Задания для диагностики уровня сформированности мыслительных операций по теме: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»(8 класс)




  Задания 1-ого уровня сложности
1. Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию – выбор альтернативы «да» - «нет»   Является ли главной характеристикой элемента его атомная масса?
Ответ: нет
2. Задания на различение содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный Последовательность элементов, которая начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом – это… А) группа Б) ряд В) период Г) главная подгруппа
Ответ: В
3. Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определённому признаку     Установите соответствие между химическим элементом и его положением в Периодической системе:
  1) Fe   2) F   3) Mn   4) Br А) 4 период, VII группа, главная подгруппа Б) 4 период, VII группа, побочная подгруппа В) 2 период, VII группа, главная подгруппа Г) 4 период, VIII группа, побочная подгруппа
Ответ: 1-Г; 2-В; 3-Б; 4-А
4. Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления.   По какому признаку Li и Na относят к одной группе?
Ответ: атомы этих элементов имеют 1 электрон на внешнем энергетическом уровне
5. Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий. Перечислите свойства элементов находящихся в главной подгруппе VII группы.
Ответ: одинаковое строение внешнего энергетического уровня (7 электронов); окислители; не взаимодействуют с кислородом, взаимодействуют с металлами, водородом. Образуют двухатомные молекулы простых веществ (галогены)
6. Задания на воспроизведение понятий, правил, выводов. Что такое электроотрицательность?
Ответ:
7. Задания на воспроизведение текста, данных и т.д. Дайте характеристику элемента № 20
Ответ (краткий):
8. Задания на выявление фактов – измерение, взвешивание, простые вычисления.   Какие факты подтверждают, что металлические свойства в группе ПС усиливаются сверху вниз?
Ответ:
9. Задания на описание фактов и явлений. Чем отличаются атомы изотопов одного элемента?
Ответ:
  Задания на описание и воспроизведение процессов, содержащих в себе определённую логику Опишите, как происходит изменение химических свойств элементов в периоде.
Ответ:
  Задания 2-ого уровня сложности
1. Задания на анализ предполагают умение выделять в объекте различные признаки, а среди них – существенные и устанавливать между ними связи. Как связаны массовое число атома, число протонов и число нейтронов в ядре атома?
Ответ:
2. Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов. Выявите признаки, объединяющие элементы Cl и Br.
Ответ:  
3. Задания на сравнение.     Сравните элементы с порядковыми номерами №6 и №8.
Ответ:  
4. Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов. Почему в периоде слева направо радиус атомов уменьшается?
Ответ:
5. Задания на конкретизацию и обобщение   Почему в 1-м периоде системы Д.И.Менделеева содержится только 2 элемента, а во 2-м только 8?
Ответ:  
6. Задания на классификацию     Какой элемент здесь «лишний»: Li, Be, B, C, Mn, N, O.
Ответ: Mn – элемент побочной подгруппы (d-элемент)  
7. Задания на систематизацию   Предложите план описания элемента по положению в Периодической системе.
  Задания 3–го уровня сложности
1. Задания на комбинирование элементов системы   К каким электронным семействам относятся металлы, находящиеся в разных группах и подгруппах ПС?
Ответ: среди металлов есть s-, p- и d-элементы (примеры)
2. Задания на изменение функций одного из элементов системы   Докажите, что дейтерий и тритий имеют одинаковый порядковый номер.
Ответ: атомы дейтерия и трития имеют заряд ядра, равный единице, следовательно, их порядковый номер = 1. Это изотопы водорода, отличающиеся числом нейтронов в ядре.
3. Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения её функций   Почему водород помещают в одну подгруппу с галогенами?
Ответ: атом водорода имеет один электрон на первом энергетическом уровне, для завершения которого он может присоединять еще 1 электрон. Такими же свойствами обладают галогены, имеющие 7 электронов на внешнем уровне.
4. Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему Чем отличаются оксиды и гидроксиды магния и бериллия, находящихся в одной подгруппе ПС? Где еще в ПС расположены элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства?
Ответ:  
5. Задания на объединение двух или более систем в одну   Почему галогены (типичные неметаллы) и элементы подгруппы марганца (металлы) проявляют одинаковую высшую степень окисления?
Ответ: они имеют одинаковое число валентных электронов – 7. У галогенов это внешние электроны, а у элементов побочной подгруппы – совокупность внешних и d-электронов. Их высшие оксиды имеют одинаковую формулу – R2O7 и относятся к кислотным оксидам. Им соответствуют кислоты с общей формулой – HRO4

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: