Кинезиологические методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и функция обучения




( Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2003, №3).

Шанина Г. Е.

 

На основании интеграции обширных теоретических и клинических данных в последние годы было разработано новое направление в биологической терапии психических заболеваний, называемое латеральной терапией (А.П.Чуприков, А.П.Линев, И.А. Марценковский, 1994).

Латеральная терапия — это совокупность методов лечения больных с психическими и наркологическими расстройствами, в основе которой лежит направленное воздействие на индивидуальный профиль межполушарной асимметрии раздражителями различной модальности, дифференцированно возбуждающими или угнетающими активность полушарий.

Характеризуя процесс дестабилизации патологической детермииантной системы при латеральной терапии, можно выделить два нейрофизиологических механизма этого воздействия: первый — это угнетение активности полушария, в котором преимущественно латерализована патологическая детерминанта, второй — активация контрлатерального полушария.

Спектр психотропной активности сеансов латеральной терапии определяется горизонтально-латеральной орга­низацией патологических детерминантных систем при психопатологических симптомах и симптомокомплексах. К числу отдаленных эффектов латеральной терапии относится своеобразное влияние на течение эндогенных психических заболеваний, близкое к хорошо известному терапевтическому патоморфозу (Г.Я.Авруцкий, А.А.Недува,1981). В ходе своеобразной трансформации психопатологической симптоматики снижаются ее активность и прогредиентность (А.П.Чуприков, А. П.Линев с соавт., 1988).

В соответствии с терминологией, принятой А.П.Чуприковым, Е.В. Гуровой и Г.П. Васильевой (1979), обширная группа латеральных методов лечения была обозначена как ФИЛАТ (аббревиатура от физиотерапии латеральной). При этом в зависимости от модальности стимула, используемого для направленного изменения межполушарного взаимодействия, выделяются соответственно электро-ФИЛАТ, аудио-ФИЛАТ и свето-ФИЛАТ (А. П. Чуприков, 1982, 1990). Рассматривая вопрос о латеральной терапии, нельзя не отметить, что при достаточном многообразии используемых методов здесь совершенно не затрагиваются возможности коррекции нарушенных межполушарных взаимодействий и психических функций посредством двигательной активности, т.е. путем воздействия на проприоцептивную модальность. В то же время на сегодняшний день накоплен достаточно большой экспериментальный материал, который, с одной стороны, свидетельствует о влиянии мышечной активности на психический статус человека, а с другой - о возможности использования тонусных характеристик и их динамики в ответ на различные воздействия, включая сложные, в качестве информативного индикатора проблемных зон в организме человека. Подобный подход лежит, в частности, в основе прикладной кинезиологии, представляющей собой новый мультидисциплинарный подход к здоровью, основывающийся на функциональном исследовании пациента, включающем анализ позы, ходьбы, объема движений, статическую и динамическую пальпацию с использованием стандартизированных диагностик в оценке состояния пациента.

Предметом прикладной кинезиологии является дисбаланс в любой системе организма. Он может быть следствием функциональных расстройств или последствий структурных органических нарушений и заболеваний, и это может проявляться своеобразной мышечной слабостью, отражающей дезорганизацию нейромышечного обеспечения и регуляции системы обеспечения. Следствием нейрорегуляторного дисбаланса в первую очередь оказывается биомеханический дисбаланс. «Язык тела,- отмечает И.Р.Шмидт (1994),- никогда не обманывает, это инструмент нашей диагностики и терапии».

Прикладная кинезиология рассматривает человека как единое целое, находящееся в неразрывной связи с природой. В восточной философии человек представляется как частица Вселенной - микрокосмос, отражающая все ее общие законы и связанная с землей и небом - макрокосмосом. Причем здоровье и болезни зависят от обмена космической, земной и энергии организма, которые циркулируют в канально-меридианной системе, обеспечивающей целостность человека. Соответственно концепции биотического триединства Энгельгарда человек обменивается со средой тремя потоками: материи, информации и энергии. Это также обеспечивает целостность человеческого организма. Организм человека представляет структурную, химическую и психическую составляющие, которые равнозначны в сохранении гомеостаза и адаптационных реакциях. Если в системе взаимодействия этих составляющих имеется нормальный баланс, то человек здоров, но если имеется любая патология или дисфункция возникает дисбаланс во всей системе и требуется коррекция всех трех составляющих.

