Раздел 5. Твой духовный мир.




Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

 

 

Учебно - тематический план программы внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

(5 класс)

Тема программы Содержание программного материала Характеристика видов деятельности
    Раздел 1. В мире культуры 4 часа
1 2 1.Величие многонациональной российской культуры 2 часа Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»
3 4 2.Человек –творец и носитель культуры 2 часа В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»
    Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов
5 6 3. «Береги землю родимую, как мать любимую». 2 часа Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
7 8 4. Жизнь ратными подвигами полна. 2 часа Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.  
9 10 5. В труде- красота человека. 2 часа Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д. Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.
11 12 6. «Плод добрых трудов славен». 2 часа Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.
13 14 7. Люди труда. 2 часа В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
15 16 8.Бережное отношение к природе. 2 часа Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
17 18 9.Семья- хранитель духовных ценностей. 2 часа Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. Учебный диалог на основе иллюстративн нго материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.
    Раздел 3. Религия и культура – 10 часов
19 20 10. Роль религии в развитии культуры 2 часа Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религи-озных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений). Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».  
21 22 11. Культурное наследие христианской Руси. 2 часа Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
23 24 12. Культура ислама. 2 часа Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.
25 26 13. Иудаизм и культура. 2 часа Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
27 28 14. Культурные традиции буддизма. 2 часа Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»
    Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа
29 30 15. Забота государства о сохранении духовных ценностей. 2 часа Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организа-ций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.
31 32 16. Хранить память предков. 2 часа Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе -объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художест-венного полотна (Репин. Портрет С.И. Мамонтова).
    Раздел 5. Твой духовный мир.- 2 часа
33 34 17. Твой духовный мир. 2 часа Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете»

Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

(5 класс)

Дата Тема программы Кол-во часов
1 2   1.Величие многонациональной российской культуры 2 часа
3 4   2.Человек –творец и носитель культуры 2 часа
5 6   3. «Береги землю родимую, как мать любимую». 2 часа
7 8   4. Жизнь ратными подвигами полна. 2 часа
9 10   5. В труде- красота человека. 2 часа
11 12   6. «Плод добрых трудов славен». 2 часа
13 14   7. Люди труда. 2 часа
15 16   8.Бережное отношение к природе. 2 часа
17 18   9.Семья- хранитель духовных ценностей. 2 часа
19 20   10. Роль религии в развитии культуры 2 часа
21 22   11. Культурное наследие христианской Руси. 2 часа
23 24   12. Культура ислама. 2 часа
25 26   13. Иудаизм и культура. 2 часа
27 28   14. Культурные традиции буддизма. 2 часа
29 30   15. Забота государства о сохранении духовных ценностей. 2 часа
31 32   16. Хранить память предков. 2 часа
33 34   17. Твой духовный мир. 2 часа

 


Список литературы:

1. Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Бородина А.В. История религиозной культуры: основы православной культуры: учебное пособие.- М.: Издательский дом «Покров», 2003

4. Вамош М.Ф. Быт людей во дни Иисуса Христа, 2004

5. Воинские повести Древней Руси.-Л.:Лениздат,1985

6. Грозовский В. Православное воспитание мальчиков переходного возраста «Советы священника».- С-П.: «Сатисъ»,2006

7. Духовное краеведение Белгородчины. Краткий словарь/ Автор-составитель: Чернова С.С. Центр духовного просвещения. Белгород, 2005

8. Игумен Георгий (Шестун) Православная школа.- М.: «Воскресная школа», 2004

9. Марченков В.Г. Начало православия, М.: «Петит»,1991

10. Полетаева Т.А., Куренков А., прот. П68 Православная культура: история и традиции: учебное пособие в 2-х книгах/Белгород: издательство Синодального миссионерского отдела, 2012

11. Протоиерей Олег Кобец, А.Н. Крупенков, Н.Ф. Крупенков, История Белгородской епархии. - Белгород: Белгородская и Строоскольская епархия, 2006

12. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.

13. Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.

14. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.

15. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.

16. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957

17. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: