Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.




Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию

 

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

· Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.

· С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.

· В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

· Неустойчивое внимание

· Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений

· Трудности с выполнением словесных инструкции

· Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

· Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности

· Наследственность — нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)

· Родовые патологии — асфиксия, родовая травма

· Заболевания первых лет жизни ребенка:

· инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)

· травмы головного мозга

· повреждения неба

· Неблагоприятные социально-бытовые условия — недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой

· Агрессивный информационный поток

· Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

· Позднее прорезывание и становление речи;

· Бедный словарный запас;

· Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Год

· Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).

· Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).

· Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).

· Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).

· Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.

· Эмоционально откликается на речь.

Года

· Словарный запас — около 100-200 слов.

· Хорошо знает и произносит свое имя.

· Умеет выражать простейшие просьбы словами.

· Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).

· Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

Года

· Словарный запас 1000-1500 слов.

· Часто задает вопросы.

· Говорит предложениями, объединенными по смыслу.

· Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.

· Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.

· Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.

· Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.

· Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.

· Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

· Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

· Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

· Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух

· Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь

· Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

· Игры на развитие слухового восприятия

· Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения

· Тренировка осознанного моторного планирования.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

· Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами

· Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.

· Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).

· Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями

· Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости

· Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку

· Не ограничивайте природную двигательную активность

· Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.

· Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте

· Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»

· Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!

· Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!

· Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.

· Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

· Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.

· Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.

· Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.

· Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

 

(По материалам Новик Анны)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: