Отзыв о художественном фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Режиссёр Эльдар Рязанов




В фильме «Андерсен. Жизнь без любви», снятом в 2006 году к 200-летию знаменитого датского писателя Ганса Христиана Андерсена, режиссёр Эльдар Рязанов в очередной раз поразил зрителей необычностью избранной темы, умением показать внутреннюю жизнь и трагедию гения, множеством режиссёрских открытий и находок, разбросанных по всему фильму, как драгоценные жемчужины.

Фильм о великом сказочнике смотрится на одном дыхании. До появления этого фильма все читали в детстве сказки Андерсена и помнили о них во взрослой жизни, но никто не задумывался о том, какая личность стоит за этими сказками, и уж тем более не подозревал о трагическом одиночестве человека, всеми любимого и почитаемого.

В центре фильма – жизненная история знаменитого сказочника. Режиссёр одну за другой показывает те чаши горечи, которые выпивает герой на протяжении жизни. Однако проведенные в нищете и гонениях годы детства и юности не сделали чёрствой душу, не повлияли на творческую натуру, а даже стимулировали творчество. Писатель почувствовал внутренний потенциал и следовал ему всю жизнь.

Состав исполнителей, как всегда у Э. Рязанова, великолепен: главные роли исполняли непревзойдённые кинозвёзды Сергей Мигицко, Олег Табаков, Валерий Гаркалин. Было приятно видеть в эпизодических ролях таких известных актёров, как Вячеслав Тихонов и Лия Ахеджакова. Две главные роли исполнили молодые актёры Станислав Рядинский и Евгения Крюкова.

Фильм имеет оригинальный сценарий, созданный его режиссёром Эльдаром Рязановым и киносценаристом Ираклием Квирикадзе. Сюжетная линия достаточно сложная, содержит несколько коротких ретроспективных эпизодов (воспоминания героя о прежней жизни) и вставных сказок писателя. Повествование идёт в двух планах: жизнь уже известного писателя и его воспоминания о нищем детстве и юности. Заглавную роль исполняют три актёра, так что мы можем видеть персонаж в разном возрасте.

Биография великого сказочника представлена в фильме в виде интересных, ярких картин, похожих на рисунки к его сказкам. Изображая детство героя, режиссёр не боится показать откровенную пошлость, цинизм в сценах нападения на подростка толпы праздных горожан, недозволенной распущенности матери. Истеричная мать (актриса Оксана Мысик) по-своему любит сына, но не оставляет в его душе заметного следа, потому что грязь обстановки не прилипает к будущему сказочнику. Рядом с ним, как противовес всему злому, находится добрейшая бабушка (актриса Лия Ахеджакова), сумевшая вселить в мальчика токи любви и доброты. Влияние бабушки и родного городка Оденсе, напоминающего в фильме игрушечный город, поселят в душе Андерсена весну вечного чистого детства. Долговязый сын башмачника в исполнении Станислава Рядинского вызывает зрительские симпатии, грустную улыбку, сочувствие этому нескладному подростку. И сам Андерсен назовёт себя в этом возрасте «гадким утёнком», создав одну из самых известных сказок.

Режиссёр фильма умеет превратить в удивительную сказку даже грустные эпизоды посещения мальчиком богадельни – ведь там полусумасшедшие старики поют удивительные, трогательные песни, которые герой позже переделает в своих сказках, расцвечивая их свежими красками.

Поражает в фильме и то, что мы видим одних и тех же актёров, исполняющих положительное лицо в основной сюжетной линии, и его же антагонистов, двойников во вставных сказках «Тень» и «Свинопас». Это теневая сторона жизни человека с его дурными побуждениями и одновременно умение человека подчинить себе всё тёмное, отрицательное в себе: «Тень, знай своё место!»

Исполнитель роли взрослого Андерсена, актёр Сергей Мигицко, подобран очень удачно. Даже внешне он похож на великого сказочника, а в своей игре добивается и внутреннего сходства: в исполнении актёра мы воспринимаем его персонаж человеком не от мира сего (впрочем, такими были все гениальные люди). Он некрасив, но изящен. Его незлобивость – верный признак внутреннего богатства. Актёр талантливо играет чудака, жестоко страдающего, но не растерявшего ни доброты, ни справедливости, ни способности повсюду видеть поэзию. Его душа трепещет от ожидания любви, ласки, нежности, но любовь к нему приходит безответная и туманная. Он так и остаётся одиноким, непонятым молодой певицей Йенни Линд, «ослепительной Йенни» (артистка Евгения Крюкова). Актриса своей игрой подчеркнула в героине душевную чёрствость: она не оценила такой большой любви. Для неё ничего не дорого, кроме благополучия и артистической карьеры.

Многие сцены в фильме сняты в разгар зимы, детских ёлочных праздников, что располагает к сказке, чудесам. Особенно поражает сцена признания в любви. На катке среди разноцветной мишуры и нарядной публики, в праздничной обстановке говорит о своей чистой любви писатель, действительно ожидающий рождественского чуда! Но грубая действительность в очередной раз напомнит ему о том, что он изгой и обречён на одиночество.

И тогда Андерсен напишет сказку «Свинопас», в которой станет ироничным и беспощадным. Его любимая, которую он боготворил, в этой сказке превращается в глупую, алчную принцессу. Написав сказку, писатель не только отомстил лицемерной возлюбленной, но и успокоился душевно, потому что добрый человек не может долго носить в себе агрессию.

Годы обид, нищеты, пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов и музыкантов, клевета, насмешки преследуют героя на протяжении всей жизни. Он понимает, что не похож на спесивых обывателей, но постепенно и сам заражается от них высокомерием, начинает стесняться своей безумной матери, бродяжки-сестры и, наконец, произносит совсем несвойственную его натуре фразу о верной и преданной ему женщине: «Все будут говорить о том, что у первого писателя Дании горбатая жена».

В фильме есть великолепная режиссёрская находка, дающая герою возможность реабилитировать негативные поступки, переиграть некоторые эпизоды, где он совершил непоправимые ошибки. Неожиданно режиссёр переносит действие фильма в далёкое будущее – в оккупированный фашистами Копенгаген в годы II Мировой войны. Здесь Андерсен – датский король, а место его жены по праву занимает теперь верная и преданная Генриетта (актриса Алёна Бабенко), и они вместе делают благородное дело: спасают от смерти евреев, подвергая себя смертельному риску, но строго следуя жизненному правилу Андерсена: «Спасающий одного человека спасает человечество». Поражает то, что эта история происходит много лет спустя после смерти писателя, но включённая режиссёром «машина времени» показывает событие как результат всей жизни Андерсена. Данным эпизодом авторы фильма акцентируют внимание и на проблеме антисемитизма, показав её также в сцене еврейского погрома безобидных евреев-кукольников. В этих сценах отражён и гуманизм великого Андерсена, как самая привлекательная его черта.

Режиссёр показывает, что, помеченный поцелуем Бога, Андерсен был наделён огромным талантом и в этом черпал радость и вдохновение, а все остальные человеческие радости всегда оставались для него закрытой дверью.

Символический образ сказочной двери – одна из лучших находок режиссёра: в детстве Андерсен разрисовал её сказочными персонажами, потом взрослым писателем перевёз в Копенгаген. Всю жизнь она была для него символом детства, волшебства, ассоциировалась со сказкой. Однажды, придя домой, стареющий писатель обнаружил, что дверь закрасили в белый цвет, и понял, что сказок писать уже не будет, а это означало для него смерть (белый цвет – символ смерти).

После смерти душа Андерсена снова выглядит тем же мальчиком, который появлялся в первых кадрах фильма (юный актёр Ваня Харатьян). Кольцевую композицию фильма довершает снова появляющийся Бог, добрый, всё понимающий, умеющий безгранично любить и прощать. Этот уникальный образ создал талантливейший актёр Вячеслав Тихонов. Наблюдая за его персонажем, зритель понимает, что работа над эпизодической ролью порой более сложна, чем над ведущей, ведь актёр буквально за считанные минуты сумел найти такие лаконичные черты внешнего поведения, которые сразу выразили сущность его персонажа.

Перед лицом Бога Андерсен кается в том, что был бездушным, заносчивым, честолюбивым, эгоистичным, скупым, чёрствым по отношению к близким (не поехал на похороны матери, отказал в помощи сестре), но получает за это прощение: «Ты страдал и не озлобился. Я прощаю тебя», - говорит ему Бог. Но есть один грех, который человеку не прощается – это попрание любви: «Ты дурак, Андерсен, что прошёл мимо такого чуда, как любовь женщины». Режиссёр сумел неповторимой рязановской иронией смягчить и эту сцену суда над героем. «Тут, как мужчина, я тебя не одобряю», - замечает Андерсену великодушный Бог.

В заключение, хочется от всей души поблагодарить создателей фильма за то, что они открыли для нас, живущих в XXI веке, облик великого сказочника, обаятельного чудака, оставшегося до самой своей смерти чистосердечным ребёнком, поэтом простых людей, несмотря на то, что короли считали за честь пожать ему руку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: