Методика обследования моторной сферы детей с дизартрией: от качественных характеристик к количественной оценке




Канакова Надежда Николаевна,

учитель-логопед

МС(к)ОУ «С(к)О школа №54 VIII вида» г.Пермь

В дошкольном возрасте чаще, чем в других возрастных периодах встречаются речевые нарушения. По данным многих исследований (Т.Н. Гирилюк, и др.) в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с перинатальным поражением центральной нервной системы. Обследования детей раннего возраста показали, что 83% относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения в развитии. Наиболее частыми среди них являются речевые расстройства – 50,5%. Исследования готовности к школе детей 6-7 свидетельствуют о том, что более 50% выпускников детских садов не имеют достаточного уровня развития психических функций необходимого для успешного обучения в школе – последствия патологи центральной нервной системы в младенческом и раннем возрасте [2]. Таким образом, в настоящее время оказание помощи детям с особыми образовательными потребностями стоит более, чем остро.

Одним из возможных вариантов последствий поражения головного мозга на ранних этапах развития ребенка, может быть такое речевое нарушение как дизартрия. С клинической точки зрения дизартрия связана с поражением центральной и периферической нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов. Расстройство моторной функции выступает первопричиной, которая определяет характер нарушений речи у ребенка с дизартрией.

Руководствуясь принципом о системном строении речи, качественное преодоление речевых нарушений при дизартрии невозможно без обследования и развития моторной сферы ребенка. Исследования Л. В. Лопатиной подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням организации движений (по А. Н. Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике [1].

Задачами исследования моторного праксиса у детей с дизартрией являются: изучение состояния двигательных функций, выявление особенностей нарушений двигательной сферы, определение их влияния на механизм речевых нарушений при стертой дизартрии. Исходя из поставленных задач, методика исследования моторного праксиса включает в себя:

- исследование состояния общей моторики;

- исследование состояния произвольной моторики пальцев рук;

- исследование артикуляционного праксиса.

В основу предлагаемой методики положены тесты по исследованию двигательных функций А.Р. Лурия и Н.И. Озерецкого. Для проведения обследования моторной сферы, составлены диагностические карты, в которых обозначены направления исследования и содержание проб для каждой психомоторной функции, а для фиксирования результатов обследования разработаны протоколы, содержащие направление исследования и параметры оценки.

На основе анализа качественных оценок сформированности моторной сферы Е.Ф. Архиповой, Р.Л. Лизуновой, З.А. Репиной, были составлены и определены количественные показатели, для которых вводятся интервальные шкалы. Посредством интервальных шкал элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения [4].

§ Выполнение движений:

4 балла - задания выполняются правильно;

3 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

2 балла - задания выполняются с дополнительной помощью;

1 балл - задания выполняются с ошибками;

0 баллов - задания не выполняются.

§ Переключаемость движений (для проб на динамическую координацию движений):

4 балла - нормальная;

3 балла - замедленная;

2 балла - нарушения последовательности движений, но они исправляются самостоятельно;

1 балл - нарушена последовательность движений;

0 баллов – невозможна.

§ Удержание позы (для проб на статическую координацию движений):

4 балла – правильное выполнение;

3 балла – сокращение времени удержания позы;

2 балла – удержание позы с дополнительной помощью;

1 балл – кратковременное удержание позы с дополнительной помощью;

0 баллов – не выполнение движения.

Для оценки темпа движений и мышечного тонуса используется интервальная шкала с отрицательными значениями, которая наглядно показывает повышение или понижение проявления исследуемого свойства.

§ Темп движений:

+2 балла – быстрый;

+1балл – ускоренный;

0 баллов – нормальный;

-1 балл – замедленный;

-2 балла – медленный.

§ Тонус мышц:

+2 балла – напряженный;

+1 балл – повышенный;

0 баллов – нормальный;

-1 балл – сниженный;

-2 балла – вялый.

Для выявления состояния общей моторики применяются следующие пробы: исследование статических, изолированных движений и двигательной памяти; исследование статической и динамической координации движений.

При исследовании состояния произвольной моторики пальцев рук все предлагаемые задания выполняются ребенком сначала вместе с логопедом, а затем по словесной инструкции. Данное направление включает в себя такие сферы, как: исследование статической и динамической координации движений пальцев рук [7]; исследование способности противопоставления большого пальца руки остальным и динамической координации движений больших пальцев рук [3]; уровень развития кинестетической основы движений руки [1].

Исследование артикуляционного праксиса представляет собой комплексное обследование и включает в себя изучение анатомического строения артикуляционного аппарата, его двигательной функции, статической и динамической координации движений, кинестетической основы артикуляционных движений[6].

Исходя из основных положений исследований по возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Учитывая данную особенность возраста, обследование моторной сферы организуется в процессе игровой деятельности ребенка [8].

Для обследования выбрана тема «Профессия», в связи с чем, в процедуру обследования вводится фактор гендерного различия детей.

Для мальчиков предлагается игровая ситуация «Полет в космос», объясняется, что будущему космонавту нужно быть физически крепким и активным, затем предлагаются пробы на исследования моторной сферы. В заключение обследования, ребенку сообщается, что он прошел курс подготовки «будущего космонавта», и награждается жетоном-звездой (синего цвета).

Для девочек предлагается игровая ситуация «Стань актрисой». Ребенку объясняется, что в профессии актера важно уметь красиво двигаться, правильно говорить и в этом контексте предлагаются задания на исследование моторной сферы. По результатам обследования девочке выдается жетон-звездочка и сообщается, что она прошла курс подготовки «юная актриса».

Создание положительной мотивации у детей во время обследования моторной сферы, позволит предупредить переутомление. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта и для выявления степени сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. На основе полученных данных составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка [1].

 

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ, Астрель, 2006

2. Гирилюк, Т.Н. Проблемы организации ранней логопедической помощи// Организация логопедической помощи: теория и практика: материалы заочной всероссийской конференции (19 мая 2008)/ под ред. О.Н. Тверской; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008.

3. Верясова Т.В. Целостная модель организации моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2001.

4. Кондаков И.М. Практикум по общей психологии. М., 2005

5. Лизунова Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа при псевдобульбарной дизартрии легкой степени у дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Логопедическое обследование. Пермь: ПКИПКРО, 2008.

6. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург, 1996.

7. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. Екатеринбург,1998.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: