Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию
Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.
· Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
· С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
· В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:
· Неустойчивое внимание
· Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
· Трудности с выполнением словесных инструкции
· Обидчивость, робость, замкнутость.
Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:
· Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
· Наследственность — нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
· Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
· Заболевания первых лет жизни ребенка:
· инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
|
· травмы головного мозга
· повреждения неба
· Неблагоприятные социально-бытовые условия — недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
· Агрессивный информационный поток
· Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.
Симптомы общего недоразвития речи:
· Позднее прорезывание и становление речи;
· Бедный словарный запас;
· Выражены дефекты произношения.
Возрастные нормы
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Год
· Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
· Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
· Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
· Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
· Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
· Эмоционально откликается на речь.
Года
· Словарный запас — около 100-200 слов.
· Хорошо знает и произносит свое имя.
· Умеет выражать простейшие просьбы словами.
· Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
· Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.
Года
· Словарный запас 1000-1500 слов.
|
· Часто задает вопросы.
· Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
· Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
· Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
· Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
· Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
· Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
· Использует прилагательные, местоимения и предлоги.
В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста
· Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
· Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
· Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
· Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
· Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
· Игры на развитие слухового восприятия
· Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
· Тренировка осознанного моторного планирования.
|
Рекомендации для родителей:
Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.
· Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
· Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
· Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
· Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
· Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
· Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
· Не ограничивайте природную двигательную активность
· Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
· Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
· Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
· Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
· Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
· Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
· Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
· Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
· Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
· Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
· Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.
(По материалам Новик Анны)