Особенностью метода прикладной кинезиологии является не нозологический, а холистический (интегративный) подход к пациенту. Она сочетает принципы ортодоксальной медицины и традиционных врачебных искусств с современными достижениями квантовой биофизики. Иными словами, проблемы, возникшие у пациента, рассматриваются одновременно на клеточно-мембранном, органном и регуляторно-корковом уровнях с учетом полевых и психоэмоциональных особенностей. Диагностика проблем и оценка их приоритетности для развития той или иной патологии выполняется с помощью мануально-мышечного тестирования при различных провокационных воздействиях.

Мышечное тестирование проводится на свободном мышечном контуре. Мышечный контур - это путь импульсов. Каждое движение - это сокращение или растяжение скелетных мышц и взаимодействие между нервом и мышцей. Мозг получает команду и через млн. нейронов она передается к мышце. При появлении в организме любого напряжения свободный ток импульсов блокируется, то есть обычное функционирование мышечного контура нарушается. Таким образом, любая избыточная эмоциональная реакция приводит к мышечной дезорганизации, а, следовательно, степень выраженности этой дезорганизации может служить показателем силы стресса.

Роли мышечной активности в процессе обучения посвящена работа Пола Е.Деннисона (1994). «Движение необходимо для учения» -, пишет автор. «Движение - это ключ к успеху. Оно пробуждает и активирует многие умственные способности, способствует встраиванию и закреплению нового опыта и информации в нейронных сетях. Движение также жизненно необходимо для действий, с помощью которых мы реализуем и выражаем наше познание и понимание самих себя.

Движение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли. Роберт Датсман (Robert Dutsman), директор нейропсихологических исследований в медицинском центре «Проблемы ветеранов» и Солт-Лейк-Сити в штате Юта, обнаружил, что ходьба способствует улучшению умственных способностей у мужчин и женщин в возрасте от 50 до 60 лет.

Вначале он провел тестирование на выявление их умственных и физических особенностей относительно мало двигающихся мужчин и женщин в возрасте 50-60 лет. Затем он предложил им 4-хмесячную программу быстрой ходьбы. В конце четвертого месяца их показатели по тем же тестам подскочили на 10% (Olsen Eric. Fit Kids, Smart Kids. 1094). Перекрестные шаги активизируют полноценную работу системы «интеллект-тело» перед началом физических занятий спортом или танцами P. Dennison, 1994).

Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движений мышц. Все наши умения - это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Человек может мыслить, сидя неподвижно, но для того чтобы закрепить мысль в сознании, необходимо совершить действие, например, материализовать ее в виде слов. Когда мы пишем, мы устанавливаем связь с мышлением, используя движения своей руки, необходимое для построения нейронных сетей.

Разговор закрепляет мысль, это ярко выраженный сенсомоторный навык, требующий тонкой моторной координации между мышцами лица, языка, голосовых связок и глаз, а также проприорецепторов лица. Проговаривание позволяет организовать и развить мысли. Нейротрансмиттер ацетилхолин выделяется через синапсы активизированных нейронов и стимулирует работу мышц во время разговора. Повышенное и последовательное выделение ацетилхолина способствует росту дендритов в этом месте, развивая таким образом нервную сеть.

Очень интересны сведения, приведенные в литературе относительно взаимосвязи функционального состояния отдельных мышц и мышечных групп с психическим статусом человека. Так, по мнению В. Райха (1993), характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Ригидность (от лат. «окостенелый») мускулатуры - соматическая сторона процесса подавления и основа его существования. В частности, автором дифференцированы мышцы в различных частях тела, которые становятся ригидными, когда человек подавляет такие влияющие на вегетативные функции чувства, как ненависть, тревожность, любовь. К подобным защитным мышечным сегментам им отнесены мышцы, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Так, напряжение живота и поясничных мышц связано со страхом нападения.

