Тема 5. Финансирование системы образования и его источники.
Источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования. Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности. Особенности налогообложения в сфере образования. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация. Особенности распоряжения бюджетными средствами.
Тема 6. Труд и заработная плата в системе образования.
Труд работников образования и его особенности. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда. Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Новая система оплаты труда в системе образования (НСОТ) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования. Методы мотивации и стимулирования труда. Власть, влияние и партнерство в образовании. Управление конфликтом в образовательном учреждении.
Тема 7. Материально-техническая база образовательных учреждений.
Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом. Основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы.
Тема 8. Основные направления совершенствования системы образования и повышения её эффективности.
Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения. Роль информационных технологий в постиндустриальной экономике. Теория «человеческого капитала» и ее практическое значение в экономике образования. Проблемы экономического роста в образовательной сфере. Расчеты экономической эффективности образования.
Тематический план
Изучения дисциплины «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»
по специальности 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ» (специализация: «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ»),
заочная форма обучения (4 г.).
№ п/п | Название модулей и тем | Количество часов | ||||||
Всего | Из них аудиторные занятия: | лекции | семинары | практические | Самостоятельная работа | |||
I. | Модуль 1. Экономика образования и рынок образовательных услуг. | - | ||||||
1. | «Экономика образования» как учебная дисциплина. | - | - | |||||
2. | Образование как отрасль национальной экономики и его структура. | - | - | |||||
3. | Управление и маркетинг в системе образования. | - | - | |||||
4. | Рынок образовательных услуг. | - | ||||||
II. | Модуль 2. Доходы и расходы в системе образования. | - | ||||||
5. | Финансирование системы образования и его источники. | - | - | |||||
6. | Труд и заработная плата в системе образования. | - | - | |||||
7. | Материально-техническая база образовательных учреждений. | - | - | |||||
8. | Основные направления совершенствования системы образования и повышения её эффективности. | - | ||||||
Итого: | - | |||||||
.
.
Учебно-методическая КАРТА дисциплины
_________________ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ __________________
(наименование)
Для студентов образовательной профессиональной программы
(наименование, шифр)
по специальности 080507.65 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ» (специализация: «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ»), заочная форма обучения (4 г.)