ПРИ- и ПРЕ-
Однажды орфография выставила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом – три, а затем – две и одну. Самой первой оказалась ПЕРЕ-, которая очень гордилась своим положением.
- Я среди вас главная, захочу и всех заставлю всё переделать! – заявила она остальным.
Услышал её король Словообразование и сказал:
- Не место красит приставку, а её значение.
Смысл приставки пере- — "вновь", "по-иному", "через": перекрасить, перегнать, перескочить.
Приставка ПЕРЕ- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки ПРИ-. Основной смысл приставки при- — "приближение", "прибавление": прибежать, приделать, также привлечь; в других случаях она указывает на действие, совершающееся в небольшой степени: приоткрыть, прилечь, приподнять; кроме того, она имеет и другие значения. И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву П, ПЕРЕ- бросилась на колени перед королём:
- О, мудрый король! Я, как и приставка ПРИ-, хочу быть многозначимой. Переквалифицироваться хочу.
- Хорошо, - подумав, ответил король.
– Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на одну букву. Теперь ты станешь приставкой ПРЕ -, и будешь употребляться в значении «пере» - и в значении, близком слову «очень». Приставка пре- имеет два основных значения: 1) означает высокую степень качества: предобрый, пренеприятный; 2) имеет в книжных словах тот же смысл, что в простых словах имеет приставка пере-. Например: преломление (ср: переломить), преобразовать, превратить (ср: переворотить) и т. п.
Так в русском языке появилась приставка ПРЕ -.
Давайте же, ребята, будем очень внимательными, когда надо писать слова с приставкой ПРЕ- и ПРИ-.
|
Ребята, я для вас приготовила опорную таблицу, в которой заключено наше правило. Этой таблице вы будете пользоваться в течение всего урока, а потом вы этот листочек вложите в папочку с правилами.
Теоретический материал
Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка при пишется | Приставка пре- пишется |
Если употребляется в значении приближения- прилететь | Если употребляется в значении «очень» |
присоединения-прибить | Если можно заменить приставок пере- |
близости к чему-либо-пришкольный участок | |
неполноты действия- прикрыть дверь |
Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.
В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.
3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
1) Президент
2) презирать
3) преоритет
4) президиум
В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…морский
2) пр…землиться
3) пр…пятствие
4) пр…сесть
В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…клонить колени
В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…бирать
2) пр…растать
3) пр…влекательный
4) пр…большой
В каком слове пишется приставка при-?
1) пр…возносить
2) пр…вратиться
3) пр…сесть
4) пр…уменьшить
В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
1) Пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
|
4) пр…открыть
В каком слове приставка обозначает «приближение»?
1) Пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр..милый
4) пр…пятствие
В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
1) Пр…слушиваться
2) пр…нахмурилась
3) пр…давать
4) пр…летел
ФИЗМИНУТКА
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
“Слуховой диктант”.
(Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).
Приехать, престранный, прервать, пристроить, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить, пристегнуть, преодолеть, преувеличить.
Работа по карточкам. Спишите глаголы, выберите е или и в приставке пре-/при-.
Два ученика работают с обратной стороны доски. Один из учеников выполняет задание по первой карточке, второй ученик выполняет задание по второй карточке. Класс работает по вариантам.
Карточка 1 | Карточка 2 |
Пр.двинуть Пр.забавный Пр.летел Пр.колоть Пр.града Пр.остановить Пр.морье Пр.лечь Пр.огромный Пр.увеличить | Пр.ободрить Пр.усадебный Пр.длинный Пр.лететь Пр.рвать Пр.близить Пр.двинуть Пр.интересный Пр.поднять Пр.плыл |
Проверка в парах по написанному на доске. Ученики меняются карточками и карандашом выставляют оценки.
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Двойки не выставляем.
Подведение итогов
Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? Давайте попробуем сформулировать правило на правописание приставок пре- и при-.