Методические рекомендации по изучению темы. Сущность и классификация управленческого решения следует рассматривать в разрезе характеризующих их признаков. Процесс принятия и реализацию управленческого решения необходимо изучить в разрезе стадий и критериев оценки. Обратить внимание на экономико-математическое моделирование решений и показатели качества управленческого решения.
Вопросы для обсуждения
1.Сущность и классификация управленческих решений.
2.Методы принятия управленческих решений.
3.Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.
4.Технологии разработки управленческих решений
5.Критерии и показатели эффективности управленческих решений.
6.Оптимизация управленческих решений.
Доклады
1. Основные положения и эволюция теорий принятия решений.
2. Управленческое решение: социальные последствия и технологии их прогнозирования.
3. Теория игр в управленческих решениях.
Деловая игра «Мозговой штурм» (45 минут)
Объектом имитационного моделирования в игре «Мозговой штурм» является процесс проведения мозгового штурма для решения управленческой проблемы.
Вначале деловой игры студенты разделяются на две группы экспертов. Первая группа – эксперты, которые генерируют идеи (эксперты-генераторы), вторая группа – эксперты, обрабатывающие сгенерированные идеи (эксперты-аналитики).
Затем участникам игры предлагается выбрать одну из предложенных проблем.
После выбора проблемы проводится генерация идей её решения первой группой (15 минут). Следует обратить внимание на то, что на данном этапе абсолютно запрещена критика идей в любой форме, приветствуются оригинальные, даже фантастические идеи, а также комбинации, обобщения (без персонального авторства) и улучшения идей. Все идеи фиксируются в письменном виде.
|
На следующем этапе работает вторая группа. Вначале эксперты-аналитики без критики оценивают и обобщают предложенные идеи, прогнозируют возможности их практической реализации (5-7 минут). Затем каждая из выбранных идей подвергается всесторонней конструктивной критике для того, чтобы найти все возможные слабые места (10 минут). Далее эксперты-аналитики выбирают 1-2 наиболее перспективные идеи, озвучивают и обосновывают свой выбор.
В конце игры подводятся итоги, участники игры выявляют «слабые» и «сильные» стороны метода мозгового штурма (5-7 минут).
Деловая игра «Принятие групповых решений» (60 минут)
Цель деловой игры: ознакомление с процедурой сбора индивидуальных предложений и выработка коллективного управленческого решения.
Студенты объединяются в группы по 5-7 человек.
Преподавателем формулируется управленческая проблема и описание условной ситуации, при которой она возникла.
В каждой группе на листе бумаги обозначаются четыре раздела: «Ситуация», «Цель», «Средства», «Предложения».
Важно! Решения о занесении в вышеупомянутые разделы тех или иных предложений участников группы принимаются согласованно коллегиально.
Студенты начинают анализировать ситуацию, в которой возникла проблема, записывают на листе бумаги в раздел «Ситуация» основные причины возникновения проблемы.
Затем студенты определяют и записывают на листе бумаги в раздел «Цель» главную цель управленческого решения и ее подцели.
|
После студенты выявляют и фиксируют в разделе «Средства» необходимые средства для достижения цели.
Далее заполняется раздел «Предложения» по правилам проведения «мозгового штурма», то есть участник группы, который ведет записи, фиксирует в этот раздел абсолютно любые предложения, заявленные как способ достижения желаемой цели в конкретной ситуации при наличии описанных выше средств. При этом фаза сбора предложений не должна переходить в фазу их оценки.
В результате отбора внесенных предложений формируется план действий, в котором распределяются роли исполнителей или ответственных за реализацию определенных предложений, сроки реализации.
Презентация групповых решений (20 минут).
Обратная связь: студенты рассказывают о том, что способствовало их работе по принятию решений, а что мешало. Каким образом можно улучшить эффективность разработки и принятия группового управленческого решения.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр: Инфра-М, 2014.
3. Баева В. Д. Управление человеческими ресурсами в системе согласования целей менеджмента организаций: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. Д. Баева; ФГОУ ВПО "СКАГС". - Ростов н/Д, 2011.
4. Ляско А. К. Стратегический менеджмент: соврем. учебник / А. К. Ляско; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.
5. Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учеб. пособие: Рек. РАНХиГС / М. Г. Зайцев, С. Е. Варюхин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2011.
6. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / А. А. Васецкий [и др.]. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011.