«Хронические мышечные «зажимы», - утверждает В.Райх (1993), - блокируют основные процессы биологического возбуждения, и именно на их устранение и должны быть направлены различные виды телесно-ориентированной терапии.

Первая из них - это работа над структурой тела.

На роли тела в анализе характера и терапии центрирована биоэнергетика Александра Лоуэна. 0на включает в ceбя теорию дыхания Райха, техники эмоциональной раскрепощения (бить кушетку, кричать, плакать и т.д.) напряженные позы. Суть последних заключается в том, что постоянно зажатых частях тела напряжение увеличивается до предела, и человек вынужден расслабить мышцы. С этой целью рекомендуются следующие упражнения: 1 - наклоны до прикосновения к полу, не перенапрягаясь (ноги могут дрожать) с медленным возвращением в исходное положение; 2 - ноги чуть согнуты в коленях, сгибание назад с кулаками, расположенными на пояснице, шея, как и в предыдущем упражнении, должна быть расслаблена, голова свисать назад, вдох свободен; 3 - наклоны назад через мягкий стул. Упражнения нужны для тех частей тела, которые хронически напряжены.

Приведение тела к лучшему мышечному равновесию, в частности к уравновешенному распределению веса основных его частей, лежит и в структурной интеграции, предложенной Идой Рольф (отсюда она носит название рольфинг). Рольфинг работает с тканями, которые поддерживают скелетную мускулатуру. Ида Рольф указывала, что психотравма или незначительное физическое повреждение могут выразиться в небольших, но постоянных изменениях в суставно-связочном аппарате или мышечной ткани. В результате этого происходит смещение определенных структур, которое сопровождается уплотнением связующих тканей, что препятствует их возвращению на место. Одновременно в порядке компенсации происходят изменения и в отдаленных точках тела. Рольфинг, растягивая фасциальную ткань, восстанавливает равновесие и гибкость. Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Цель рольфинга - физическая интеграция, которая, не ставя психологические процессы предметом специального внимания, в то же время помогает устранить психологические и эмоциональные блоки.

Метод Фельденкрайза направлен на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые могут быть нарушены любыми негативными влияниями. Его цель - создание возможности развития максимального усилия и выполнения действия с максимальной эффективностью не посредством увеличения мускульной силы, а путем понимания работы тела. Это достигается за счет успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры, так как чем активнее кора, тем меньше человек осознает тонкие изменения при выполнении движений.

Основные упражнения, рекомендуемые автором, выглядят следующим образом:

а) сидя на полу, голова - прямо, без напряжения повернуть голову направо, настолько, чтобы увидеть что-то сзади, затем повернуть голову в исходное положение: - вперед;

б) повернуть голову направо, в этом положении повернуть направо сначала глаза, а затем и плечи, проверив при этом, можно ли еще повернуть голову назад (повторить 3-4 раза);

в) из этого положения сдвинуть бедра вправо и посмотреть, можно ли повернуть голову еще больше направо;

г) не меняя больше положения головы, повернуть ее направо, а затем сдвинуть направо глаза, плечи и бедра.

д) повернуть голову налево, насколько далеко можно ее повернуть.

Повторить все, что делалось, в правую сторону, но только в уме, а затем выполнить.

Согласно Шарлотте Селвер и Чарльзу Бруксу для чувственного осознания необходимо сфокусироваться на непосредственном восприятии, научиться отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые часто перекрывают или извращают опыт. Их упражнения основаны на лежании, стоянии, сидении и ходьбе. При уменьшении ожидания чего-то ощущения становятся более богатыми и полными.

Пробуждению чувствования посвящена книга Бернарда Гунтера "Релаксация ощущений". В ней автор рекомендует упражнения, которые помогают людям почувствовать свое тело, соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.

В 1970 годах в центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии Пол Деннисон разработал Гимнастику Мозга. Гимнастика Мозга выросла из работы в области создания учебных планов и экспериментальной психологии в Университете Южной Калифорнии, где его исследования были сосредоточены на начальном чтении и связи с навыками внутренней речи. История этой Гимнастики такова.

Доктор Деннисон обнаружил, что некоторые пациенты не могли делать перекрестные шаги, но успешно выполняли «гомолатеральные» движения, т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела. Такие люди обычно использовали одно полушарие мозга в определенный момент и страдали от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Деннисон также обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения.

Техника «Латерального Переобучения по Деннисону» - это серия специфических упражнений, которые восстанавливают эффективное, интегрированное выполнение перекрестно-латеральных движений, зрение и слух. Упражнения выполняются под руководством квалифицированного инструктора. Они позволяют обучаемому почувствовать неэффективность гомолатеральных движений и гомолатеральной обработки сенсорной информации. Выполнение перекрестно-латеральных движений облегчает процесс учения, активизирует тонкую моторику, балансирует движениями и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, а также базального ганглия и мозжечка. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли, включая премоторную и верхнюю премоторную кору.

Эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, снижают стресс и улучшают общее состояние здоровья. Помогают молодым людям подготовиться к обучению, а пожилым - сохранить активное мышление и память. Но самые значительные успехи в развитии, наблюдаются у детей и взрослых с диагнозами «учебная неспособность», «гиперактивные расстройства с нарушением внимания», «отставание - эмоционального развития».

Огромная привлекательность Гимнастики Мозга состоит в ее простоте и практичности. Человек может делать эти упражнения в любое время, чтобы повысить эффективность того, что он в данный момент делает. Все упражнения программы просты, выполняются свободно и легко (К. Ханнафорд., 1998).

Подготовительная процедура называется «Ритмирование». Она означает обретение Позитивности, Активности, Ясности и Энергетичности сознания и тела в процессе учения. Для подготовки к учению в определенной стабильной последовательности рекомендуется исполнять в начале учебного дня, после перемены и перерыва на обед, перед собой деятельностью 4 действия: 1) питье воды для энергетичного учения, 2) «Кнопки Мозга», 3) «Перекрестные шаги»и 4) «Крюки».

«Кнопки мозга». Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на пупок, другой имулировать точки под ключицами между ребрами, углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Сонные артерии - одни из первых артерий, отходящие от сердца. Их задача – нести свежую, обогащенную кислородом кровь в мозг. «Кнопки Мозга» находятся над местом разветвления двух сонных артерий. При массировании этих точек ативизируются барорецепторы (рецепторы давления). Нервные клетки барорецепторов могут воспринимать изменения кровяного давления и с помощью рефлекса каротидного синуса поддерживать нормальное давление крови, поступающей в мозг (G.Tortora, N. Anagnostakos,1990). Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную ролъ в поддержании равновесия тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. Если учеловека малоподвижные глаза (при зрительном торможении), то вестибулярная активизация заставит глаза двигаться так, чтобы мозг мог воспринимать зрительную информацию извне (P.Dennison, G. Dennison, 1994).

«Перекрестные шаги» - это перекрёстно-латеральная ходьба на месте. Когда человек касается правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. «Перекрестные шаги» - осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большее количество нервных путей, быстро и более интегрированно связывающих оба полушария, что делает возможным причинно-обусловленный уровень мышления, «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает тонкую моторную координацию и требует активизации как вестибулярного аппарата, так и лобных долей мозга. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше передние доли мозга работают в связи с базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.

«Крюки». Для выполнения этого упражнения вначале следует скрестить лодыжки, как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого необходимо вытянуть руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу, а большими пальцами вниз, перенеси одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок». Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и «перекрестные шаги». Оно приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга.

Находясь в этом положении, следует прижать язык к твердому нёбу за верхними зубами. Это действие возбуждает, средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться и от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. Поза «Крюки» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее (Dennison, 1994). Две минуты этого упражнения способствуют сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания в рептильном мозге и снижения выработки адреналина. Упражнение в любое время можно использовать самостоятельно для контроля за своим поведением, переключения внимания учеников после переме­ны.

Далее необходимо сконцентрироваться на стрессовой или исключительно сложной ситуации жизни. При этом следует обратить внимание на то место в теле или те мышцы, в которых испытывается напряжение, а также на изменения в дыхании или какие-либо другие особенные реакции. Затем нужно сделать «Крюки» стоя, сидя или лежа в течение двух-пяти минут. По окончании этого времени обращается внимание на разницу в напряженности мышц, дыхании и отношении к ситуации. Ситуация не изменилась, но сознание и тело приспособились к ней и могут теперь справиться с ней более эффективно.

«Ленивые восьмерки для письма» - это письменное упражнение, специально разработанное для улучшения письменной коммуникации. Она помогает установить необходимый ритм для улучшения координации «руки-глаза». Чтобы сделать это упражнение, надо нарисовать символ «бесконечности" (восьмерка «на боку») на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинать следует от центра, затем, двигаясь против часовой стрелки, вверх, влево и' обратно к центру; затем по часовой стрелке вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Рисуется пять или более «восьмерок» каждой рукой, а затем обеими руками. Лучше всего рисовать «восьмерки» крупно, но в пределах поля зрения, чтобы стимулировать крупные мышцы, и на какой-либо поверхности для стимуляции тактильной чувствительности (Dennison, 1994). Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.

Упражнение помогает в периоды творческого застоя. Ученикам они могут помочь во время выполнения контрольных работ. Если они начинают испытывать стресс и видят, что их мышление стало гомолатеральным (то есть ограничивается чрезмерным функционированием либо левого, либо правого полушария), можно нарисовать несколько «ленивых восьмерок» пальцами на парте, чтобы восстановить перекрестно-латеральную интеграцию. В таком состоянии найти решение гораздо легче.

«Ленивые восьмерки для глаз» похожи на «Ленивые восьмерки для письма», за исключением того, что при их вы­полнении внимание фокусируется на движениях глаз и системе координации «руки-глаза» и «глаза-руки». Эти «Ленивые восьмерки» заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим восьмерку как знак бесконечности, в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это следует выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начать движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Голова должна находиться прямо и расслабленно. Следить за движением большого пальца нужно только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр, аналогично по часовой стрелке вправо и вверх, и обратно в центр. Затем необходимо сцепить руки «в замок» таким образом, чтобы большие пальцы были направлены вверх и образовали перекрестие («X»). Сосредоточившись на центре перекрестия; нужно выполнить движение двумя сцепленными руками. Движение повторяется не менее трех раз каждой рукой.

Другой вариант: если рисовать «восьмерку» перпендикулярно телу, то тренируются внутренние мышцы глаз, которые отвечают за положение хрусталика и размер зрачка. Начиная от центра зрительного поля, следует так двигать рукой, чтобы большой палец был направлен вверх, вперед от себя и очерчивал «дальнее кольцо восьмерки», а затем от ее центра к глазам, очерчивая «ближнее кольцо восьмерки». Движение, как и предыдущее, плавное и непрерывное, двигаются только глаза и рука.

«Ленивые восьмерки» - важное коррекционное упражнение после работы на компьютере, оно снимает усталость глаз, а также напряжение в мышцах шеи и боль в спине.

«Слон». Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги. Затем левая рука вытягивается как хобот, колени расслаблены, а рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение следует выполнять медленно 3-5 раз, повторив его правой рукой, прижатой к правому уху. Движение, осуществляемое в основном центральными мышцами корпуса, активизирует и балансирует всю целостную систему, возбуждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха, базальный ганглий лимбической системы, мозжечка, сенсорные и моторные зоны коры и особенно лобные доли мозга. Зрительная информация, поступающая в мозг, активизирует также затылочную долю. А если к этому упражнению добавить «слоновьи звуки», то возбуждаются слуховые механизмы височных долей мозга, улучшается чувство равновесия. Регулярное выполнение этого упражнения стимулирует весь вестибулярный аппарат, восстанавливая поврежденные нервные сети. Оно рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и улучшает внимание.

«Думающий колпак» активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Для выполнения этого упражнения следует оттянуть ушные раковины,слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз несколькораз. Связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Упражнение очень по­могает, когда необходимо запомнить или вспомнить какую-либо информацию. Физическое стимулирование тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. Более 148 точек, расположенных на ушной раковине, соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке.

«Энергетическая зевота». Суть этого упражнения заключается в массаже мышц вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают всю сенсорную информацию от лица, глазных мышц, языка и рта. При жевании и воспроизведении звуков активизируются все мышцы лица, глаз и рта (Dennison,1994). Когда человек находится в состоянии стресса, его челюсть часто сжимается, и передача нервных импульсов через эту область ухудшается. «Энергетическая зевота» расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Она также способствует более эффективной коммуникации и ясному звучанию. Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования черепно-мозговых нервов улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых и мышц рта.

«Помпа икроножной мышцы». Стресс может вызвать рефлекс, называемый «защитой ахиллова сухожилия» («Тендон Гуард рефлекс), который вызывает напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. «Помпа» -растягивающее упражнение, которое способствует расслаблению этих мышц. Цель этого упражнения - удлинение икроножной мышцы. Стоя прямо и держась за спинку стула, одну ногу следует выставить вперед и согнуть колено, а другую отвести назад примерно на 30 см и расположить на носочке, после чего следует глубоко вдохнуть, на выдохе опустить пятку ноги, расположенной позади, на пол, одновременно сгибая колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед. Такие «растяжки» часто делают бегуны (Dennison,1994).

Упражнение связано с вербальными навыками, облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомом аутизма.

«Энергетизатор» - упражнение, растягивающее мышцы корпуса тела. Следует положить руки на стол перед собой, Затем наклонить подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч, с глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. После этого сделать выдох, снова расслабить спину и опустить подбородок к груди (Dennison,1994). Если это упражнение выполнять 10-15 минут, оно повышает концентрацию внимания. Это. движение активизирует вестибулярный аппарат, «пробуждает» мозг, расслабляет плечи, способствует улучшению слуха, увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы.

Особую роль в комплексе факторов, с одной стороны, отражающих состояние мышечной системы, а с другой - психологический статус человека, играют движения глаз.

Зрение - это в большой степени функция тела. Когда ребенок исследует окружающие предметы, его глаза и глазные мышцы находятся в постоянном движении. Наше зрение ра­ботает наиболее эффективно, если глаза активно двигаются, воспринимая сенсорную информацию из окружающей среды. Когда они перестают двигаться, то не воспринимают информацию, и ее обработка происходит только в мозге. Когда мы, неподвижно уставившись, смотрим на что-то, то не воспринимаем окружающее. В ситуации активного обучения внешние мышцы глаз постоянно двигают глаза вверх и вниз, из стороны в сторону и по кругу. Внутренние мышцы глаза сужают или расширяют зрачки, приспосабливая их к ос­вещению, а цилиарные мышцы хрусталика уплощают или утолщают его в зависимости от расстояния.

При движении головы и тела активизируется вестибуляр­ный аппарат; в ответ на это усиленно двигаются мышцы глаз. Чем больше двигаются глаза, тем более связанно работают их мышцы. Эффективное согласованное движение глаз позволяет ученику фокусироваться, следить за текстом и сосредото­чиваться во время чтения. Чем сильнее мышцы глаз и чем согласованнее они функционируют, тем больше рождается нервных путей, ведущих к мозгу, и тем больше они работают (Albalas, Moses, Dennison, 1990). Это происходит потому, что 80% нервных окончаний в мышцах непосредственно через проприорецепцию и вестибулярную систему соединены с моторными нервами, идущими к глазам и от них (Dennison,1995).

В начале 80-х годов Г.Стоуксом и Д.Уайтсайдом (1987) была разработана новая теория практической кинезиологии, обьясняющая нарушения функции обучения с позиции неспособности правого и левого полушарий головного мозга к интеграции. Это приводит к тому, что аналитический логический) мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному «видению». То есть в качестве одного из возможных факторов дислексии авторы рассматривают «координационную неспособность к обучению в раннем детстве», причины которой могут быть самыми различными. Наиболее часто в качестве причинного фактора выступают функциональные нарушения межполушарных взаимодействий, которые, в свою очередь, почти всегда возникают как следствие нарушения связи между передним и задним отделами доминирующего (логического) полушария мозга. Реагируя на отрицательный эмоциональный заряд, доминирующее полушарие прекращает свою полную сбалансированную функцию в плане физического эмоционального выражения, что приводит к уменьшению функционирования коры больших полушарий головного мозга и, в частности, созданию и поддержанию в общей интегративной зоне доминирующего полушария своеобразных «мертвых» точек (Г.Стоукс, Д.Уайтсайд,19§7). Для их устранения Г.Стоуксом и Д.Уайтсайдом (1987) были предложены разрозненные упражнения и позы, направленные навосстановление межполушарных взаимодействий. Данная концепция и послужила основой для проведения настоящих исследований.

Все вышесказанное явилось базой для создания нами собственного специализированного кинезиологического комплекса, направленного на восстановление межполушарных взаимосвязей. Комплекс состоит из трех разделов, совмещает два обучающих принципа (воздействие на сохранное и нарушенное звено регуляции психофизиологических функций) и включает в себя определенные движения и приемы, адресованные к различным функциональным системам и механизмам регуляции. В него вошли дыхательные упражнения, точечный массаж биологически активных точек, движения перекрестно-параллельного характера обеими конечностями, способствующие восстановлению межполушарных связей, а также определенные позы, направленные на восстановление нарушенного межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса (Патент на изобретение № 2139025). В целом этот комплекс выглядит следующим образом:

1 серия - Общетонизирующие воздействия

1- «К - 27». Дотронуться кончиками четырех пальцев одной руки до области пупка. Другой рукой массировать определенные точки тела по 10-15 секунд, приведенные ниже:

- К - 27 (точки с двух сторон от грудины, сразу под ключицей);

- точки под нижней и верхней губой - передний срединный "центральный" и задний срединный "управляющий меридианы (одновременно касаясь большим и указательный пальцем середины носогубной складки и середины подбородка под нижней губой);

- массировать копчик одновременно указательным и средним пальцами. Затем все повторить, поменяв руки.

1-а. - сделать массаж в области вилочковой железы в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.

1-б "Дыхание". Закрыть одну ноздрю большим пальцем одноименной руки, сделать глубокий вдох, через другую ноздрю выдохнуть (3 раза подряд одной и той же ноздрей вдох, другой - выдох). Повторить со сменой ноздрей.

1-в "Молния". Провести рукой вдоль переднего срединного "центрального" меридиана от нижней губы рта к лобковой кости, затем в обратном направлении. Провести рукой вдоль заднего срединного "главного" меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении. Движения проводить вверх-вниз несколько раз (не менее 3). Всегда заканчивать движением вверх.

1-г "Уши". Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх -наружу от верхней части к мочке уха - 5 раз. Промассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице - 5 раз.

1-д "Ахилл". Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия, затем несколько раз мягко погладить подколенные сухожилия, горизонтально сбрасывая ладони в стороны наружу.

2-серия. Упражнения, направленные на восстановление функциональной асимметрии мозга

1-а "Локоть". Правую руку положить на левую надостную мышцу и сделать левой рукой, согнутой в локтевом суставе, 10-12 маленьких круговых движений в направлении плечом вперед,а затем столько же раз назад. Поменять позиции рук и повторитьупражнение. Движение напоминает игру "паровозик".

2-б "Перекрестное марширование". Сделать 6 пар перекрестных движений, "маршируя" на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Снова повторить "маршировку", выполняя односторонние подъемы бедра - руки вверх. Затем повторить движения перекрестно.

2-в"Знак бесконечности". Нарисовать в воздухе перед собой указательным пальцем вытянутой руки знак бесконечности (горизонтальную восьмерку с центром перед глазами), всегда начиная движение вверх. Ноги на ширине плеч, двигаясь всем телом, сгибая колени, рисовать фигуру максимального размера одновременно, прослеживая глазами без поворота головы (3 -4 раза). Затем повторить это движение другой рукой и потом двумя руками: руки вытянуты вперед, указательные паль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: