Характеристики освещения и световые среды




Ход урока.

I. Организационный момент

II. Мотивация и целеполагание

Тема нашего урока: «Мероприятия по обеспечению нормируемости освещения. Требования охраны труда»

III. Активизация знаний.

1. Опишите искусственное и естественное освещение.

 

IV. Изучение нового материала (лекция). Изучение новой темы «Значение света для человека. Виды и системы освещения, источники света»

(Прочитать лекцию, составить конспект.).

 

V. Закрепление.

Составить кластер на тему: «Мероприятия по обеспечению нормируемости освещения. Требования охраны труда »

 

VI. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. Что сделали на уроке? Что нового вы получила на уроке?

VII. Домашнее задание. Повторить лекционный материал по опорному конспекту.

VII. Рефлексия. Мое отношение к уроку. Понравился ли урок? Была ли информация полезна? Какой метод изучения вам понравился?

Тема: Мероприятия по обеспечению нормируемости освещения. Требования охраны труда

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90%), поступающей из окружающего мира. С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Много несчастных случаев происходит из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков и т.д.

Недостаточное освещение вызывает зрительный дискомфорт, выражающийся в ощущении неудобства или напряжённости, что приводит к отвлечению внимания, уменьшению сосредоточенности, зрительному и общему утомлению.

Свойства света как фактора эмоционального воздействия широко используются путём правильной и рациональной организации освещения.

 

Как устроен глаз и как видит человек

Глаз представляет собой сложную оптическую систему. Оптическая часть глаза состоит в основном из двояковыпуклой линзы – хрусталика, дифрагмирован-ного отверстием в радужной оболочке – зрачком. Хрусталик создаёт на светочувствительной поверхности сетчатки, устилающей глазное дно, действи-тельное, уменьшенное и обратное изображение фиксируемых глазом предметов.

Сетчатка имеет сложное строение и состоит из приёмников света – палочек, колбочек и нервных клеток. Сетчатка глаза содержит 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. Колбочки отвечают за цветное зрение, палочки не различают цветов.

 

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счёт трёх процессов:

· аккомодация – изменение кривизны хрусталика, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза;

· конвергенция – поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;

· адаптация - приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. (При переходе из светлого помещения в тёмное способность различать детали возникает медленно).

 

Характеристики освещения и световые среды

Существует два источника света – Солнце и искусственные источники, созданные человеком. Основные искусственные источники света, применяемые ныне, - электрические источники, лампы накаливания и газоразрядные лампы. Источник света излучает энергию в виде электромагнитных волн, имеющих различную длину волны. Человек воспринимает электромагнитные волны как свет только в диапазоне от 0,38 до 0,76 мкм.

Освещение и световая среда характеризуется следующими параметрами.

Световой поток (Ф) – часть электромагнитной энергии, которая излучается источником в видимом диапазоне. Единица измерения люмен (лм).

Сила света (I). Т.к. источник света может излучать свет по различным направлениям неравномерно, вводится понятие силы света как отношения величины светового потока, распространяющегося от источника света в некотором телесном угле W к величине этого телесного угла. I=Ф/W Единица измерения I кандел (кд).

Коэффициентом отражения (r) называется доля светового потока (Фпад), падающего на поверхность, которая отражается от неё: r = Фотр / Фпад.

Освещённость – это отношение падающего на поверхность светового потока (Фпад) к величине площади этой поверхности (S). Е = Фпад / S. Ед.: 1 лк=1 лм/м2

Одна из характеристик зрительной работы – фон, поверхность, на которой происходит различение объекта.

Важной характеристикой, от которой зависит требуемая освещённость на рабочем месте, является размер объекта различения. Размер объекта различения – это минимальный размер наблюдаемого объекта (предмета), отдельной его части или дефекта, которые необходимо различать при выполнении работы.

Факторы, определяющие зрительный комфорт Требования к системе освещения:

· однородное освещение;

· оптимальная яркость;

· отсутствие бликов;

· соответствующая контрастность;

· правильная цветовая гамма;

· отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: