проработала учительницей и стала «Отличником Народного Просвещения».

Но ее старшая дочь Валя тяготела к медицине. Она бегала в медпункт, где фельдшером работал ее отец, Павел Осипович. [прил.10 ] И видела, как люди тепло благодарили его за оказанную помощь. Валентине страстно хотелось стать фельдшером. С этой целью даже начала изучать латынь. Во всяком случае, читать на уровне рецептов научилась сносно.

Родилась Валентина 2 апреля 1925 года.

Окончив семилетку, она подготовила документы для поступления в медицинское училище. Но случилось непредвиденное. Старший брат Анатолий, узнав о намерениях сестры, забрал ее документы и отвез в Сернурское педучилище, [прил.11 ] где учился сам.

Через два года, в начале войны, педучилище закрыли. Доучиваться пришлось уже в Новоторъяльском училище, которое закончила через год.

Направление Валентина Павловна, молодая учительница начальных классов, получила в Старокрещенскую семилетнюю школу.

В Старое Крещено она приехала в августе 1942 года. Шла война.

В сентябре направили на курсы учителей марийского языка и литературы. В школе начала учить марийский язык и литературу. Проработала мароведом 10 лет.

В 1951 году заочно окончила учительский институт для работы в 5-7 классах по русскому языку и литературе.

В 1965 году окончила Марийский государственный институт им. Н.К.Крупской по специальности русский язык и литература для работы с учащимися средней школы.

Педагогический стаж 50 лет, плюс 3 года воспитательной работы в интернате. Общий стаж работы в данной школе - 53 года. Проработала завучем в школе около 25 лет. За заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета Марийской АССР Указом от 22 июня 1966 года присвоил почётное звание Заслуженного учителя Марийской АССР.

 

Общественная работа

В школе работу начала в период Великой Отечественной войны. Больше внимания уделяли на работу с населением. Была агитатором в колхозе «Йошкар кече». Как молодая учительница, дали руководство художественной самодеятельностью: хор, концерты.

Четыре раза исполняла обязанности секретаря избирательной комиссии во время выборов. Два года была судебным заседателем. Три раза избирали депутатом Старокрещенского сельского совета.

18 лет – руководитель общества пенсионеров.

 

Семейная жизнь

 

С мужем Казанцевым Сергеем Николаевичем [прил. 12] совместно прожили 55 лет. Сергей Николаевич после окончания Новоторъяльского педагогического училища по направлению в 1945 году приезжает в Оршанский район. Начинает работать учителем начальных классов, а затем учителем марийского языка и литературы. [прил. 13] Общий стаж - 45лет. Награжден Почетной грамотой РСФСР. Медалью «Ветеран труда» и многими грамотами. Воспитали четырёх мальчиков. Все получили высшее образование. Валентина Павловна имеет 10 внуков, 4 правнука.

 

 

Заслуги учителя-ветерана

звание «Заслуженный учитель Марийской АССР» 1966 г.

Награждена двумя медалями: «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.»

Ветеран труда. Удостоверение от 15.08.1996 года.

Ветеран Великой Отечественной войны и труда от 07.10.2003 года.

Решением Президиума Совета ветеранов РМЭ от 13. 11.2003 года присвоено звание Почётного ветерана Республики Марий Эл.

 

Заключение

Школа по-прежнему встречает своих учеников. Светлые и уютные классы становятся вторым домом для сотен мальчишек и девчонок. И пока существует Земля, вечно будут живы Школа, Учитель, Ученик.

Все мы говорим школа, школа. А что же это такое на самом деле? Школа – это учебник знаний. Не было бы и певцов, и научных работников, и учителей, ведь все знания, что они получают, даёт именно школа. Одной из таких и является и Старокрещенская школа [прил. 15]

Многие выучившиеся в этой школе благодарны ей за всё, что они получили в стенах этой школы. По опросу выпускников школы мы сделали вывод, что большинство «светлых дней» прошли именно в школе. Именно школа дала им воспитание, открыла им путь в будущее, в будущее света, добра, счастья и любви.

Ведь именно школа учит добру, свету. Трудно даже представить, что было бы с нами, если не было б школ. Героический труд подростков на колхозных полях ярко свидетельствовал о результативности воспитательной работы учителей села. Школьники села внесли свой вклад в Победу: достигнув призывного возраста, уходили на фронт, работали наравне с взрослыми в полях, собирали теплые вещи фронту, поддерживали семьи фронтовиков.

При создании этой работы, конечно же, были проблемы, материалов не очень много. Для того, чтобы оставить след, мы расспросили учителя-ветерана, Казанцеву Валентину Павловну. Большое ей спасибо, что многие её ученики стали видными людьми. Это врач Москвичёв И.Ф., артистка Римма Руссина, детский поэт Григорий Иванов, кандидат психологических наук Волкова (Айварова) Н.Г. В школе работают её ученицы: Емельянова Ю.В. – учительница марийского языка и литературы, Молотова Т.А. – учительница русского языка и литературы. На мой взгляд, цель исследования достигнута.

Год 1945 … год 2020.

Между ними 75 лет мира и памяти.

Память – это благодарность.

Память – это долг.

Память – это жизнь.

Я помню, значит, я живу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: