1.Национальная экономика:
а) имеет отраслевую и межотраслевую структуру;
б) представляет собой единую совокупность экономических объектов региона;
в) подразделяется на отраслевую и региональную;
г) существует независимо от экономики других стран мира.
2. Образование как отрасль национального хозяйства относится:
а) к группе отраслей реального сектора экономики;
б) к отраслям социально-культурной сферы;
в) к отраслям группы «А»:
г) к отраслям, от уровня развития которых зависит технический прогресс общества.
3. Экономическая функция образования состоит в том, что оно ( укажите не менее двух верных ответов):
а) служит центральным звеном структуры национального хозяйства;
б) обеспечивает подготовку и переподготовку работников образования;
в) обеспечивает воспроизводство квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства;
г) удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах.
4. Образование как отрасль представляет собой:
а) сложную систему составляющих ее элементов;
б) совокупность образовательных учреждений;
в) систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих образовательную деятельность;
г) систему учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров.
5. В отраслевую систему образования входят следующие подсистемы ( укажите не менее двух вариантов правильных ответов):
а) экономика дошкольного образования;
б) экономика среднего специального образования;
в) информационная экономика:
г) экономика высшей школы.
6. Экономика образования является:
а) некоммерческим сектором экономики;
б) отраслью экономики, главной целью функционирования которой является получение прибыли;
|
в) отраслью экономики, в которой отсутствуют партнерские отношения между государством и бизнесом;
г) коммерческим сектором с большой долей частного и акционерного капитала.
7. Производительная деятельность в отрасли образования:
а) отсутствует, поскольку создаваемый в этой сфере продукт не имеет вещественной формы;
б) сводится к оказанию образовательных услуг населению;
в) означает создание образовательных услуг, которые непосредственно производят и развивают рабочую силу людей как главную производительную силу общества;
г) не является общественно необходимой.
8. Отношения собственности в экономике образования:
а) не могут иметь места, так как все права собственности на имущество в этой сфере принадлежат государству;
б) распространяются только на движимое и малоценное имущество образовательных учреждений;
в) многообразны и сложны, поскольку в этой сфере существуют разные формы собственности на движимое и недвижимое имущество;
г) на продукт образования не распространяются.
9. Субъектами экономических отношений в сфере образования выступают ( укажите не менее двух вариантов правильных ответов):
а) государство;
б) образовательные учреждения;
в) предприниматели;
г) преподаватели.
10.Чем непосредственно владеет и распоряжается образовательное учреждение:
а) землей, на которой находятся учебные здания и постройки;
б) учебные и иные здания и сооружения;
в) денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на организацию и совершенствование учебного процесса;
|
г) денежные средства, имущество и другие объекты, переданные ему в дар физическими или юридическими лицами.
ТЕМА 3. Управление и маркетинг в системе образования
1. К основным принципам организации управления образованием относятся:
а) единство единоначалия и коллегиальности;
б) планирование;
в) стимулирование трудовой деятельности работников образования;
г) анализ достигнутого.
2. Реформирование системы управления образованием в современной России:
а) предполагает полный отказ от принципа централизации в управлении образованием;
б) означает безусловную децентрализацию управления сферой образования;
в) не допускает сочетания централизации и децентрализации в управлении образовательным процессом;
г) представляет собой процесс развития системы управления народным образованием в целях оптимального функционирования всех его элементов.
3. Какой закон Российской Федерации регулирует полномочия органов управления образованием:
а) Закон «О коррупции в образовательной сфере»;
б) Закон «Об образовании»;
в) Закон «О регулировании естественных монополий в сфере образования»;
г) Закон «Об управлении в сфере образования».
4. Укажите уровни органов системы управления образованием ( укажитене менее двух правильных ответов ):
а) федеральный;
б) городской;
в) местный;
г) муниципальный.
5. К компетенции федеральных органов управления образованием принадлежат (укажите не менее двух правильных ответов):
а) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты;
|
б) регулирование трудовых споров и установление стимулирующих надбавок в сфере образования;
в) разработка примерных учебных планов и программ курсов;
г) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях.
6. К исключительной компетенции в области образования местных органов самоуправления относятся ( укажите не менее двух правильныхответов):
а) формирование местных бюджетов и фондов развития образования;
б) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
в) строительство зданий и сооружений образовательных учреждений федерального значения;
г) разработка и принятие федеральных нормативов финансирования образования.
7. Образовательное учреждение ( укажите не менее двух правильных ответов):
а) самостоятельно подбирает и расставляет кадры сотрудников учреждения;
б) самостоятельно осуществляет научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством страны;
в) не может самостоятельно зарабатывать средства на собственные нужды;
г) не имеет права самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам.
8. К особенностям менеджмента в образовательной сфере относятся:
а) опережение образовательных учреждений в деле применения менеджмента по сравнению с другими отраслями народного хозяйства;
б) сочетание в школьном менеджменте педагогической и экономической сторон управления;
в) полное отсутствие квалифицированных специалистов – менеджеров в системе образования;
г) образовательное учреждение может управляться так же, как и промышленное предприятие.
9. Основными элементами маркетинга являются:
а) товары и услуги;
б) обмен и сделки;
в) маркетинговые коммуникации;
г) все ответы верны.
10.Маркетинг в образовании:
а) не способствует разрешению противоречия между спросом на услуги образования и их фактическим предложением;
б) тормозит темпы роста сферы образования;
в) обостряет противоречие между государственным и негосударственным образованием;
г) способствует оптимизации пропорций между потребностями народного хозяйства и выпуском специалистов для него.
ТЕМА 4. Рынок образовательных услуг
1. Рынок образовательных услуг — это:
а) рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны субъектов и их предложение образовательными учреждениями:
б) система экономических отношений по поводу купли - продажи образовательных услуг;
в) материальные взаимоотношения участников образовательного процесса;
г) все ответы верны.
2. К какому сегменту в структуре современной рыночной экономики относится рынок образовательных услуг:
а) к рынку товаров широкого потребления;
б) к региональному рынку;
в) к рынку услуг;
г) к рынку информации.
3. К какому типу рынков по степени регулирования относится рынок образовательных улуг:
а) к свободному;
б) к регулируемому;
в) к теневому;
г) к рынку совершенной конкуренции.
4. Рынок образовательных услуг классифицируется (укажите не менее двух вариантов ответов):
а) по уровню образования;
б) по степени конкуренции;
в) по возрастной группе;
г) по местоположению образовательного учреждения.
5. Кто является субъектом рынка образовательных услуг:
а) учащиеся;
б) образовательные учреждения;
в) педагогические работники;
г) все варианты верны.
6. Объектом на рынке образовательных услуг выступают:
а) педагогические учреждения;
б) знания;
в) квалификация;
г) диплом.
7. В современной России образовательные услуги:
а) предоставляются бесплатно;
б) полностью оплачиваются родителями и самими учащимися;
в) частично оплачиваются субъектами рынка;
г) недоступны для массового потребителя.
8. Особенностью образовательных услуг является:
а) неосязаемость;
б) неотделимость от педагогических работников;
в) сложность оценки получателем потребительских свойств предоставляемых услуг;
г) все ответы верны.
9. К основным этапам расчета цены образовательной услуги относятся:
а) определение спроса и предложения;
б) мониторинг рынка образовательных услуг;
в) расчет налогооблагаемой базы;
г) все ответы верны.
10.В цене образовательной услуги учитываются:
а) фактические затраты образовательного учреждения на организацию учебного процесса;
б) издержки, связанные с производством образовательных услуг;
в) спонсорская поддержка;
г) верны ответы а) и б).